ГУАМ: «ОЙЛ» и Александр Македонский

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Решения, принятые на Кишиневском и Бакинском саммитах ГУАМ, вызвали раздражение недругов ГУАМ. Принятые на встрече в верхах в Кишиневе положения двух важных документов – Декларация, именуемая «Во имя демократии, стабильности и развития», и совместное заявление «Создавая демократию от Балтики до Черного моря» - открыто вступали в конкуренцию с авторами других объединений на постсоветском пространстве.
ГУАМ: «ОЙЛ» и Александр Македонский

Рауф Раджабов, главный редактор Информационно-аналитического агентства «3rd View» «Новости-Азербайджан».

Транскавказский транспортный коридор TРАСЕКА преследует цель соединить бассейн Каспийского и Черного морей. Государства, входящие в ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), расположены в стратегическом Каспийско-Черноморском регионе, за контроль над которым идет жесткая геополитическая борьба. Никто из геополитических игроков не может допустить, чтобы конкуренты взяли под свой контроль освоение природных ресурсов и создание новых транспортных маршрутов. Решения, принятые на Кишиневском и Бакинском саммитах ГУАМ, вызвали раздражение недругов ГУАМ. Принятые на встрече в верхах в Кишиневе положения двух важных документов – Декларация, именуемая «Во имя демократии, стабильности и развития», и совместное заявление «Создавая демократию от Балтики до Черного моря» - открыто вступали в конкуренцию с авторами других объединений на постсоветском пространстве. Последние события на Кавказе подтверждают, что замыслы ликвидировать ГУАМ обречены на провал. Ничто не сможет помешать трансформации этой структуры во внушительную международную организацию. Тем более что парламентские выборы в Молдове лишь увеличивают оптимизм по поводу усиления интеграционных связей стран ГУАМ. А что касается президентских выборов в Украине в январе 2010 года, то, независимо от того, КТО победит, официальный Киев не изменит своей политики в отношении ГУАМ. НЕ ДОЖДЕТЕСЬ… С момента своего создания в 1997 году ГУАМ вышла на международную арену в силу объективных реальностей. В ГУАМ, в отличие от аморфной СНГ, объединились страны, стремящиеся к реальному экономическому и региональному сотрудничеству. При таком положении объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, несомненно, нельзя оценивать как случайное и временное событие. Ведь все эти постсоветские республики (за формальным исключением Украины, у которой на самом деле есть проблемный Крым), желавшие создать подобное объединение и заявившие об этом на Брюссельском саммите Совета Европы в октябре 1997 года, испытали на себе горькую участь этнического сепаратизма. Понятно, что вхождение в СНГ эти государства связывали с большими надеждами, в том числе, и по восстановлению территориальной целостности своих стран. Однако все усиливающееся внутри Содружества пристрастное отношение к отдельным его членам не вызывало особой радости: Азербайджан и Армения по сей день находятся де-факто в состоянии войны, Грузия (недавно официально вышедшая из СНГ) и Молдова считают, что Россия поддерживает сепаратистские режимы на их территориях. Поэтому подобная несовместимость толкала эти страны определять направление своего развития вне рамок Содружества. В этом отношении не случайно одной из характерных особенностей ГУАМ с первых дней его образования стало желание стран-членов данной организации интегрироваться в цивилизованное европейское пространство и авторитетные международные структуры. Инициаторы создания нового геополитического и геоэкономического объединения желают посредством совместной реализации энергетических и транспортных проектов укрепить национальную экономику и создать условия необратимости демократических реформ. На Бакинском саммите ГУАМ были представлены народы, проживающие на территории обширного региона, простирающегося от Каспия до Балтии и насчитывающие более 160 млн. человек. Бакинский саммит 2007 года ГУАМ подвел черту под первым этапом создания данного международного объединения. В течение десяти лет происходило формирование, укрепление, усиление, а главное - поиск путей развития этого союза. Сегодня указанный этап завершен, его официальное оформление произошло в виде принятой по итогам саммита Бакинской декларации, которая стала основополагающим документом, наметившим пути дальнейшего движения вперед и обозначившим переход организации к следующему периоду своего развития. Сегодня ГУАМ – это полноценная международная структура на евразийском пространстве, мост между Азией и Европой, символ того, что входящие в нее независимые государства состоялись. ГУАМ не является «дружбой против кого-либо». Ряд горе аналитиков и экспертов в СНГ и Азербайджане полагают, что главная цель ГУАМ - создать противостояние на постсоветском пространстве. Однако философия Организации за демократию и экономическое сотрудничество заложена в самом названии, говорящем о близости и единстве стран, объединенных идеями продвижения демократических ценностей и экономического благосостояния своих народов. Ни в Уставе, ни в других работающих документах, ни в принятой Бакинской декларации нет даже намека, что ГУАМ ориентирована против кого-то – она за открытость к новым контактам и проявляет готовность к сотрудничеству с любыми существующими организациями. Важным обстоятельством можно считать проведение встреч в формате ГУАМ - Польша, ГУАМ - США, ГУАМ - Япония, свидетельствующих о том, что коалиция гуамовской четверки трансформируется в солидную международную организацию, выходящую за пределы географически обозначенного региона. Именно с этой точки зрения совершенно обоснованно звучит определение президента Ильxaма Aлиeва, назвавшего ГУАМ объединением трех морей - Каспийского, Черного и Балтийского. В результате выстраивается новое геополитическое пространство, которое в перспективе с помощью созданных энергетических коридоров может еще больше расшириться за счет присоединения стран Средиземноморского бассейна. Некоторая часть российской политической элиты ошибочно рассматривает ГУАМ как недружественную организацию, интересы которой не совпадают с интересами России. К сожалению, по сей день не был проведен саммит ГУАМ-Россия. Странам-членам ГУАМ целесообразно провести подобный саммит по различным вопросам, в том числе и касающимся конфликтов на Кавказе. Это необходимо для того, чтобы предотвратить продолжение событий августа 2008 года. Очередной вооруженный конфликт между Грузией и Россией повлечет цепь трагических событий в регионе Кавказа. Необходимо опережать события, работать на мир и согласие, стабильность и безопасность. В этой связи возникает вопрос: почему ГУАМ молчал во время августовских событий в Грузии в 2008 году? Дело в том, что Устав ГУАМ не предполагает оказания военно-технической помощи члену ГУАМ, который оказался в состоянии войны с сопредельной страной. Если это подразумевается в случае НАТО, ОДКБ, то в уставе ГУАМ этого нет. Вместе с тем, и Азербайджан, и Украина оказали посильную помощь Грузии. Так, официальный Баку не допустил возникновения энергетического кризиса в Грузии, а официальный Киев, не нарушая норм международного права, оказывал военно-техническое содействие Грузии. Ведь ни одна авторитетная международная организация, коими являются ООН, ОБСЕ, ЕС, ШОС, ОИК, АСЕАН, не накладывала эмбарго на поставки вооружения и техники в Грузию. Сегодня трудно утверждать, что страны ГУАМ в полной мере добились поставленных целей. Но следует отметить, что страны ГУАМ во многом преуспели. Вот почему недоброжелатели ГУАМ и (не)«зависимые» эксперты стремятся всячески принизить роль данной структуры, утверждая, что в ближайшей перспективе она распадется. Эта мечта звездочетов может осуществиться лишь при одном условии - если официальный Баку покинет ГУАМ. Но Азербайджан не собирается выходить из состава ГУАМ. Как говаривал один веселый политик – не дождетесь! «ОЙЛ», ГАЗ, КОММУНИКАЦИИ То, что в Азербайджане имеется много нефти и газа, европейцам известно с незапамятных времен. Еще Александр Македонский, продвигавшийся со своим войском на Восток, был поражен впечатлением от впервые увиденной у наших предков легковоспламеняющейся черной маслянистой жидкости, которую он на латинский манер назвал «ойл», что означает нефть. Македонцы сразу же приобрели и приспособили ее для своих зажигательных стрел. Об этом историческом факте существует немало свидетельств и даже памятников литературы, например, такое известное, как «Шахнаме» великого Фирдоуси. Что же касается языков пламени, вырывавшихся из каменистых расщелин по всему древнему Абшерону, то эта фантастическая картина навела Александра Великого на мысль о том, что он стоит на священной земле, оберегаемой самим богом Зевсом и что к народу этой Страны огней надо относиться подобающим образом. В результате армия Македонского, не знавшая себе равных по силе, мирно покинула территорию Атропатены (современного Азербайджана) и двинулась дальше своим путем завоевывать другие страны и народы, не забыв при этом на всякий случай приобрести «ойл» у наших предков для наконечников своих стрел, чтобы огнем усилить их мощь. Как выясняется, закупать азербайджанскую нефть для «наконечников» своих экономических и даже политических «стрел» в целях усиления их мощи, а заодно и укрепления своей энергобезопасности до сих пор принимается в мире за великое благо. О положительном экономическом факторе азербайджанских энергоносителей говорят как доброжелатели, так и недруги ГУАМ. И оснований для именно такой трактовки данной темы немало. Такое международное признание Азербайджана в качестве энергетического донора мирового уровня во многом меняет геоэкономическую и геополитическую расстановку сил на всем современном евразийском пространстве. Вместе с тем, астрономические для нашего сравнительно небольшого государства финансовые показатели должны в краткосрочной перспективе полностью изменить всю социально-экономическую структуру республики. В свою очередь это должно отразиться на качестве и уровне жизни каждого гражданина Азербайджана. Однако чтобы все это воплотить в реальность, необходимо обеспечить полную транспарентность как поступлений нефтедолларов в госбюджет республики, так и векторов их использования по секторам экономики и социальным группам населения всей страны. Вопрос использования запасов азербайджанских нефтегазовых месторождений не может обойти стороной участников ГУАМ. Данные, касающиеся только разведанных запасов газа в Азербайджане, не могут оставить равнодушными те страны, которые заинтересованы в посредническом транзите, услугах по реализации, переработке и потреблении указанного ценного сырья. В конечном итоге вся эта цепочка, помимо прочих выгод, решает, пожалуй, одну из самых главных современных проблем - создание новых рабочих мест, что весьма актуально для членов ГУАМ, а также и для других участников этого международного проекта. Решение энергетических проблем тесно связано с развитием существующих и введением в строй новых транспортных коммуникаций, что особо важно для всех без исключения стран ГУАМ. В Азербайджане, являющемся главным поставщиком углеводородного сырья среди стран - членов ГУАМ, в настоящее время функционируют три нефтепровода, оборудованных соответствующими терминалами. Это – «Баку – Супса», «Баку - Тбилиси – Джейхан» и «Баку – Новороссийск». Причем последний, несмотря на свой многолетний срок эксплуатации, до сих пор имеет весьма важное экономическое значение не только для Азербайджана и России, но и для всех государств Причерноморья. Как известно, на Краковском саммите стран - членов ГУАМ и Балтии был проведен широкий обмен мнениями по введению в эксплуатацию нового украинского нефтепровода «Одесса – Броды» и продлению его до польского Гданьска. Известно, что все государства, заинтересованные в быстрейшем вводе в строй этой «трубы», единодушно выразили свою политическую поддержку данному начинанию. Дело осталось за «малым» - экономической поддержкой указанного проекта, в котором Азербайджан выступает в качестве гаранта поставки добываемого углеводородного сырья. Однако как скоро азербайджанская нефть дойдет до наших украинских и польских партнеров - во многом зависит от того, что собираются в данном направлении предпринимать официальный Киев и Варшава? Требуется лишь одно – инвестировать финансовые ресурсы в гуамовские энергетические проекты. Между тем в прессе не раз обсуждались возможные варианты подключения к этому проекту и других стран, в частности Казахстана, что вполне реально при условии соблюдения экономических интересов официальной Астаны. Кстати, не исключено, что в недалеком будущем к энергетическим проектам участников ГУАМ подключится и Туркменистан. В настоящее время Азербайджан сосредоточен на развитии не только нефтяных и газовых коммуникаций, но и на строительстве новых железнодорожных магистралей. Так, вместе с Турцией и Грузией, наша республика разрабатывает транспортный проект, реализация которого позволит по кратчайшему пути связать Европу с Азией. Речь идет о строительстве железной дороги «Баку - Тбилиси – Карс» (БТК). Ожидается, что обороты от перевозки грузов, которые будут доставляться по этому транспортному коридору, принесут немалую экономическую выгоду, как странам-перевозчикам, так и государствам-получателям. И хотя некоторые проплаченные эксперты пытаются представить БТК чуть ли не как доказательство того, что Азербайджан стремится оставить соседнюю Армению в транспортной изоляции, - это вовсе не соответствует действительности, поскольку данный проект преследует сугубо экономические цели. Сегодня, как и вовсе времена, с Азербайджаном выгоднее торговать, чем воевать. Это сразу понял великий полководец Александр Македонский, ступивший на священную землю Страны огней. Хорошо, если бы эту простую истину как можно скорее усвоили и те современные «полководцы», которые препятствуют мирному варианту разрешения искусственно созданного некоторыми деструктивными силами «карабахского треугольника», из-за которого неоправданно долго тормозится социально-экономическое развитие не только Южного Кавказа, но и всего региона Большого Неделимого Кавказа.

Поделиться: