Исламский вопрос в Российском Туркестане: или была ли альтернатива политике игнорирования. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мусульманские страны в этот период находятся в спячке и в них не происходят необходимых экономических и политических перемен. Следствием этого становится покорение мусульманских стран христианскими. Жизнь довольно жестокая штука. Слабым нет места в этом мире. И если ваша страна кем - то завоевана хоть экономически, хоть и политически ищите причину не в религии которой вы преклоняетесь, ибо у нее совсем другие цели, а в том, что вы в чем - то отстали от мирового развития. В этом ракурсе интересно развитие Среднеазиатского региона в XIX начале XX вв.
Исламский   вопрос  в  Российском  Туркестане:  или  была  ли  альтернатива    политике  игнорирования.  Ч.1

Мухамедов Ш.Б.- Докторант Института Истории АН РУз.

Исламский вопрос в Российском Туркестане: или была лиальтернатива политике игнорирования.

Вопрос взаимоотношения христианского мира и мира ислама один из самых сложных вот уже более тысячи с лишним лет. По сути одни и те же великие десять заповедей, которые положены в основу трех основных мировых религий, должны бы объединить людей планеты, однако историческое развитие показывает, что представители этих конфессий становятся друг от друга все дальше. В чем причина? Возможно в основе совсем другие причины. Череда завоеваний сначала мусульманскими странами христианских, а затем, наоборот, на генетическом уровне не дают представителям двух крупнейших мировых религий отбросить враждебность друг к другу и, взявшись за руки пойти по пути прогресса. Чем можно объяснить тот факт, что после 16 века христианские страны делают экономический рывок и становятся более могущественными.

Мусульманские страны в этот период находятся в спячке и в них не происходят необходимых экономических и политических перемен. Следствием этого становится покорение мусульманских стран христианскими. Жизнь довольно жестокая штука. Слабым нет места в этом мире. И если ваша страна кем - то завоевана хоть экономически, хоть и политически ищите причину не в религии которой вы преклоняетесь, ибо у нее совсем другие цели, а в том, что вы в чем - то отстали от мирового развития. В этом ракурсе интересно развитие Среднеазиатского региона в XIX начале XX вв.

В данной статье будет рассмотрено отношение Российской администрации к миру ислама в Туркестанском Генерал- губернаторстве, за весь период правления, будут рассмотрены архивные материалы, в которых показаны ошибки и промахи туркестанской элиты в проведении политики «игнорирования» Ислама. Особенно ценными на наш взгляд являются воспоминания современников того времени, знаменитых востоковедов Остроумова Н.П. и Наливкина В.П., которые так же были в составе элиты края и знали прекрасно всех Туркестанских Генерал-губернаторов. Ценными для нас являются отчеты, ревизии графа Палена К.К., проведенной в 1908-1909гг. В них подробно исследовано развитие Туркестана за более чем 40-летний период. [1] Картина туркестанской жизни в них представлена достаточно объективно т.к. в те времена не принято было «обманывать» государя, хотя можно было, и приукрасить действительность, однако статистические данные и основные выводы отчетов вполне соответствуют действительности.

И о самом главном. Автор предпримет попытку объективного освещения этого уникального периода, стараясь не уходить в крайности. На современном этапе есть две основные тенденции в методологии освещения этого периода. Первая российская - имперская, которая заключается в идеализации этого периода. Ее тезис в следующем: «Россия принесла в отсталый Туркестан европейскую культуру и капиталистические отношения, подняла народы региона на более высокий уровень развития, и не понятно, почему они до сих пор не довольны этим и вообще, почему захотели независимости». Вторая тенденция отражает взгляды национальных историков в постсоветских странах и целиком отрицает этот «колониальный» период, считая, что ничего хорошего в нем не произошло. Наверное, истина как всегда посередине. Поэтому, чтобы избежать обвинения в предвзятости будем опираться только на аргументы, высказанные российскими современниками в Туркестане.

Завоевание Средней Азии Россией произошло, прежде всего, благодаря экономической отсталости трех феодальных ханств (Бухарского, Кокандского, Хивинского) которые были обессилены в междоусобной войне. После завоевания встает вопрос об отношении к Исламу главной религии региона. Необходимо отметить, что отношения Российского государства с миром ислама имели длительную и далеко не простую историю. Государство с самого начала формировалось как объединение имперского типа - огромный конгломерат разноэтнических и поликонфессиональных народов.

К середине XIX века в составе России находились значительные территории с обширным мусульманским населением ( Поволжье ,Крым , Кавказ ).

Религиозная политика царизма в отношении мусульман была неоднозначной. В самой России были созданы духовные управления мусульманами регионов. Например, такие как Оренбургский муфтият (1788г),Таврический муфтият (1794г.). Были созданы духовные управления на Кавказе в начале XIX века. [2]

В Туркестане единого органа по управлению духовными делами мусульман за весь колониальный период создано не было. Такие попытки были предприняты в 1884 году, после назначения М.Г.Черняева, на короткий срок, на должность Генерал-губернатора края. Тогда этому помешала комиссия графа Игнатьева, работавшая в Санкт - Петербурге, и разработавшая « Положение об управлении Туркестанским краем от 1886года». В этом положении места Духовному управлению мусульман Туркестана не оказалось.

Вторая попытка была предпринята в 1899-1900годах, после Андижанского выступления под руководством Дукчи - ишана ( 1898г.).

Комиссия, работавшая на протяжении 2-лет, подготовила специальный проект по созданию Духовного управления мусульман в Туркестане. Впервые были подготовлены материалы по мусульманству по приказу Туркестанского Генерал-губернатора С.М.Духовского ( и это спустя 35 лет после завоевания. Ш.М.) Был подготовлен аналитический доклад « Ислам в Туркестане» от имени Духовского [3] .

В целом и подготовленные по мусульманству сборники и сам доклад носили явно противомусульманское направление.

Оценивая, содержание опубликованного сборника один из крупных специалистов в области ислама А. Давлетшин говорит следующее: «Ознакомление... с мусульманством по таким материалам, какие собраны в настоящем «сборнике» едва ли отвечает целям правительства на окраинах; распространение через официальные издания таких крайних идей, что мусульмане самые непримиримые враги христианства и, что ислам учит ненавидеть все прочие религии, предписывает истреблять христиан, при всяком удобном случае, казалось бы, должно вызывать полное недоверие и вражду по отношению к туземцам Средней Азии и, казалось бы, должно подрывать в корне то чувство человеческого уважения со стороны правящего класса к жителям края... У мусульман же подобного рода суждения об их религии оставляет всегда чувство, какой-то глубокой обиды и способствует к еще большому увеличению исторически сложившейся розни». [4]

Интересен тот факт, что 8 августа 1898 года был издан циркуляр № 10, Туркестанского Генерал- губернатора Духовского в котором открытым текстом признается : «Замечено мною, что многие из лиц служащие как в войсках так равно по административно- полицейскому и другим отделам гражданского управления Туркестанского края, недостаточно знакомы с самыми существенными чертами ислама и обуславливаемой им организацией религиозного быта мусульманского населения определяющего собой весь порядок их внутренней жизни. Между тем при соприкосновении всякого рода властей с туземцами и их жизнью подобные знания оказываются существенно необходимыми для избежания различных недоразумений и иногда крупных промахов». [5]

Основная идея циркуляра в том, что колониальная администрация не знает ничего об Исламе и о быте местных народов. Большой проблемой было незнание местных языков. Сборники по мусульманству должны были познакомить администрацию с Исламом, но что из этого получилось мы с вами увидели. Доклад «Ислам в Туркестане» вместо объективного анализа проблемы приводил к резким и отрицательным выводам. Главное высказывание автора: «вообще ислам это исторически привившаяся к государственному организму болезненная язва». [6] Естественно, что Туркестанская элита и чиновники на местах абсолютно игнорировали Ислам и все, что с ним было связано. Вся деятельность комиссии Духовского по созданию Духовного управления мусульман Туркестана ни к чему фактически не привела. В Петербурге в целом отрицательно отнеслись к «антимусульманским» предложениям из Ташкента. После обсуждения в МВД, МИДе и Военном министерстве в основном решили ничего не менять в государственном регулировании ислама в Туркестане. В столице империи понимали, что в отношении к исламу должна была преобладать осторожная и деликатная политика. [7] В 1901 году Духовской С.М. был отозван с поста Генерал - губернатора и в том же году скончался. [8]

Идеологом политики «игнорирования» Ислама в Туркестане можно считать первого Генерал-губернатора края К.П.фон Кафмана. Вскоре после своего вступления в должность 14 июня 1867г., фон Кауфман собрал представителей мусульманского духовенства, которым предложил неприкосновенность культа в обмен на полную лояльность. Мусульманскую политику Кауфмана, принято называть политикой «игнорирования». Однако за исламскими заведениями устанавливался полный контроль. Идея Кауфмана на наш взгляд «оригинальна». Прежде всего, была упразднена высшая мусульманская должность кази-калян, а так же раисы наблюдавшие за исполнением правил шариата. [9] Кауфман не допускает «учреждения взамен кази-каляна должности соответственно муфтиям в Крыму, Уфе и на Кавказе...» [10] .

В 1878г. Оренбургское магометанское Духовное Собрание предприняло попытку переподчинить Туркестанский край в духовном отношении под свой контроль. К.П.фон Кауфман обращаясь к военному министру, пишет следующее: «Двенадцатилетний опыт показывает, что туземное духовенство не так фанатично и ревниво относится к обрядам и порядкам общежития и управления по шариату и легче уживается с новыми порядками и требованиями нашего управления, чем приезжее духовенство из приезжих русских татар и башкир, которые всегда и везде являлись самыми ревностными поборниками господства идей и порядков мусульманства... По этим соображениям я признаю неудобным не только подчинять Оренбургскому муфтию и духовные магометанские учреждения туземцев Туркестанского края, но даже и дозволять им, иметь прямые официальные сношения со здешними магометанскими учреждениями и лицами...» [11] .

Кауфман считал, что с помощью русского образования и культуры, возможно, повернуть местное население от Ислама. И тем более если не обеспечивать материально мусульманские учебные заведения в крае, то они сами собой «вымрут». Действительность оказалась совсем другой. Мусульманские учебные заведения открываются в немалом количестве и в начале ХХ века. В 1913 году один из ветеранов учебного дела в Туркестане, директор Ташкентской семинарии Н.Остроумов, в своем рапорте на имя Главного инспектора народных училищ края, пишет, что в Ферганской области открываются под видом мечетей медресе. Таким образом, местные меценаты обходят строгие и часто невыполнимые правила об открытии медресе установленные Туркестанской администрацией. [12] Еще одним из условий открытия медресе было открытие в этом учебном заведении классов русского языка для обучения мулл. Остроумов с сожалением пишет: «Ислам в Туркестанском крае не ослабевает, и что мусульманские школы ( мадраса и мактабы ) не вымирают, как об этом до сих пор еще продолжают думать некоторые чины администрации и учебного ведомства.» [13]

Продолжение следует.

[1] Пален К.К. Краевое управление. СП.б.1910.; Государственные имущества .СП.б.1910;Учебное дело.СП.б.1910.; Налоги и пошлины.СП.б.1910.;Народные суды.СП.б1910.; Правовой быт туземного населения.СП.б1910. и др.

[2] См. подробнее: Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи. М.,2004.;Он же. Императорская Россия и мусульманский мир.(Сборник статей.) .М.,2006. и др.

[3] ЦГА РУз.Ф И-1,оп.32,Д.384.

[4] Доклад капитана Давлетшина по содержанию «Сборника материалов по мусульманству».Цитир.по кн. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир. С.236-237.

[5] ЦГА РУз.Ф.И-1,оп11,Д 1724.,Л.2

[6] ЦГА РУз Ф.И-1,оп.32,Д384,Л 3.

[7] Арапов Д.Ю. Императорская Россия и Мусульманский мир . С.141.

[8] Там же.

[9] ЦГА РУз.Ф,И-1,оп.27,Д.1600 а.,Л1.

[10] Там же.

[11] ЦГА РУз. Ф.И-1,оп.19,Д.818.,Л 23-24.

[12] ЦГА РУз.Ф.И-47,оп. 1,Д.1303,Л.467об-468.

[13] Там же.Л.540 об.

Теги: Туркестан

Поделиться: