Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Делим Каспий, делим трубу

24.08.2009

Автор:

Теги:

 

 

Новый виток внимания к вопросу определения правового статуса Каспийского моря со стороны российских властей, обозначенный президентом Дмитрием Медведевым на недавнем совещании в Астрахани,

вызвал целую волну реакции в прикаспийских государствах. Апогеем усилий российской дипломатии должен стать неформальный саммит глав государств четверки, без Ирана, намеченный ориентировочно на 13 сентября в казахстанском Актау.

Неформальное общение президентов должно помочь прояснить текущее положение дел в переговорном процессе, приблизить позиции сторон по острым вопросам, выходящим за рамки общения уполномоченных экспертов стран, контактирующих в рамках общей рабочей группы. Одной из ключевых тем переговоров четверки (на неформальный саммит пока не приглашен президент Ирана), выходящим за рамки определения правого статуса моря, станет обсуждение создания новой экономической структуры - Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС).

Первоначально авторство идеи - объединить прикаспийские государства в экономическом сообществе - принадлежало Ирану. Некоторые источники повествуют, что высказана она была в самом начале правового и иного передела каспийского пространства в 1992 году. Более документально можно подтвердить озвучивание необходимости ОКЭС в ходе тегеранского саммита глав прикаспийских стран. Однако на нынешнем этапе Россия перехватила инициативу с ОКЭС и стремится доказать ее важность своим партнерам. Здесь и начинаются казусы, которые лишний раз подчеркивают сложность общего процесса нахождения пятистороннего консенсуса в отношении всеобъемлющей конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Конечно, ни одна прибрежная страна сходу не отвергла российское предложение, но у каждой есть свое мнение относительно того, когда и как может быть создана такая структура. Особое внимание в этом ракурсе приобретает позиция Баку.

Наладив прочные дружеские отношения с Россией в Азербайджане не склонны рубить с плеча и отвергать российские инициативы. Согласившись с общим смыслом, Баку еще начале года, когда россияне реанимировали идею ОКЭС, взяли время на размышление, которое продолжается по сей день.

Предметно реакцию азербайджанских властей на эту тему выразил завотделом международных связей Администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его словам создание ОКЭС может стать следующим шагом прикаспийской пятерки лишь после определения статуса Каспийского моря.

Для Баку вопрос статуса моря гораздо более актуален, чем скажем для Москвы и даже Астаны. Россия в этом отношении оказалась в привилегированном положении, чем все остальные прикаспийские страны. Ей удалось разрешить практически все статусные вопросы с прилегающими Азербайджаном и Казахстаном. У Азербайджана же в соседях неуступчивый и строптивый Иран и не менее капризный и притязательный Туркменистан. В таком формате развивать общее экономическое сотрудничество азербайджанцам просто не с руки. А если вспомнить агрессивную реакцию Тегерана на попытку нефтяников начать разведку в южной акватории Каспийского моря, и совсем свежий пример - недавний демарш Ашхабада относительно вызова Азербайджана в Международный суд по факту определения принадлежности месторождений, то многое в позиции Баку станет понятным.

Тема экономического сотрудничества обязательно поднимет множество других неразрешенных до сих пор вопросов, в частности подводных трубопроводов. Азербайджан и Казахстан полагают, что уже текущие договоренности, достигнутые на двустороннем уровне, позволяют прокладывать подводные энергетические магистрали. Однако и Россия, и Иран жестко пресекают всякие домыслы на сей счет - трубы можно класть только с согласия всей пятерки. Мотив прост - если нефтяная или газовая труба пересечет Каспий с восточного на западный берег, то Москва, да и Тегеран будут считать себя проигравшими, ведь там, в Азербайджане, открывается прямой путь в Турцию и далее в Евросоюз.

Россия не скрывает, что желает переключить на себя весь транзит газа из прикаспийского региона, лишая альтернативные трубопроводы вроде Nabucco ресурсной базы. Но Иран стремится к тому же - перевести на себя энергопотоки региона. В этом ему мешают экономические санкции и непримиримая позиция США, отрицающая сотрудничество с иранским режимом, который, по мнению Вашингтона, готовит собственную атомную бомбу.

Однако заблуждаются те эксперты, которые считают, что Москва нашла в Иране надежного партнера. На данном этапе, конечно, их интересы совпадают. Но как только статус Каспия будет зафиксирован, и в нем найдут отражение все ныне нерешенные вопросы, Иран станет жестким соперником России, в первую очередь, в соревновании за направление газовых магистралей. Такой же исход вероятен и без согласия пятерки по статусным вопросам. Уже сегодня в отсутствие контактов Газпрома с Туркменистаном газ этой среднеазиатской страны утекает в Иран, строится новая ветка газопровода.

На таком фоне идея с ОКЭС может лишь служить стимулом для скорейшего нахождения консенсуса внутри пятерки или по крайней мере четверки. А само сотрудничество в рамках новой структуры может совокупить в себя всё, кроме энергетики, иначе противоречий будет больше, чем точек соприкосновения.

Привлечь же на свою сторону Туркменистан будет проблематично. Амбициозная позиция нового лидера страны, безусловно, стала конструктивней Туркменбаши, но от этого никуда не делись государственные интересы страны, которые требуют максимальных выгод от того или иного соглашения. Баку будет только рад, если Москва предметно поговорит с Ашхабадом на предмет не только статуса Каспия, но и судьбы месторождений, которые надо делить внутренними переговорами, не вынося за пределы региона. Ведь иной формат чреват активным вмешательством внерегиональных игроков, которые россиянам совсем не симпатичны.

Евгений Кришталев

http://www.vestikavkaza.ru/


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение