Виктор Бунге: Who is mister Esimov?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Пользуясь особым расположением главы государства, Ахметжан Есимов иногда может позволить себе высказать откровенно своевольные мысли типа того, что «Алматы - не тот город, где будут делать, что партия скажет» (см. http://www.respublika-kaz.info/news/politics/4243)). Однако в реальности он не допускает ничего такого, чтобы дать основание президенту усомниться в его лояльности и преданности.
Виктор Бунге: Who is mister Esimov?

Ахметжан Есимов: секреты карьерных достижений

Мировая история практики государственного управления знает множество примеров управленцев, способных справиться с практически любыми возложенными на них задачами, независимо от профиля последних и профессиональной принадлежности самих исполнителей. Как правило, эти люди находятся на особом счету у верховных властителей, не засиживаются подолгу на тех или иных должностях и направляются туда, где они становятся наиболее востребованными своими «патронами».

В Казахстане в категорию таких управленцев входит действующий аким города Алматы Ахметжан Есимов, имеющий имидж опытного и крепкого хозяйственника. Правда, ключевым фактором его карьеры является не столько это, сколько принадлежность к числу родственников президента страны Нурсултана Назарбаева. Во всяком случае, как и глава государства, Есимов является представителем рода шапрашты из Старшего жуза и уроженцем Каскеленского района Алматинской области. Таковы особенности кадровой политики в государствах восточного типа.

Другим важным фактором персональных политических активов Ахметжана Есимова является его партийно-номенклатурное прошлое, которому он, видимо, уже тогда был во многом обязан своему высокопоставленному родственнику. В результате только за 1979-1986 гг. он прошел трудовой путь от инструктора орготдела Каскеленского райкома до первого секретаря Чиликского райкома Компартии Казахстана. Независимость республики Есимов встретил на посту председателя Алма-Атинского областного Совета народных депутатов.

Надо отдать должное президенту Назарбаеву, который в 1990-х гг. устраивал своим выдвиженцам хорошую школу государственной работы, опробывая их в разных сферах госуправления. В связи с этим Есимов успел поработать тогда еще главой администрации Алматинской области, вице-премьером, руководителем администрации президента и даже побывал на дипломатической работе в качестве чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в Бельгии и по совместительству в Нидерландах, Люксембурге, а также представителя в НАТО и Европейском Союзе.

Пиком же политической карьеры Ахметжана Есимова, безусловно, было его пребывание в марте-октябре 1996 года в только что введенной должности государственного секретаря РК. В соответствии с действующим тогда указом президента «О статусе и полномочиях государственного секретаря Республики Казахстан» на госсекретаря были возложены большие функции, включая «обеспечение согласованного функционирования всех ветвей государственной власти», координация деятельности силовых структур, Нацбанка, Счетного комитета и т.д.

Такие полномочия делали Есимова фактически вторым лицом в государственной иерархии на уровне уже упраздненного к тому времени поста вице-президента республики. Но то ли он не «потянул» соответствующий объем работы, то ли президент решил уравнять госсекретаря с другими подчиненными ему чиновниками... В общем, с этого поста Есимов вернулся в правительство, возглавляемое Акежаном Кажегельдиным. Правда, с небольшим повышением: если до своего ухода на пост госсекретаря он был просто вице-премьером, то после возвращения в правительства стал первым замом у Кажегельдина.

Ряд оснований позволяет предположить о том, что президент негласно возложил на Есимова задачу обеспечить в своем лице противовес все больше и больше проявляющему самостоятельность премьер-министру. В частности, под его кураторство были переданы такие вопросы, как управление госимуществом, приватизация, инвестиции, транспорт и коммуникации. При этом был создан специальный орган, подчиняющийся лично президенту и автономный от правительства - Государственный комитет по инвестициям, во главе которого был поставлен Есимов с сохранением своей должности и в правительстве. Тем самым он получил в рамках правительства особый статус.

После отставки Кажегельдина в сентябре 1997 года Есимов менее месяца исполнял обязанности премьер-министра. Однако сложившаяся тогда политико-экономическая конъюнктура востребовала на этом посту не сельскохозяйственника Есимова, а нефтяника Нурлана Балгимбаева. Вместе с тем первый из них не остался в накладе, заняв пост руководителя президентской администрации.

Хотя народная мудрость гласит, что нельзя дважды вступать и одну и ту же реку, Есимов сделал это, когда два раза, в 2001-2004 и 2006-2008 гг., занимал пост министра сельского хозяйства. Очевидно, что на него было возложено основное бремя ответственности за проведение земельной реформы, направленной на введение частной собственности на землю. Правда, тогдашнее, впрочем как и текущее, состояние в сферах землепользования и сельского хозяйства не позволяют рассматривать их в положительном ключе. С другой стороны, по ряду вопросов в том же АПК Есимов сумел проявить себя намного лучше некоторых своих предшественников. Но в целом он повел себя здесь в качестве обычного исполнителя и лавров реформатора данной отрасли экономики страны не снискал.

Приход Есимова на нынешнюю должность следует рассматривать как направление лично главой государства с целью наведения в Алматы порядка после пребывания во главе города Имангали Тасмагамбетова. Приняв Алматы под свою руку, новый аким и его команда в процессе своей деятельности наглядно продемонстрировали верность народной истины о том, что «Новая метла по-новому метет».

Представляется, что алматинцам не может не импонировать то, что Есимов проявляет себя как истинный патриот города. Помимо устранения ряда проблемных моментов, доставшихся ему от прежнего акима (см. Адилов Т. «Крутые повороты в развитии Алматы» (http://www.contur.kz/node/528) ), он стремится реально развивать Алматы и отстаивает его интересы на республиканском уровне. Так, например, на прошедшем в марте совещании городского актива с участие премьер-министра Карима Масимова аким выступил с предложением принять закон, способствующий расширению финансовых возможностей Алматы.

На своем нынешнем поприще Есимов также проявляет себя как критик действий правительства, которые не отвечают его позиции как акима Алматы. Вместе с тем он не жалеет в этом отношении и представителей своей собственной команды. Показательным здесь стало прошедшее 4 августа совещание по итогам социально-экономического развития Алматы в первом полугодии 2009 года, в ходе которого аким призвал своих заместителей: «Больше головой работать, а не ногами!» (см. http://www.time.kz/index.php?newsid=11780 ).

Пользуясь особым расположением главы государства, Ахметжан Есимов иногда может позволить себе высказать откровенно своевольные мысли типа того, что «Алматы - не тот город, где будут делать, что партия скажет» (см. http://www.respublika-kaz.info/news/politics/4243) ). Однако в реальности он не допускает ничего такого, чтобы дать основание президенту усомниться в его лояльности и преданности. На любых высоких и ответственных постах Есимов позиционирует себя в первую очередь исполнителем решений и поручений главы государства. На том, видимо, он и держится в «акординской» системе.

Теги: Казахстан

Поделиться: