Россия, Москва

info@ia-centr.ru

КУЛЬТ ПЕЩЕРЫ АСХАБИ-КАХФ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

29.08.2009

Автор:

Теги:

Гадирзаде Хаджи Гадир (член-корр. НАНА, д.и.н.)

КУЛЬТ ПЕЩЕРЫ АСХАБИ-КАХФ И ЕГОИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

Журнал «IRS-Наследие» №27 – 2007г.


 

 

Вблизигорода Нахчыван находится большая пещера, известная в народе под названиемАсхаби-Кахф. Об этой пещере существует легенда, сложившаяся во временаправления легендарного падишаха по имени Даг-Юнус, безбожника и славившегосяжестокостью.

Попреданию, визирь Даг-Юнуса Темирхан и шесть (согласно другой версии, пятеро)его друзей бежали от преследований падишаха-деспота. Когда они покинули город,по пути им встретился пастух с собакой. Друзья рассказали ему о причине своегопобега: "Мы ненавидим Даг-Юнуса и отвергаем его притязания набожественный сан. От всего сердца мы заявляем, что нет бога кроме Аллаха".Пастух решил присоединиться к ним, а его пес по кличке Гетмир увязался забеглецами. Однако те стали отгонять Гетмира, опасаясь, что он своим лаем можетвыдать их. Пастух сломал Гетмиру лапу, но он продолжал бежать за ними. Тогдаему сломали вторую лапу, и бедный пес, завыв от боли, сказал человеческимголосом, что и ему невмоготу терпеть гнета деспота Даг-Юнуса. Сказав это,Гетмир околел. Его хозяин похоронил его и положил свой посох на могилу. С техпор это место так и называется - Гетмир.

Беглецынаткнулись на пещеру и укрылись в ней. Порядком устав, они заснули прямо увхода. Когда они проснулись, Темирхан, облачившись в одежду чабана, отправилсяв город за хлебом, но его задержали, поскольку деньги оказались слишкомстарыми. Удивленный визирь объяснил, что он только накануне с товарищамипокинул этот город, и чтобы окончательно рассеять сомнения, отвел задержавшихего людей в свой дом. Оказавшийся в доме старец рассказал, что 300 лет назадздесь жил визирь Даг-Юнуса -  его прадед Темирхан.

Толпагорожан направилась к пещере, чтобы взглянуть на укрывшихся там людей.Темирхан, желая предупредить своих товарищей, попросил собравшихся подождать увхода, а сам вошел и рассказал беглецам, что они, оказывается, проспали здесь300 лет. Ужаснувшиеся беглецы стали молить Аллаха изменить их внешность;всемогущий Аллах услышал их мольбы, и они исчезли. С тех пор в народе говорят,что эти люди вернутся только во время Cтрашного Cуда.

Различныеверсии этой легенды легли в основу некоторых азербайджанских народных сказок.Среди некоторых тюркоязычных народов бытует легенда о пророке Хызыре Ильясе,тоже вознесенном на небо. Как свидетельствуют многие литературные источники,приведенная легенда в разных вариантах широко известна и среди ряда другихнародов. Кроме того, мотив пещеры и семи спящих в ней отроков служит основой18-й суры Корана "Пещера", ему посвящены труды А.Бируни, Абу-Бакраибн Хосрова ал-Устада, А.Калмыкова, К.Ч.Никитина, А.Крымского и М.Атая,Г.Снесарева и других авторов. В азербайджанской литературе этому вопросу такжеуделено большое внимание.

Асхаби-Кахф- крупнейшая среди пещер, также послуживших основой для легенд, возникших средитюркоязычных народов, и находящихся вблизи турецких городов Эфес и Тартус, вСредней Азии и Азербайджане. Окрестные жители считают Асхаби-Кахф священнымместом и называют ее "оджаг". Эта пещера полностью отвечаетследующему описанию в том же Коране: "И ты видишь, как солнце, когдавосходило, отклонялось от пещеры их направо, а когда заходило, миновало ихналево…" (18, 17).

В2001 году мы обнаружили здесь остатки стены, которая, по мнению специалистов,построена не менее 1600 лет назад. И здесь налицо соответствие со следующимместом Корана: "И так дали мы знать о них, дабы они знали, что обещаниеАллаха - истина, и нет сомнения в нем! Вот они разошлись между собой в своемделе и сказали: "Постройте над ними сооружение. Их Господь лучше знает,про них сказали…" (18; 21)

Одниисследователи легенду о пещере связывают с христианством, другие - с исламом.Однако сюжет легенды и имена ее героев свидетельствуют о том, что она восходитк древнетюркской мифологии.

Вначаленесколько слов об именах. Первая часть имени Даг-Юнус - "Даг"распространена у тюркоязычных народов. Щербак в своем труде"Огузнаме" отмечает, что один из сыновей Огуза носил имя Даг. Удревних тюрок "даг" (гора) служил символом непобедимости. ВАзербайджане и сейчас встречаются имена Даглар (мн.ч. от "гора"),Дагбейи (правитель гор), Дагделен (пробивающий гору). Имя визиря - Темирхантакже имеет древнетюркское происхождение (Темир, Демир, Тамир, Теймур, Тимурозначают железо, хан - правитель, титул). В современном Азербайджане частовстречаются имена Теймур, Темирхан, Кантемир и т.д. Кроме того, исходя изсюжета легенды, можно предположить, что собачья кличка Гетмир образована отслова "getmir" (не идет).

Какотмечалось выше, пещера Асхаби-Кахф служит местом поклонения, так что верующиемусульмане, приходя сюда, закалывают жертвенных животных. Камни и вода этойпещеры считаются священными; вблизи входа повсюду попадаются груды камней, собранныхпаломниками, которые бросают камешки в овраг, произнося при этом заклинание,чтобы камень попал в недруга. В центре пещеры находится черный камень, ккоторому паломники прикладывают мелкие камешки, загадывая желание и веря, чтоесли камешек пристал, желание сбудется. Издревле камень как орудие людей вборьбе против злых сил, за свое существование приобрел культовое значение.Суеверные люди утверждают, что священные камни Асхаби-Кахфа размножаются, аследовательно, они живые. Отметим, что тюрки Алтае-Саянского регионапоклоняются горе, веря, что горы ближе всего к главному богу Гок-Тенгри.

ПосещающиеАсхаби-Кахф нашивают плоды или веточки растущего здесь каркаса на головныеуборы или одежду детей, веря, что это растение приносит долголетие и оберегаетдетей от сглаза и злых духов. Женщины завязывают на ветки кустов и деревьевлоскутки материи, загадывая при этом желание; если через год их желаниеисполняется, они вновь приезжают и развязывают лоскутки и жертвуют вдействующую тут же мечеть определенную сумму денег. Не имеющие детейпривязывают к веткам кустов модели колыбелек, чтобы бог даровал им потомство.

Многиепаломники, загадав желание, садятся в том месте пещеры, где капает вода, веря, чтоесли капельки попадут на них, то желание сбудется. Все эти поверья связаны сархаичными домусульманскими культами. Причины существования подобного рода местпаломничества связаны с тем, что все современные религии вобрали в себяэлементы древних верований. Кроме того, тюркам издавна присуща вера в отцовскийочаг, который рассматривается как место своего рода паломничества. Между темАсхаби-Кахф является одной из стоянок первобытного человека; с арабского языкаего название переводится: асхаб - владелец, кяф - пещера. Известно, что арабыначали захватывать Азербайджан в середние VII века; раннее название пещеры донас не дошло. В пещере находится источник, вода из которого каплями стекает соскалы; здесь прохладно, и все это, видимо, и привлекло первобытных людей.Черный цвет скал свидетельствует о том, что первобытные люди длительное времяжгли здесь костры.

Недалекоот пещеры находится большое старинное кладбище. В народе говорят, что в старинувблизи Асхаби-Кахфа был большой город, жители которого пользовались водой изАраза. Надо заметить, что в Нахчыване бытует множество преданий, связанных спадишахом Даг-Юнусом. Согласно некоторым из них, он правил своими владениями избольшой древней цитадели на вершине горы Сум неподалеку от раннесредневековогопоселения на левом берегу Аракса, именуемого "Мертвый город", вблизижелезнодорожной станции Неграм. Как видим, рассказы об Асхаби-Кахфе не лишеныопределенных исторических корней. В народе кое-где до сих пор говорят, что"Нахчыван - земля Даг-Юнуса".

Взаключение еще раз заметим, что легенда о пещере Асхаби-Кахф, подобногероическим эпосам "Деде-Коркуд", "Кероглы", имеетобщетюркский характер и хорошо известна как в Азербайджане, так и в Малой иСредней Азии. Пещера Асхаби-Кахф - это целый клад, скрывающий неведомые до сихпор сведения о далеком прошлом. Задача ее всестороннего изучения стоит передисториками, археологами, этнографами и представителями других дисциплин.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Абу-Бакр ибн Хосров ал-Устад. Мунис-Наме. Перевод ипримечания Р.М.Алиева. Баку, 1991, с. 329-371.

2.Абу-Рейхан Бируни. Изб. произведения. Т. 1. Ташкент,1957.

3.Калмыков А. Хуба. Протокол заседания Туркестанскогокружка любителей археологии, ХII. Ташкент, 1908, с. 71.

4.Никитин К. Народные предания в Нахичеванском уездеЕреванской губернии. (СМОМПК). Тифлис, 1982, вып, II, отдел II, с. 107-120.1882.

5.Крымский А., Атай М. Семь спящих отроков эфесских."Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточныхязыков", вып. 41. М.,1914.

6.Снесарев Т.П. Загадка Дагу-Юнуса (история одногопоиска). Советская этнография. Москва, 1978. 5. с. 148-159.

7.Гаджи Гадир Гадирзаде. Асхаби-Кахф - священность,историчность и генезис верования. Баку, Элм, 2002.

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение