Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ШОС: Интеграция - это переход к системному сотрудничеству

20.08.2009

Автор:

Теги:

ДОКЛАД В.Д. РУЗИНА

Академика и Исполнительного Вице-президента Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), на Форуме сотрудничества профессионалов телевидения стран-участниц ШОС,  г. Пекин

На современном этапе последовательное наращивание сотрудничества государств-учстников ШОС в культурно-информационной сфере является одним из определяющих факторов дальнейшего развития ШОС. Пониманием этого важнейшего обстоятельства является то, что первый Форум сотрудничества телевидения стран ШОС состоится. Идея, выдвинутая Академией в Шанхае в июле 2008 г. на встрече с президентом Ассоциации творческих деятелей телевидения (СТАА) и Центрального телевидения (ССТВ) господином Чжаном Хуа Юанем, - встрече, которая проходила в дни работы III Российско-Китайского Форума сотрудничества телевидения наших стран, обрела реальность.

Задачи, поставленные политическими руководителями стран ШОС по переходу организации от этапа сотрудничества к этапу интеграции в экономической сфере, выводят ЭСМИ в качестве решающей идеологической силы, без активной работы которой решение задач по экономической интеграции практически невыполнимо.

Само то, что мы сегодня можем ставить перед собой задачу перехода от стадии сотрудничества к стадии интеграции означает, что общими усилиями нам удалось серьезно расширить знакомство профессионалов медиасферы друг с другом. На этом пути особенно результативными были российско-китайские форумы сотрудничества телевидения, два из которых прошли в Китае (2006 г., Пекин; 2008 г., Шанхай) и один в России (2007 г., Москва). Участие китайских коллег в Евразийских Телефорумах, фестивалях в Оренбурге (2008), Севастополе (2008 и 2009), а также участие российских режиссеров в Сычуаньском и Шанхайском телевизионных фестивалях и др. Именно целенаправленная работа Академии и СТАА под руководством Генерального секретаря Ван Фена, вице-президента Ли Мина и директора отдела по связям с общественностью Ван Чжанхая. дала возможность начать работу над целым рядом совместных проектов, наиболее масштабный из которых - 24-х серийный проект РЕН-ТВ и Пекинского Чжунбейского Телевизионного Художественного Центра - близок к завершению. Его премьера в Китае намечена на ноябрь. Российская премьера в связи с тем, что озвучание на русском языке проходит позже состоится в начале 2010 г. Нельзя не отметить выдающуюся роль в реализации этого проекта его продюсеров: российского Игоря Прокопенко и китайского Ю Сяогана. Труден первый шаг. Перед нами стоит задача значительно расширить совместное производство игровой, документальной и информационной продукции.

Интеграция - это уже не только знакомство и отдельные инициативные проекты. Знакомство - это только начало, предпосылка, первый шаг, без которого невозможно было бы двигаться дальше. Интеграция - это переход к системному сотрудничеству, это создание механизмов, которые создают и продвигают систему совместных инициатив и проектов. Это создание условий для их успешной реализации.

При этом эффективным способом сближения может служить взаимодействие в том числе и на двухсторонней основе, направленное на повышение конкурентноспособности художественной продукции, взаимное позиционирование и выдвижение на мировые рынки. В условиях сложностей сегодняшней экономики объединение производственных усилий, финансов и креатива к тому же является мощным катализатором выхода из кризиса.

Страны ШОС вместе являются крупнейшим игроком на арене геополитики. Осознание этого факта происходит по мере углубления и расширения сотрудничества во всех сферах. В этот момент ( период осознания) медиа являются главным инструментом, через который наши страны осознают себя как новое явление глобального масштаба и значения. В этом смысле выстраивание медиакультурного пространства является базовым, поскольку оно выстраивает отношения и ценности, характеризующие страны региона в целом , объединяющие их и формирующая отношения стран и народов друг к другу. Смыслы и ценности, заложенные и раскрывающиеся в художественной ткани фильмов, программ , сериалов - это важнейшая информация, создание которой - задача не только исключительной важности, но и исключительной сложности. И мы находимся лишь в начале пути. Современная история неоднократно доказала, что в сегодняшнем мире общие ценности важнее общих границ. Успешные интеграционные проекты построены на базисе общих ценностей.

В современной экономике возрастает и становится определяющей роль интеллектуального продукта, в том числе в его аудиовизуальной форме. Взаимообмен между странами ШОС информационной, документальной и игровой продукцией на сегодняшний день составляет ничтожно малую величину, что резко контрастирует с богатством культурного потенциала наших стран. Необходимы серьезные усилия, чтобы изменить это положение. С тем, чтобы информационная и культурная продукция наших стран нашла дорогу на телевизионные экраны, радио эфиры и Интернет пространства друг друга. На недавнем Круглом столе в РИА новости в Москве с видео включением почти всех столиц стран ШОС (Пекин, Астана, Душанбе, Бишкек), посвященном информационной безопасности ШОС, отмечалось, что одна из угроз организации - это то, что ШОС мало знают. И этот факт, к сожалению, отражает фактическое положение дел.

Может быть, одна из основных причин такого тревожного состояния - это то, что информация рассматривается исключительно как товар. Социальная функция СМИ вытесняется прессингом рейтинга и отступает под натиском 4С: скандал, смерть, сенсация, секс. СМИ рассматриваются как производители информационно-художественного товара, а деятельность вещательных компаний подчиняется выполнению бизнес-плана. Это происходит и на государственном ТВ, что уж совершенно недопустимо. Как результат, не решаются важнейшие государственные задачи, одна из них достойная информационная поддержка ШОС. Тем важнее деятельность общественных профессиональных национальных и международных организаций, направленных на развитие нашего сотрудничества. В первую очередь это ЕАТР и СТАА, интенсивное взаимодействие которых создало базу, на основе которой мы можем сегодня ставить задачи перехода на более высокий уровень сотрудничества. В наш двусторонний российско-китайский диалог прямо вовлечены коллеги из Казахстана и через свое участие в Академии коллеги из всех других стран ШОС.

Переход от стадии сотрудничества в медиакультурном пространстве к стадии интеграции будет означать движение в сторону создания ОБЩЕГО информационно-культурного пространства стран ШОС. Именно общего, а никак не единого или какого бы то ни было еще. Оно создается общими усилиями. Общими проектами: двухсторонними и многосторонними. Общим пониманием того, что единство держится на двух китах или двух сторонах монеты. Первое - это нечто общее, что дает нам возможность общаться и понимать друг друга. Здесь общие политические задачи, экономические и т.д. Второе - это букет своеобразий и разнообразий, который делает страны ШОС богатейшими в геокультурном плане.

Будем говорить о медиакультурном пространстве или пространстве культуры, которое должно формироваться не на противопоставлении, а на взаимодополнении. Только принцип дополнительности (а не толерантность, принцип которой: он мне мешает, но я промолчу) снимает конфликтность культур. В одном аспекте богаче одна культура, в другом - другая. Ценности православия, конфуцианства, кочевнической культуры, ислама, буддизма и других культур вносят в современную жизнь несметные богатства, которые, с одной стороны, кажутся нам принципиально иными, с другой, неожиданно оказываются сродни самым передовым современным тенденциям. Понять, где каждая культура обогащает мир человека и человечества, и выразить это в информационно-культурном пространстве будет означать принятие принципа дополнительности культур, снятие конфликта между ними. Этот процесс выстраивается из цепи смыслов и ценностей, которые считывают миллиарды зрителей и слушателей из тысяч часов информационного и художественного вещания. Материал культуры или геокультурный материал должен стать основой новостной компоненты СМИ.

Предлагаю на нашем собрании договориться о ряде практических шагов: российско-китайском двухстороннем конкурсе сценариев, создании кинотелевизионных тематических альманахов, обмене документальными циклами и др. В случае положительного решения мы могли бы сформировать рабочие группы из представителей стран-участниц, желающих поддержать эти предложения и продолжить работу.

уже в конце ноября этого года на ХII Евразийском Телефоруме в Москве.

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение