Союз нерушимый – теперь прикаспийский?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Масштабный мировой кризис с легкостью, недоступной политикам, со всей очевидностью перевел проблему интеграции на постсоветском пространстве из сферы возможного в область реального. И это отнюдь не дань моде, а реальность современной экономики и политики. Неформальный саммит глав государств Казахстана, России, Азербайджана и Туркменистана, который намечено провести 13 сентября в Актау (Казахстан), может стать еще одним тому подтверждением.
Союз нерушимый – теперь прикаспийский?

Обозреватель "ФК-Новости" Станислав Тарасов/

Масштабный мировой кризис с легкостью, недоступной политикам, со всей очевидностью перевел проблему интеграции на постсоветском пространстве из сферы возможного в область реального. И это отнюдь не дань моде, а реальность современной экономики и политики. Неформальный саммит глав государств Казахстана, России, Азербайджана и Туркменистана, который намечено провести 13 сентября в Актау (Казахстан), может стать еще одним тому подтверждением. Договоренность о проведении саммита была достигнута в ходе телефонного разговора президентов Казахстана и России Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. В Актау будут обсуждаться вопросы развития межгосударственных отношений и взаимодействия прикаспийских государств, в том числе и ход переговорного процесса по статусу Каспийского моря. Ситуация в этом регионе мира действительно складывается непростая. Осенью нынешнего в Баку планируется провести встречу "пятерки" глав каспийских государств по выработке правового соглашения по статусу Каспия. Однако сторонам до сих пор так и не удается согласовать позиции. Более того, Ашхабад заявил о намерении решать вопросы делимитации пограничных с Баку месторождений на Каспии путем международного арбитража. Речь идет о разногласиях, существующих вокруг месторождений Кяпаз (в туркменской интерпретации - Сердар), а также Азери и Чираг (Осман и Омар). Месторождение "Кяпяз" находится на срединной линии между Азербайджаном и Туркменистаном. Его запасы специалистами оценивается в 50 миллионов тонн нефти. Что касается месторождений Чираг и Азери, то они разрабатываются консорциумом крупнейших иностранных компаний, в числе которых такие как ВР, ExxonMobil, Statoil. Причем, на блок "Азери-Чираг-Гюнешли" приходится основной объем добычи нефти в Азербайджане. Есть проблемы и с контрактом на разработку месторождений "Араз-Алов-Шарг", которые находятся в зоне претензий Ирана. Летом 2001 года в этом районе произошел даже вооруженный инцидент. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что на Каспии активно играют "третьи силы" в лице США и ЕС, которые пытаются осуществить проект Nabukko, направленный на транспортировку энергоресурсов из Средней Азии по дну Каспия через Азербайджан и Грузию в Турцию. В этой связи на недавнем совещании в Астрахани, посвященном вопросам каспийского сотрудничества, Президент РФ Дмитрий Медведев следующим образом охарактеризовал складывающуюся ситуацию: "Во-первых, неурегулированность международно-правового статуса Каспийского моря, во-вторых, ряд нерешенных двусторонних проблем, в том числе на региональном уровне. И, в-третьих, нестабильность ситуации в регионе в целом". При этом глава России напомнил, что решением этой задачи Россия и другие страны региона занимаются уже 12 лет, порой эти "переговоры идут не просто, а временами просто не идут". Поэтому российская сторона предложила разработать специальную межправительственную программу - "дорожную карту" в рамках предлагаемой Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). Однако сразу отметим: в неформальном саммите в Актау будут принимать участие только главы прикаспийских государств бывших советских республик, что создает определенную интригу. В Баку, например, приветствовали эту идею. Там дали понять, что не против были бы свести проблему правового статуса Каспия просто к советско-иранскому договору 1921 года, который определяет границы на Каспии по линии Астара-Гасангули, чтобы сохранить контроль над месторождением "Араз-Алов-Шарг". То есть, речь ведется о возможной трансформации существующих двусторонних соглашений по Каспию между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном и Азербайджаном и Казахстаном плюс Туркмения в "союз четырех". В этой связи в Баку напомнили и о том, что изначально планировалось сделать Туркмению главным поставщиком газа для Nabucco. Поэтому ранее Ашхабаду предлагали принять участие в проекте о прокладке газопровода Баку – Эрзурум. Сейчас, когда подписаны энергетические соглашения между Россией и Турцией, в Азербайджане появилась надежда не только "пристегнуть" к своим проектам Россию и Туркмению, но и "закольцевать" на себя трубопроводную систему из Средней Азии через уже имеющуюся транспортную инфраструктуру. Это - трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса и Баку-Новороссийск, доставка нефти по железной дороге в направлении черноморских портов Батуми и Кулеви в Грузии. Кроме того, Азербайджан располагает Южнокавказским газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзурум, который рассматривается как промежуточная часть газопровода Nabukko. Насколько реальны такие планы? Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что интересы ЕС, США и прочих внерегиональных игроков в регионе Каспия Россию не волнуют. Для нее приоритетом являются свои интересы и интересы других прикаспийских государств. МИД РФ более конкретно определил позицию: "Любое решение о проектах транскаспийских трубопроводов должно рассматриваться на основе согласия пяти прикаспийских государств". То есть, Москва не намерена выводить "из игры" Тегеран. Да и попытка изоляции этой страны на Каспии еще более дестабилизирует ситуацию в этом и без того неспокойном регионе мира. Другое дело, если Россия, Казахстан будут способствовать нормализации отношений Азербайджана с Туркменией и Ираном. Это позволило бы не только осуществить идею ОКЭС, но и выйти на практическое решение проблемы правового статуса Каспия. В таком случае уже в рамках ОКЭС в проекте Nabukko могли бы принять участие Россия и Иран. При ином раскладе, Россия и Туркмения могли бы начать экспорт своих энергоресурсов через Иран с выходом на Турцию, оставляя в "тылу" Азербайджан с его энергетическими коммуникациями. Тем более, что появились признаки нормализации отношений Запада с Ираном. На днях Тегеран заявил, что продолжит сотрудничать с МАГАТЭ по ядерной программе и предоставит инспекторам доступ на строящийся реактор в Араке, в посещении которого в прошлом году было отказано. Иран также позволил усилить мониторинг на заводе по обогащению урана в Натанзе. Поэтому может случиться так, что накануне саммита в Актау на переговорах 2 сентября США, Британия, Франция и Германия откажутся от введения четвертого цикла санкций ООН против Ирана и ожидаемый доклад МАГАТЭ сформирует новую повестку дня. Поэтому в Актау на неформальном саммите глав государств бывших советских республик каспийского региона предстоит очень непростой разговор. От его исхода будет зависеть многое как в плане обеспечения безопасности региона, так и в деле налаживания их взаимовыгодного эффективного сотрудничества.

http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=223256

Поделиться: