Е. Ешаманова: Трудовая миграция. Что русскому здорово, то казаху..?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема миграции в конце XX - начале XXI вв. приобрела огромное значение для всех стран СНГ, включая Казахстан, республики ЦА и Российскую Федерацию. В современном мире процессы легальной миграции призваны способствовать развитию рыночных отношений, интеграции стран в международный рынок труда, обеспечению прав мигрантов путем соблюдения международных конвенций в области труда.. В то же время процессы внешней миграции могут сопровождаться такими негативными последствиями, как усиление оттока за рубеж высококвалифицированных специалистов, развитие криминальных структур, специализирующихся на незаконной поставке рабочей силы в ближнее и дальнее зарубежье, ростом масштабов нелегальной миграции.
Е. Ешаманова: Трудовая миграция. Что русскому здорово, то казаху..?

Тенденции и пути сотрудничества Казахстана и России в решении проблем трудовой миграции из стран Центральной Азии.

Ешаманова Е.Ж., ЮКГУ им. М. Ауезова, г.Шымкент

Проблема миграции в конце XX - начале XXI вв. приобрела огромное значение для всех стран СНГ, включая Казахстан, республики ЦА и Российскую Федерацию.

В современном мире процессы легальной миграции призваны способствовать развитию рыночных отношений, интеграции стран в международный рынок труда, обеспечению прав мигрантов путем соблюдения международных конвенций в области труда.. В то же время процессы внешней миграции могут сопровождаться такими негативными последствиями, как усиление оттока за рубеж высококвалифицированных специалистов, развитие криминальных структур, специализирующихся на незаконной поставке рабочей силы в ближнее и дальнее зарубежье, ростом масштабов нелегальной миграции.

Всемирный банк в январе 2007г. опубликовал отчет, посвященный проблемам миграции в Восточной Европе и Центральной Азии. Согласно данным, представленным в отчете, Казахстан занимает 9-е место в списке ведущих стран мира, принимающих мигрантов. При этом Казахстан является одним из узловых промежуточных звеньев транснациональных каналов незаконной миграции в силу своего географического и геополитического положения непосредственно на пути в страны Европы, прозрачностью и значительной протяженностью границ , открытием в последние годы новых международных авиационных и железнодорожных рейсов, всемирным развитием международного экономического ,гуманитарного, культурного и религиозного обмена, несовершенством системы иммиграционного контроля, а также коррумпированностью некоторых представителей правоохранительных и таможенных органов страны. Кроме того, немаловажное значение имеет нестабильность социально-политической обстановки в странах -экспортерах незаконных мигрантов, последствия войн, вооруженных конфликтов, внутриполитической борьбы в некоторых странах Азии, Ближнего и Среднего Востока, рост активности террористических и религиозно-экстремистских организаций. В силу вышеперечисленного, Казахстан стал использоваться в качестве «транзитного коридора» из государств с нестабильной общественно- политической обстановкой для нелегального трафика людей в страны СНГ и ЕС, транспортировки наркотиков, контрабанды оружия. Следует отметить, что самую протяженную и прозрачную (более 7 тыс. км) казахстанско-российскую границу пересекают также граждане третьих стран ( пакистанцы, афганцы, бангладешцы и др.), следуя в Россию через Казахстан в обход пунктов пропуска ( причем 60% гастарбайтеров едут на заработки в Россию). В настоящее время сохраняется угроза увеличения потока незаконных мигрантов со стороны южных границ РК, особенно из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, так называемых сезонных рабочих.

Сегодня Казахстан в силу своего экономического развития и политической стабильности является местом притяжения рабочей силы, среди мигрантов преобладают оралманы - этнические казахи, проживавшие за пределами республики в 21-ой стране мира (на сегодняшний день в РК официально зарегистрировано 633241 тысяч оралманов) и трудовые мигранты, которые прибывают в основном из более бедных стран Центральноазиатского региона - Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, где отмечаются слабые темпы развития экономики и следовательно, низкий уровень жизни. По неофициальным данным, число трудовых мигрантов, приезжающих ежегодно в Казахстан,- доходит до 3 млн. человек с учетом сезонных рабочих. По прогнозам Агентства РК по статистике, потребность Казахстана в рабочей силе к 2015 году составит 1,2-1,8 млн. человек. Основными центрами трудовой миграции являются Алматы, Астана, Западный Казахстан, Южный Казахстан. На работу приглашают официально лишь высококлассных специалистов в нефтяную отрасль, автомобилестроение, нанотехнологии, то есть тех, в которых страна остро нуждаются и без труда которых обойтись пока не может. На 1 октября 2007 г. на основании официального разрешения местных исполнительных органов на территории Казахстана осуществляли трудовую деятельность более 55 тысяч иностранных рабочих из Китая, Турции, США, Германии, Великобритании, Израиля Индии, Венгрии и стран СНГ. В этот список, естественно, не входят гастарбайтеры, не имеющие квалификации. Большинство трудовых мигрантов - это те, у которых нет официального разрешения на работу, и чьи доходы не декларируются компаниями, которые их нанимают. Сами власти провоцируют нелегальную деятельность криминальных структур по регистрации мигрантов, которая превращается для отдельных коррупционных чиновников в баснословные дивиденды.

Нелегальные мигранты сами становятся заложниками своего положениями, попадая в зависимость от работодателя, который диктует условия работы, без предоставления каких-либо дополнительных компенсаций помимо минимальной зарплаты. Зачастую трудовой мигрант в Казахстане не может устроиться на работу законно, так как разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в РК может получить только работодатель, которому необходимо для получения лицензии не только оплатить ее стоимость, но и собрать более 14 документов, оформление которых занимает от 2 до 7 месяцев. Кроме того, работодатель не застрахован от необоснованных отказов в выдаче разрешения, а это прямые издержки для бизнеса, следовательно, частнику это невыгодно и он предпочтет нарушить закон. К тому же казахстанское законодательство привлекает к ответственности лишь незаконно работающего мигранта, а работодатель не несет никакой ответственности за нарушение трудового законодательства.

Выезд на заработки позволяет мигрантам из ЦА улучшить материальное положение своих семей, которым удается иметь доход хотя бы в пределах минимального прожиточного уровня. Социологический опрос респондентов определил цели миграции: более 70 % мигрантов въезжают в Казахстан с целью прокормить семью, менее 10 % - накопить деньги на учебу или лечение, получить профессию и т.д. Люди стремятся нелегально получить трудовой статус, причин для этого много, основными из них являются несоответствие квалификации требуемому уровню, отсутствие профессии, правовых знаний страны. При этом следует отметить, что практически все денежные потоки, которые вращаются на нелегальной трудовой бирже не облагаются налогами - это теневые доходы. По оценкам экспертов, только ежегодная прибыль получаемая криминальными структурами от прямой торговли людьми достигает 7-9 млрд. долл.[3] Объем денежных переводов мигрантов, работающих в Казахстане, вырос за последние 11 лет в 6 раз - с 500млн. долларов США в 1995 г. до более 3 млрд. долларов США в 2006 г, этот показатель составил 3,9 % ВВП республики, причем главной страной -получателем является Узбекистан (38,6% переводов отправляются туда), второе и третье места занимают соответственно Кыргызстан (25,5%) и Таджикистан (16,8%), эта статистика указывает на тенденцию роста вывоза денежных переводов из Казахстана, минуя налоговые органы. Так, например, по мнению некоторых казахстанских экспертов, только в настоящее время в Казахстане работает более ста тысячи граждан Кыргызстана, занятых в основном в сфере услуг и торговли. Вследствии чего, гастарбайтеры вывозят в соседнюю республику необлагаемый налогами теневой капитал составляющий сумму более 950 млн. долларов США.

С учетом данных факторов, малообеспеченная часть населения стран Центральной Азии стремится покинуть свою страну в поисках работы мигрируя в соседние Казахстан и Россию. По ряду объективных и субъективных причин, они вынуждены выезжать и трудоустраиваться за рубежом нелегально, создавая на местном рынке труда дефицит рабочих мест и как следствие, предпосылки для безработицы. При этом, казахстанские и российские недобросовестные работодатели, заинтересованные в дешевой рабочей силе, охотно принимают незаконных мигрантов на работу, чем усугубляют ситуацию на рынке труда и недоплачивают значительные суммы в бюджет наших стран. Самим мигрантам нелегальное положение закрывает доступ к юридической, медицинской и социальной помощи, они являются объектом очень жестокой эксплуатации со стороны недобросовестных работодателей.

При вхождении Казахстана в ВТО необходимо достичь соглашений относительно свободного передвижения рабочей силы и доступа к национальному рынку труда, что в свою очередь создаст открытый рынок труда и негативно повлияет на трудоустройство казахстанцев. Основным фактором для этого может послужить дальнейшее совершенствование миграционного законодательства в соседней России, которое может привести к закрытию или ограничению доступа на российский рынок большого количества трудовых мигрантов из стран Центральной Азии и увеличит количество мигрантов в Казахстане, вследствие чего решать проблему определения статуса трудовых мигрантов и гармонизации законодательства в этой области Казахстан и Россия должны решать совместно.

Государственные органы должны создавать приемлемые условия для легального выезда граждан на заработки в другие страны. При этом необходимо воспользоваться опытом государств, которые уже сталкивались с подобными примерами и вынуждены были решать их, используя в том числе и проблему легализации трудовых мигрантов. Необходимо также развитие институциональной базы в управлении миграционными потоками и предупреждении незаконной миграции. Правительство РК в плане работ на 2008 г. разрабатывает долгосрочную миграционную концепцию до 2015 года, направленную на удовлетворение дополнительных потребностей страны в трудовых ресурсах, отвечающую требованиям сегодняшнего времени. В то же время интенсификация миграционного процесса в странах Центральной Азии свидетельствует о том, что как бы ни закрывались страны друг от друга, человеческий фактор преодолевает эти барьеры, становясь отправной точкой в диалоге между странами. В послании Президента РК «Новый Казахстан в новом мире» от 28.02.07 г., Назарбаев Н.А. отметил, что «Казахстан совместно с соседями по ЦА будет обсуждать введение специального режима перемещения рабочей силы в странах центрально-азиатского региона».

Казахстан с его большой территорией (2,7 млн. кв.км) и небольшим населением (15,4 млн. человек) и быстро развивающимися секторами услуг, строительства, сельского хозяйства и других секторов экономики которые нуждаются в дополнительной рабочей силе. Руководством республики уже был предпринят шаг по легализации трудовой миграции, так в срок с 1 августа по 31 декабря 2006г. в РК проходила акция по легализации мигрантов с неурегулированным статусом, в ходе было легализовано 164586 незаконных трудовых иммигрантов- граждан из других стран Центральной Азии, до этого незаконно находившихся в Казахстане. Структура занятости мигрантов показывает, что большинство гастарбайтеров занято в строительной сфере, таковых в РК около 47,2%, а в РФ более 42%. Но, если в России депортировать мигранта могут за просроченный срок регистрации и отсутствие лицензии на трудоустройство, а также способствует то в Казахстане депортация нелегалам не грозит, так как миграционный контроль проводится только на вокзалах и рынках. По оценкам экспертов, трудовая миграция в Казахстане имеет свои негативные и позитивные аспекты. Положительные стороны трудовой миграции для РК, как для принимающей стороны: приток необходимой рабочей силы и удовлетворение спроса на рынке труда; улучшение демографической ситуации за счет интеграции мигрантов в казахстанское общество. Вместе с тем, трудовая миграция приносит и плюсы странам ЦА и создает хорошую почву для реальной интеграции. Денежные переводы мигрантов из Узбекистана, согласно данным Всемирного банка, составили 9 % от ВВП страны, в Кыргызстане этот показатель оценивается в 10 % от ВВП, в Таджикистане 14% от ВВП. [3] К негативным проблемам трудовой миграции в Казахстане, относится в основном, наличие большого числа мигрантов с неурегулированным правовым статусом, что способствует налоговой бреши в бюджете республики, тормозит инновационное развитие, а также способствует возникновению межэтнических конфликтов, как это произошло на западе Казахстана (Мангистауская область) между турецкими и казахстанскими рабочими осенью 2006г. По мнению аналитиков, Казахстану прежде всего необходимо упростить правила въезда и пребывания трудовых мигрантов на территории РК, введение которых обеспечат действенный механизм регулирования миграции и защитят правовой статус мигрантов. Вероятнее всего, все эти вопросы будут решаться в рамках миграционной концепции РК до 2015 года. К числу основных целей и задач концепции отнесены формирование в РК единой систематизированной и унифицированной нормативно-правовой базы регулирования миграции, проведение селективной политики в области привлечения иммигрантов с высоким образовательным, инновационным, финансовым и инвестиционным потенциалом. При этом вопросы образования, профессионализма, востребованности той или иной специальности, которой обладает мигрант, будут обязательно учитываться при включении в квоту востребованной рабочей силы в РК.

С обретением независимости в России стал реализовываться принцип свободы передвижения и через практически открытые границы СНГ в РФ устремились миллионы людей в поисках работы. Никогда раньше трудовая миграция не имела для России столь важного значения как сегодня. Демографы подсчитали: Россию ожидает очень быстрое и масштабное сокращение трудоспособного населения, вследствии чего российская экономика сегодня не мыслема без притока трудовых мигрантов. При этом, очевидно, что для России, проблема массовой миграции имеет многоаспектный характер. Одним из главных направлений деятельности миграционной политики в РФ должно стать определение квот, формируемых по заявкам региональных и федеральных властей на использование рабочей силы из стран Содружества. В РФ с апреля 2007г. в соответствии с новыми правилами миграционного учета и приема на работу был введен запрет на торговлю иностранцами в палатках и на рынках России. Однако а одной из причин роста цен на продукты питания. По данным некоторых экспертов, это была ошибка, сделанная в порыве кратковременной политической конъюктуры, в результате которой обогатились отдельные чиновники, инициировавшие данные меры. Согласно исследованиям российских аналитиков, мигранты мало конкурируют с местными жителями по нескольким причинам. Во-первых, они работают там, где не хватает своих кадров. Во-вторых, те рабочие места, которые они занимают, - это по большей части неформальный труд, социально-незащищенный, с низкой оплатой.

В целом, Россия идет по пути других принимающих стран: постепенно складывается определенное разделение труда, выделяются ниши, которые «зарезервированы» для мигрантов и со временем эта сегрегация на рынке труда только усугубится. Серьезной угрозы для большинства трудоспособных россиян мигранты не представляют: недостаток квалифицированных кадров таков, что рабочих мест хватит всем. В ином положении оказываются малоквалифицированные мигранты, работающие за мизерную плату, требующую невысокой квалификации для выполнения работ, непривлекательных для местных жителей. Это так называемая «3 D - работа»: опасная, грязная и трудная (Dangerous, Dirty, Difficult), рост на которую обусловлен спросом государства на иностранных работников, которые согласны на худшие условия труда, неприемлемые для местного населения. Утверждения, что мигранты - это источник преступности, наркотиков и терроризма неверны, так как криминальный бизнес интернационален и не связан с трудовой миграцией. Вместе с тем, де-факто меры, одобренные на уровне правительства РФ, в отношении введения запретов и ограничении на трудовую деятельность гастарбайтеров как показала практика, оказались недейственными и вызвали лишь рост коррупции и теневого сектора, что в свою очередь обесценило все лозунги российских властей о необходимости борьбы с нелегальной миграцией. Тем более, по прогнозам российских экспертов «Центра по изучению проблем народонаселения» до 2050 года Россия должна будет легально принимать более 500 тыс. мигрантов в год из-за недостаточности рабочих рук и демографической депопуляции населения. Россия, переживающая демографический спад, действительно нуждается в дополнительных рабочих руках, в первую очередь это касается малочисленных регионов Сибири и Дальнего Востока.

Между тем, основные потоки гастарбайтеров, по данным ФМС России, устремляются в Московский регион и другие крупные города РФ, которые и без того являются трудоизбыточными. Так, дефицит рабочих рук в столице России достиг критического уровня, констатировали осенью 2007 г. столичные власти, что свидетельствует о том, что размеры квот не просчитываются, а берутся с потолка. По данным городского департамента образования, 80% вакансий в экономике Москвы приходится на рабочие профессии. А дефицит квалифицированных рабочих только в столице составляет 120-130 тыс. человек. Эксперты полагают, что в настоящий момент альтернативы притоку мигрантов в столицу не существует. Однако большие потоки мигрантов из ЦА и других стран СНГ порождают национальную сегрегацию по районам. По данным Центра миграционных исследований, в ближайшие годы чистая убыль трудового населения центральной конгломерации составит 6 млн. человек. А по прогнозам Минсоцразвития РФ, общая численность трудоспособных граждан страны к 2015-му году уменьшится с нынешних 89,8 до 77,2 млн. человек. При низкой средней продолжительности жизни и высоком уровне смертности внутренних резервов компенсации в России практически нет, отмечают российские аналитики. Как заявил президент РФ В.В. Путин «Россия нуждается в притоке трудовых ресурсов, но там и тогда, где и когда это выгодно стране».

Почти 60% приезжих в качестве основного мотива своего переезда в Россию называют желание получить работу. Приехав в Россию, мигрант сталкивается с бюрократической машиной для получения легальной регистрации и лицензии на работу. По мнению экспертов, сегодня ФМС РФ реализует только силовые методы, а необходимо внедрять социально-экономические методы работы, которые будут способствовать либерализации миграционного законодательства и созданию цивилизованного рынка рабочей силы. Вместе с тем, пока никак не решается вопрос о постановке на учет по фактическому месту проживания мигранта, а также доступ самому мигранту и членам его семьи к услугам здравоохранения и образования. Так, в 2007 г. российский сенатор В. Слуцкер предложил концепцию закона о натурализации и гражданстве. Этот документ предусматривал создание в стране балльной системы, которая бы дала возможность предоставлять вид на жительство экономически востребованным категориям приезжих, а также возможность участия мигрантов в муниципальных выборах и снижения подоходного налога для нерезидентов с нынешних 30 до 13%. Эксперты оценили этот документ одобрительно, т.к. он позволит вывести из тени значительную часть доходов, получаемых мигрантами.

Необходимо также отметить, что некоторые российские политики для достижения своих целей умело пропагандируют среди россиян политику ксенофобии и нетерпимости к мигрантам из стран Центральной Азии, их серьезно беспокоит ситуация постоянного роста некоренного населения, так как если эта цифра доходит до 20 % от общей численности населения страны, иностранцы перестают ассимилироваться среди местных жителей и начинают создавать гетто, контролировать которые государству очень сложно. Влияние такой ситуации на политическую и социальную стабильность в стране можно оценить по недавним событиям в Германии и Франции. Эта диспропорция должна измениться, т.к. конкурируя с россиянами на рынке труда, востребованными чаще всего оказываются зарубежные гастарбайтеры, поскольку готовы работать на менее выгодных условиях и за мизерную плату, что создает социальную напряженность в России. Представители общественности Кыргызстана, чьи граждане стали в последнее время самыми частыми жертвами скинхедов, обратили в связи с этим внимание на фразу нынешнего представителя России при НАТО Д. Рогозина. Отвечая на вопрос журналиста, есть ли в России демократия, политик сказал буквально следующее: «Демократия - это власть большинства, а большинство в России - русские. Поэтому демократия настанет в России тогда, когда власть здесь получат русские». По данным ВЦИОМа, утверждение «русские должны иметь больше прав» поддерживают 57% россиян с низким достатком и 25 % состоятельных граждан страны. Подобные настроения россиян приводят к увеличению числа криминальных разборок со смертельным исходом лиц неславянской внешности из стран Центральной Азии с участием российских нацистов. По данным московского ГУВД, для выходцев из стран ЦА опасна националистически настроенная молодежь, численность которой по некоторым данным растет с каждым годом. Так, например, за 2 месяца 2008 года только в Москве по официальным данным правоохранительных органов погибли от рук скинхедов 8 трудовых мигрантов из Кыргызстана.

22 февраля 2008 г. в Москве на неформальном саммите глав государств стран СНГ, президент РФ В.В. Путин признал, что граждане стран СНГ в России, сталкиваются подчас с проявлениями ксенофобии, нетерпимости и даже с преступными посягательствами на их жизнь . «Мы сожалеем и сделаем все для того, чтобы преступники были найдены, изобличены и наказаны. Будем бороться с этим неизменно и постоянно. Именно поэтому мы приняли решения в сфере экономики, малого бизнеса, руководствуясь прежде всего этими соображениями, чтобы граждане стран СНГ, которые приезжают на временное проживание в Россию либо хотят остаться на более длительный срок, были защищены». Одним из главных направлений деятельности ФМС России должна стать правовая норма по миграции, предусматривающая многократное повышение материальной ответственности работодателя за использование труда нелегальных мигрантов. Так, например, только за 2007 г. ФМС РФ взыскало около 4,5 млрд. рублей с работодателей, которые нанимали незаконных мигрантов. Очевидно, что легализация мигрантов послужит определенной гарантией от произвола работодателей и одновременно обеспечит немалые налоговые поступления в бюджет РФ. Известно что, мигрант практически всегда может найти себе работу в теневом секторе. Поэтому многие европейские страны за последние 15 лет регулярно проводят «амнистии», давая возможность таким людям легализоваться.

Страны мирового сообщества по-разному решают проблемы регулирования миграции. Так, например, в Канаде и Великобритании применяются балльные системы отбора иностранцев, оценивающие кандидата по его квалификации и личных качеств, используются также списки приоритетных специальностей. К примеру, в США в отличие от популистских идей российских чиновников и политиков накоплен большой опыт к решению этих вопросов. В США введена очень жесткая система. Сведения о каждом иностранце (паспортные данные, фото и отпечатки пальцев), въезжающем на территорию страны при пересечении границы автоматически попадают в единую базу данных. Въезжающему на территорию США иностранцу выдают на руки идентификационное свидетельство, которое он обязан носить как официальный документ. Однако, несмотря даже на такую жесткую систему учета иностранцев, количество неучтенных нелегалов в южных штатах страны возрастает. А в большинстве стран ЕС мигрантов приглашают на работу при условии, что на это место не претендуют местные жители. Но все эти государства с развитыми и «белыми» рынками труда где масштабы теневой экономики не превышают 5-7%, в отличие от них рынок труда в Казахстане, как и в России более теневой, отследить процессы нелегальной миграции на нем труднее. Полагаем, что РК, РФ необходимо совместно усовершенствовать законодательную базу по миграции, так чтобы она четко определяла права мигрантов и прежде всего была бы направлена на защиту прав последних, а не защиту рынков от мигрантов. Для этого необходимо, по нашему мнению, взяв за основу международные конвенции по миграции приспособить их к своим внутренним условиям. Страны могли бы совместно создавать центры юридической помощи мигрантам, а сотрудничество в области миграции между странами помогло бы улучшить качество статистики по миграции, так как сегодня официальные и неофициальные данные по миграции значительно отличаются друг от друга.

Таким образом, Казахстан и Россия включились в мировой контекст глобализации и потоки передвижения трудовых мигрантов вполне сопрягаются с миграционными тенденциями других стран мира, поэтому сегодня так важен объективный анализ миграции и принятие своевременных и правильных решений в этой области. Для того, чтобы выгоды трудовой миграции для всех стран СНГ проявились в полной мере, Казахстану, России и странам ЦА следует совместно координировать миграционную политику, обеспечивая баланс спроса и предложения на рабочую силу через легальные каналы, предлагающие защиту прав мигрантов, и в конечном итоге, обеспечивающие миграционную безопасность страны. На состоявшемся 6 октября 2007 г. в Душанбе саммите глав-государств СНГ, было подписано Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов Содружества. Кроме того, для регулирования трудовой миграции в СНГ, которая должна учитывать интересы принимающих стран и стран-доноров, работодателей и мигрантов, президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев предложил создать Межгосударственный банк данных по спросу и предложению на рынке труда СНГ и сформулировать перечень совместных мер по предотвращению нелегальной и регулированию трудовой миграции. Вместе с тем, проблемы, связанные с растущей трудовой миграцией, нельзя решить путем введения запретов и ограничительных мер, наши страны должны прийти к единой политике в отношении миграции, а не ограждаться от нее, чтобы избежать непредвиденных последствий миграции и просчетов в ее регулировании. Следовательно, добиться решения всех вышеперечисленных проблем можно исключительно в рамках развития и реализации интеграционных процессов на региональном и межрегиональном уровнях, формированием общего рынка труда и комплексным подходом к решению проблем трудовой миграции.

Литература

1. Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения.-2007 №3.

2. Мукомель В. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М., 2005.

3. Базовый доклад о ситуации с правами человека в Республике Казахстан. Астана,20 сентября 2007 года

4. Статистика ФМС РФ за 2006-2007 г.г.

Поделиться: