Узбекистан: Независимости – 18 лет. Уверенными шагами к новым рубежам

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В этом году исполняется 18 лет со дня достижения независимости Республики Узбекистан. Под руководством Президента Ислама Каримова за минувший период республика добилась масштабных успехов и достижений. Все это явилось результатом того, что нынешнее поколение получило возможность самому определять свою судьбу, избрало самостоятельный путь развития.
Узбекистан: Независимости – 18 лет. Уверенными шагами к новым рубежам
Узбекистан: Независимости – 18 лет. Уверенными шагами к новым рубежам В этом году исполняется 18 лет со дня достижения независимости Республики Узбекистан. Под руководством Президента Ислама Каримова за минувший период республика добилась масштабных успехов и достижений. Все это явилось результатом того, что нынешнее поколение получило возможность самому определять свою судьбу, избрало самостоятельный путь развития. Сегодняшний Узбекистан – это динамично развивающееся государство с высоким потенциалом и большим международным авторитетом. Конечно, добиться этого было нелегко. Было время, когда кое-кто относился к молодому Узбекистану пренебрежительно, а его успехи воспринимал скептически. Но наша страна не свернула с избранного пути. Верность этого пути еще раз подтвердилась в нынешних условиях, в частности, когда все более расширяется масштаб мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося в прошлом году. Задачи и рекомендации, изложенные в книге Президента Ислама Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», и Антикризисная программа мер приобретают важное значение в деле укрепления экономики, дальнейшего повышения жизненного уровня и благосостояния народа, роста потенциала и авторитета Узбекистана на международной арене. Сегодня среди наиболее эффективных моделей реформирования и модернизации экономики, доказавших свою состоятельность в условиях мирового кризиса, широкое признание на международном уровне получила «узбекская модель», разработанная Руководством республики. Путь к этому признанию был труден и тернист. Стоит лишь обратиться к его началу, чтобы вспомнить первые шаги независимого Узбекистана, в основу дальнейшего развития которого были положены пять основных принципов: деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой; главенствующая роль государства в реформировании страны; верховенство закона во всех сферах жизни общества; проведение сильной социальной политики; поэтапность в проведении реформ, т.е. четко были обозначены стратегические задачи, реализация которых должна была способствовать масштабному процессу обновления. Следуя собственной модели развития экономики, Узбекистан смог избежать «революционных» потрясений и, пережив трудности переходного периода, не только сохранил имевшийся экономический потенциал, но и посредством целенаправленного, планомерного и последовательного реформирования значительно нарастил и упрочил его. В результате сегодня республика добилась более высокого уровня экономического развития по сравнению с теми странами, экономика которых развивается скачкообразно, переживая взлеты и падения. В качестве наглядного примера можно отметить тот факт, что за последние четыре года темпы роста ВВП в Узбекистане превышают 7 процентов, за 2008 год составили 9 процентов, а за первое полугодие 2009 года  8,2 процента, в то время как во многих странах мира этот показатель гораздо ниже, а в ряде стран  ушел в «минус». Руководство Узбекистана, следуя разработанной модели поэтапного перехода к рыночной экономике, не торопилось с поголовной приватизацией и передачей бывшего народного хозяйства в частные руки. Это было продиктовано национальными интересами и необходимостью в кратчайшие сроки решать глобальные задачи. С первых лет провозглашения независимости в качестве одной из первоочередных задач в Узбекистане было намечено достижение зерновой и топливно-энергетической независимости. И благодаря реализации специально разработанных комплексных целевых программ, обеспеченных соответствующими инвестициями, в том числе и иностранными, эти важнейшие вопросы удалось решить в кратчайшие сроки, а в дальнейшем значительно укрепить уже достигнутое. В результате в нынешнем году в Узбекистане собрано свыше 6,61 миллиона тонн зерна, тогда как в 1991 году было выращено и собрано 500 тысяч тонн. Уровень добычи нефти вырос и стал почти в 2,5 раза больше, чем в начале 90-х годов. Наряду с сохранением в госсобственности стратегических отраслей экономики в Узбекистане постоянно ведется работа по приватизации и разгосударствлению, передаче предприятий реальным собственникам, которые берут на себя и инвестиционные обязательства, обеспечивают модернизацию, техническое и технологическое перевооружение, дальнейшее развитие приватизированных предприятий, создание новых рабочих мест. Узбекистан продолжает совершенствовать и улучшать условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в стране. За последние шесть лет количество действующих субъектов малого бизнеса увеличилось в 1,9 раза и составило в прошлом году около 400 тысяч, а удельный вес малого бизнеса в ВВП вырос с 45,5 процента в 2007 году до 48,2 процента в минувшем году. И в этой сфере в настоящее время трудится свыше 76 процентов от общей численности занятого населения. В свое время в Узбекистане перерабатывалось всего около 7% производимого «белого золота», выращенного нелегким трудом. С обретением независимости хлопковое волокно в течение ряда лет продолжало оставаться одной из главных статей экспорта. Но известно, что экспортировать хлопковое волокно менее прибыльно, чем изготовленную из него продукцию с высокой добавленной стоимостью. Поэтому Узбекистан взял курс на углубление процесса переработки хлопкового волокна непосредственно в республике. Был предприняты меры по всем звеньям хлопкового комплекса и текстильного производства. На модернизированных и реконструированных хлопкоочистительных предприятиях вырабатывают более качественное волокно. Затем на текстильных производствах изготавливается пряжа, ткани, готовая одежда, пользующиеся спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. За счет привлеченных за последние годы в отрасль более 1,5 млрд. долл. иностранных инвестиций создано свыше 100 совместных и иностранных предприятий, которые выпускают 95% производимой в республике текстильной продукции, значительная часть которой идет на экспорт. К примеру, в 1994 году объем экспорта текстильной продукции составлял всего 7,7 млн. долл. США, а в минувшем году он превысил 400 млн. долл. Доля внутренней переработки хлопкового волокна доведена до 30 процентов и решается задача по ее дальнейшему увеличению. 2009 год объявлен в Узбекистане «Годом развития и благоустройства села». Так, работа, проводимая на основе одноименной Государственной программы, способствует обеспечению занятости населения, особенно молодежи, повышению жизненного уровня людей. В числе таких мероприятий – расширение имеющейся инфраструктуры на селе, активное развитие производства и строительства, организация малых предприятий, оснащенных современной техникой и технологиями, по переработке фруктов и овощей, животноводческой продукции. В 2010-2011 годах намечается открыть 963 перерабатывающих предприятия, оборудованных мини-технологиями. В первом квартале 2009 года было задействовано 27 новых предприятий, занимающихся переработкой фруктов и овощей, мясной и молочной продукции. Такие практические меры позволяют решать проблему трудоустройства на селе, где потребность в рабочих местах всегда была высокой. Реализация проектов, направленных на модернизацию экономики республики, техническое и технологическое перевооружение производства, повышение его конкурентоспособности, в конечном итоге также будет служить решению вопросов дальнейшего социально-экономического развития страны. В настоящее время ведется работа почти над 300 инвестиционными проектами общим объемом более 24 млрд. долл. США. Словом, достигнутые успехи в деле проведения реформ во всех сферах жизни общества, вселяют уверенность в закреплении новых рубежей в рамках намеченных целей по построению развитого демократического общества, опираясь на огромный экономический, транспортно-коммуникационный, ресурсный и человеческий потенциал страны. Материал предоставлен посольством Республики Узбекистан.

Поделиться: