Президентские выборы в Украине и Приднестровье

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Предстоящие президентские выборы в Украине могут оказать влияние не только на внутриполитическую ситуацию в Украине, но и на ситуацию на всем постсоветском пространстве, в том числе - на положение Приднестровья. Ведь от Украины зависит не только процесс урегулирования приднестровского конфликта, но и выживание непризнанной республики, ее экономика, в частности, ее продовольственная безопасность. В Приднестровье проживает около 100 тысяч граждан Украины. Поэтому интерес приднестровцев к украинским выборам неслучаен.
Президентские выборы в Украине и Приднестровье
Президентские выборы в Украине и Приднестровье Владимир Коробов

Предстоящие президентские выборы в Украине могут оказать влияние не только на внутриполитическую ситуацию в Украине, но и на ситуацию на всем постсоветском пространстве, в том числе - на положение Приднестровья. Ведь от Украины зависит не только процесс урегулирования приднестровского конфликта, но и выживание непризнанной республики, ее экономика, в частности, ее продовольственная безопасность. В Приднестровье проживает около 100 тысяч граждан Украины. Поэтому интерес приднестровцев к украинским выборам неслучаен. Хотя президентские выборы в Украине официально еще не начались, голосование намечено на 17 января, а длительность кампании определена в 3 месяца, на самом деле эта кампания уже давно ведется. Определены основные претенденты, ведется мощная рекламная, пропагандистская кампания, работают избирательные штабы кандидатов. Основных кандидатов двое - нынешний премьер-министр, лидер Блока собственного имени Юлия Тимошенко и лидер оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович. По данным авторитетных социологических центров, лидером является В.Янукович, наиболее вероятный будущий президент Украины. За него готовы отдать свои голоса - 22-23% украинских избирателей, это прежде всего жители Юго-Востока. Западный электорат представлен прежде всего Ю.Тимошенко (13-15%) и молодым политиком, выдвиженцем нынешнего президента В.Ющенко - Арсением Яценюком (11-12%). Тимошенко пытается добиться выдвижения единого кандидата от демократических (националистических) сил, потому что Яценюк очень популярен на Западной Украине и может сильно ослабить ее позиции. Политологи говорят, что выборы 2010 года окажутся продолжением выборов 2004 г., в том смысле, что раскол Украины на Запад и Восток сохранится и даже усилится. Основные кандидаты по прежнему представляют не группы населения, более-менее равномерно распределенные по территории страны, а четко очерченные регионы - Восток и Юг с одной стороны, Центр и Запад - с другой. Этот раскол является причиной того, что ни Янукович, ни Тимошенко не смогу самостоятельно управлять Украиной после выборов независимо от их исхода. Поэтому они достигли компромисса относительного совместного управления. Все еще может измениться, но пока ожидаемая конфигурация власти выглядит так: президент Янукович и премьер-министр Тимошенко. Поделен и электорат, о чем свидетельствуют последние события: Янукович, например, сопровождал Патриарха Кирилла в его знаковой поездке по Украине, а Тимошенко поклялась избирателям во Львове, что она не только не допустит принятия государственного статуса для русского языка, но даже не позволит ставить вопрос об этом (кстати, мама Тимошенко по ее собственным признаниям прессе, говорит на русском языке). Думаю, приднестровцы в целом скептически оценивают перспективы изменения украинской политики в части сотрудничества с Приднестровьем. Они помнят, как большинство приднестровцев-граждан Украины проголосовало за Януковича в 2004 году, но это никак не сказалось на политике и поведении Партии регионов. Ни Янукович, ни его представители даже не приехали в Приднестровье поблагодарить своих избирателей за поддержку на выборах. Судя по всему, скепсис вполне обоснованный. С одной стороны, Янукович - представительный, но крайне безвольный политик, который позволяет манипулировать собой. С другой - Януковича-президента будет ограничивать во всем Тимошенко-премьер. Какими же могут быть особенности будущей политики Украины в отношении Приднестровья? На какие особенности этой политики следовало бы обратить внимание? Приднестровье в контексте украино-российских отношений. Кто главный союзник Приднестровья на Украине? Безусловно - Россия! Украинцы с нетерпением ожидают, что Янукович, который позиционирует себя и оценивается украинскими аналитиками как «пророссийский» политик значительно улучшит украино-российские отношения, которые ныне оцениваются как кризисные и очень плохие. «Пророссийскость» Януковича - это целая тема. На самом деле есть свидетельства, что это просто показная, неискренняя позиция, а на самом деле Янукович служит олигархам, которым глубоко наплевать как на Россию, так и на интересы русскоязычных украинцев.

Есть также популярная точка зрения о том, что Янукович давно променял политические принципы и идеалы на комфортную жизнь на украинском Олимпе власти и будет отныне учитывать только связанные с этим личные интересы. Все это видимо отчасти правда. Бороться за права и интересы русскоязычных украинцев Янукович будет «без фанатизма», в рамках отведенного ему «политического коридора» возможностей. Скорее всего дружба с Россией при Януковиче-президенте будет показной, утешительной, ритуальной. Но Россия напористо будет оказывать влияние на внешнюю политику Украины и добьется все-таки определенных важных политических и экономических уступок от Украины на приднестровском направлении. Это может быть участие Украины в новой переговорной схеме «2+2» (РМ-ПМР-Украина-РФ), в крупных экономических проектах в Приднестровье или признание приднестровских дипломов. Активизирует свою работу межведомственная комиссия по сотрудничеству с ПМР. Активизируется паспортизация украинцев Приднестровья. Одесские власти могут получить негласный мандат на усиление трансграничных контактов и сотрудничества. Приднестровье в контексте евроинтеграции Украины. Накануне президентских выборов ожидается подписание соглашения Украины и ЕС об ассоциации. Это будет видимо «последний подарок» нынешнего президента В.Ющенко Украине. Уровень этого документа неясен, есть мнения как о его декоративности, так и о серьезном шаге к евроинтеграции и появлении невиданной ранее формы близких отношений с ЕС. Вероятнее всего, это все же предвыборный и символический документ. Будущий президент Янукович будет активно использовать евроинтеграционистскую риторику и тему. За евроинтеграцию выступает большинство населения (хотят жить, как в Европе). Политическая элита Украины, ее крупный капитал давно интегрированы с Западом, по крайней мере, они связывают с Западом (размещают на Западе) будущее своих семей - своих детей, свои капиталы. Запад имеет сильнейшее лобби на Украине. Экономика Украины тесно связана экспортно-импортными и финансовыми отношениями с высокоразвитыми странами евро-атлантической цивилизации. Вряд ли Янукович пойдет на новые проекты с Европой, но старые не будет демонтировать: сохранится миссия EUBAM на приднестровском участке границы, активность Украины в ГУАМ, будет продолжать развиваться Партнерство с НАТО. Не будет никакого официального признания ПМР, открытия консульств или серьезных экономических представительств. В результате поддержка ПМР будет половинчатой, импульсивной по типу «шаг вперед, два шага назад», подверженной ситуативным колебаниям в зависимости от силы давления со стороны ЕС и США по конкретным поводам. Контекст украино-румынских и украино-молдавских отношений. Проигрыш международного судебного дела вокруг острова Змеиный в пользу Румынии, безразличие воронинской Молдовы к накапливающимся нерешенным вопросам в украино-молдавских отношениях, укрепление отношений Молдовы и России - все это многое другое показало ничтожность «идеологической» внешней политики Украины, когда Румыния и Молдова трактовались как «верные друзья» по евровыбору и борьбе с Россией. Тупые номенклатурные схемы отступают перед необходимостью перезагрузки отношений Украины с Румынией и Молдовой в духе здорового прагматизма и деидеологизации. Сейчас, когда нарастают конфликты между бывшими советскими и социалистическими республиками (между Польшей и Литвой, Словакией и Венгрией, Румынией и Венгрией и т.п.), которые ныне входят в НАТО и ЕС, Украина прозревает и постепенно начинает думать о собственных, а не чужих интересах. Более прагматичный подход может конечно привести к некоторому временному обострению отношений, но это позитивно скажется на роли Приднестровья и приднестровско-украинском сотрудничестве. Режим пересечения товаров и людей на приднестровском участке может быть вновь пересмотрен в пользу Приднестровья. Будет ли у Украины в обозримом будущем собственная внешняя политика? Хотя президент-Янукович официально будет контролировать внешнюю политику и МИД, вряд ли при нем и премьере Тимошенко появится таки собственная украинская внешняя политика. Почему? Во-первых, не будет преодолен раскол Украины, а две ее основные части имеют прямо противоположное видение внешней политики (дружба с Россией-война с Россией, вступление в НАТО - вступление в союзное государство России и Белоруссии и т.п.). Во-вторых, Янукович и Тимошенко - конъюнктурные лидеры, а не исторические персонажи, они приспосабливаются, а не опережают время и создают. В-третьих, аморфная, сырая, слабая Украина не имеет ни политических, ни экономических, ни военных, ни интеллектуальных ресурсов для собственной внешней политики. В-четвертых, ни Россия, ни ЕС, ни США не хотят, чтобы у Украины была какая-то собственная внешняя политика. Поэтому «план Ющенко» в отношении Приднестровья это была последняя беспомощная вспышка концептуальной активности. Никакого «плана Януковича» не будет. Никакой осмысленной, целеустремленной, организованной, эффективной политики в отношении ПМР не будет. Никакого украинского плана урегулирования не будет. По прежнему невозможно будет «днем с огнем» найти на Украине ответственных за отношения с ПМР. Хитрость Тимошенко и слабость Януковича. Даже свобода слова ограничивает нас в рассуждениях о «сильных мира сего». Хотелось бы сказать правду о наших украинских героях, но время еще не пришло. Конечно, Тимошенко уверена в том, что она быстро переиграет Януковича в новой системе двоевластия в Украине. И у нее есть для этого все основания. Оценивая политические личности, можно сказать, что Тимошенко гораздо сильнее Януковича (как оратор, как партийный лидер, как дипломат и т.д.). Она обладает харизмой и сверхъестественной силой массового внушения, чем Янукович не отмечен. Следует отдать должное Януковичу, он показал способность к развитию, к самосовершенствованию. Но этого оказывается недостаточно. Янукович одерживает электоральные победы благодаря своей программе, своим лозунгам, но в решающий момент, когда нужно проявить решительность и роль личности, он тушуется. Тимошенко же показывает классический вариант, как дьявольские идеи предстают в привлекательной личине. Оба деятеля с разным успехом и в разном стиле обманывают своих избирателей. В этой связи, потепление приднестровско-украинских отношений будет неровным, то и дело оно будет прерываться конфликтами, инициируемыми Тимошенко и ее окружением по сигналам из-за рубежа. В конце концов Тимошенко победит Януковича, Партия регионов распадется, уйдет в оппозицию, а Тимошенко установит безраздельную личную власть в Украине. Режим Тимошенко не будет столь одиозным, как режим Ющенко, не будет он и столь демократичным, но Тимошенко окончательно приведет Украину в НАТО и ЕС. «Что же будет с Родиной и с нами?» Что это будет означать для Приднестровья? Все зависит не от Тимошенко, а от самого Приднестровья, сохранит ли новое поколение приднестровцев свою пассионарность и желание быть приднестровцами? Очень важны также ответы на вопросы: Что произойдет с центрами силы - Россией, США, ЕС? Куда пойдет Молдова? Что предпримет будущий президент Путин?

AVA.md
Теги: Украина

Поделиться: