Айгуль Омарова. «БЫТЬ ВЕРНЫМ СВОИМ КОРНЯМ»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахов трудно упрекнуть в неуважении к предкам. За годы с начала суверенитета в стране возникли десятки памятникам батырам и биям, в основном возведённые благодарными потомками. Но при этом до сих пор не сделана попытка переосмысления, научного анализа переломных моментов в жизни казахского народа. Скажем, трудно найти добротное исследование по истории «Алаш Орды».
Айгуль Омарова. «БЫТЬ ВЕРНЫМ СВОИМ КОРНЯМ»

Наконец-то на официальном уровне признали, что в стране образовался мировоззренческий вакуум. Сам Нурсултан Назарбаев вынужден был констатировать сей факт. Более того, глава государства открыто заявил, что мы испытываем «недостаток качества идеологической работы, направленной на воспитание патриотизма, формирование положительных социально значимых ценностей». По его словам, действующие в республике институты «должны заняться изучением и всесторонним освещением новейшей истории, становления и развития независимого Казахстана, новой международной роли и статуса нашего государства». И с этим можно только согласиться. Вместе с тем очевидно, что без знания прошлого своего народа чувство патриотизма не воспитать. В этой связи следует, вероятно, обратить внимание на слова президента страны о необходимости развития современной культуры и ценностей Казахстана. «Без этого, - подчеркнул Нурсултан Назарбаев, - общество не может полноценно развиваться, мы можем упустить молодое поколение, которое подвергается воздействию различных культур». Что ж, и с этим можно согласиться, однако нельзя забывать слова великого Александра Пушкина, который говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Казахов трудно упрекнуть в неуважении к предкам. За годы с начала суверенитета в стране возникли десятки памятникам батырам и биям, в основном возведённые благодарными потомками. Но при этом до сих пор не сделана попытка переосмысления, научного анализа переломных моментов в жизни казахского народа. Скажем, трудно найти добротное исследование по истории «Алаш Орды». Если в советские времена имена Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Алихана Букейханова, Смагула Садвокасова и других находились под запретом, то, что сдерживает сегодня историков, писателей создать портрет деятелей этого движения с учётом новых знания? Увы, какого-то движения в изучении жизни и деятельности не только алаш-ординцев, но и всех других людей, внёсших вклад в развитие казахского народа, не происходит. К сожалению, незаслуженно забытыми оказываются многие славные фамилии, в том числе, к примеру, первые наркомы Казахской АССР - люди, строившие в начале прошлого века молодое государство. Сегодня мало кто знает, например, о Биляле Сулееве, наркоме просвещения Каракалпакии. А ведь стараниями Биляла Сулеева в Семиречье создавались первые школы, был открыт учительский институт в Семипалатинске. Благодаря другому семиреченцу Ильясу Джансунгурову, поднималась и развивалась казахская литература. Оба выпускника школы Мамании в Капале были репрессированы и расстреляны. И сегодня, несмотря на их посмертную реабилитацию, о них знают преступно мало, хотя эти люди внесли большой вклад в народное просвещение.

Больше повезло вроде бы первому председателю Совнаркома Казахстана Сакену Сейфуллину. Его именем названы университет, улицы, посёлок. И всё же этого мало. У большинства людей улица Сейфуллина в Алматы, к примеру, ассоциируется с «ночными бабочками», которым невдомёк, что в далёкие двадцатые годы за права женщин боролся 26-летний председатель Совнаркома Сакен Сейфуллин.

Сегодняшние радетели государственного языка и не помнят, что первым, кто настаивал на придании казахскому языку статусу государственного языка, был Сакен Сейфуллин. Будучи председателем Совнаркома, он принял постановление сделать казахский язык государственным. Ещё раньше в апреле 1917 года Сакен Сейфуллин создал общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ», основной целью которого было сохранение казахского языка и просвещение народа. Этим же целям была посвящена газета «Тіршілік», которую с июля 1914 года выпускал Сакен с друзьями.

С первых дней установления Советской власти в Казахстане Сакен участвует в работе Акмолинского совета рабочих и крестьянских депутатов. И вскоре его избирают председателем Совнаркома Казахской АССР. Ему было всего 26 лет. Поэзия и просветительство оказались позже важнее для Сакена Сейфуллина, чем государственная стезя. Подав заявление об отставке (кто в наши дни добровольно уходит с таких высоких постов?), Сакен Сейфуллин становится организатором вузов и школ в Казахстане. Он стоит у истоков создания Союза писателей Казахстана. В то время он напишет: «С тех пор как у казахов началась новая жизнь, как были построены новые школы... одной из неотложных задач, стоящих перед органами народного просвещения Казахстана, стало исследование истории культуры и литературы казахского народа. Однако и по сию пору нет книг по истории и литературе, которые бы отвечали школьным программам. Чтобы написать историю народа, историю литературы, нужны, прежде всего, факты. Поэтому мы обращаемся с просьбой к сознательным гражданам всех уголков Казахстана - собрать и послать в университет древние исторические памятники, такие, как: ораторские речи, рассказы и сказания о батырах, декламации, сказки, легенды, обрядовые песни и т. п. ...Все это бесценные материалы казахской истории, истории культуры и литературы казахского народа». Кстати, это подсказала Александру Затаевичу мысль о сборе устного музыкального творчества казахов.

Но, видимо, таким ярким людям, как Сакен Сейфуллин, не суждено долго жить. В 1938 году Сакена Сейфуллина арестовали и в феврале 1939 года расстреляли в застенках Алма-Атинского НКВД. Так Советская власть ответила человеку, который с юношеских лет боролся за власть большевиков.

15 октября этого года исполняется 115 лет со дня рождения Сакена Сейфуллина. Чем не повод вспомнить этого незаурядного человека, отдать дань памяти его?..

Некоторые лже-патриоты сегодня не любят вспоминать Сакена Сейфуллина, мотивируя это тем, что он далеко не во всём разделял взгляды вождей «Алаш Орды». Но время показало, что Сакен был во многом прав. Главный редактор газеты «Айкын» Нурторе Жусуп хорошо знает биографии первых депутатов Государственной думы царской России, деятелей советской эпохи. Нурторе Жусуп считает: «Сакен Сейфуллин - историческая личность. Он - общественно-политический деятель, писатель, поэт. Разносторонне талантливый человек, поэт-реформатор. Он внес в казахскую поэзию огромную лепту, экспериментируя и подражая Владимиру Маяковскому, он написал ряд произведений, в том числе поэму «Кызыл ат». Впоследствии эта поэма стала для него роковой, ему предъявили обвинение, что через «Кызыл ат» якобы он критикует советскую власть и т.д.»

Нурторе Жусуп отмечает достоинства Сакена Сейфуллина, как писателя: «Его книга, т. е документальная повесть «Тар жол, тайгак Кешу» («Тернистый путь») является одним из ярких исторических, основанных на подлинных фактах документов. В этой книге очень хорошо и четко отражена все действия деятелей «Алаш Орды», правда, она прошла через строгую цензуру, в результате многие факты искажались и были грубо изменены под интересы большевиков. Несмотря на это, «Тар жол, тайгак Кешу» является единственной документальной книгой, в которой была описана с хронологической точностью действительность того времени. Тем и она ценна и не теряет до сегодняшнего дня свою актуальность».

Вот что говорит далее известный журналист: «В его заслугу можно ставить твердость и принципиальность в отношении развитии казахского языка. Сакен Сейфуллин, будучи председателем Совнаркома, принял постановление сделать казахский язык государственным и всячески поддержал и отстаивал интересы казахского языка. Когда его объявили врагом народа, то ему поставили в вину и этот факт. Это мы можем сегодня говорить и обсуждать, тем более обвинять их. Есть люди, которые хотят одним росчерком убрать из истории имя Сакена Сейфуллина. Но тогда было совсем другое время и другие обстоятельства. Ясно одно - все они, хоть и коммунисты-большевики, или алашординцы восприняли объявление и становление казахской государственности, решение о создании Казахской автономной республики, как единственный шанс спасения Нации! И каждый из них верил и боролся за свою идею! Они были непримиримыми в спорах, дискуссиях. Они искали разные пути развития, предлагали, боролись и защищали свои идеи. Это было, действительно, время, о котором можно сказать - Тар жол, тайгак Кешу».

Нурторе Жусуп убеждён: «Историю пересмотреть никому пока не удается. История есть история. Нам нужно учиться у истории. Не допускать тех ошибок, не допускать повторения пуска кровавых машины репрессий...

Сегодня нам нужны такие люди, как Сакен Сейфуллин. Честные, искренне верующие в свои идеалы. Он остался в памяти народа, прежде всего, честным человеком. Красивым человеком не только внешне, но и красивым своей душой, своей порядочностью. У него сложилась трагическая судьба. Но он живет в памяти нас светлым, принципиальным и любящим свой народ человеком!»

«Быть верным своим корням», - призывал лауреат Нобелевской премии по литературе Исаак Зингер. К этому же стремился и Сакен Сейфуллин...

Теги: Казахстан

Поделиться: