Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ОТКРЫВАЯ КАСПИЙ ДЛЯ РОССИИ

20.08.2009

Автор:

Теги:

Астраханская поездка президента России Дмитрия Медведева и состоявшийся там разговор о ситуации в Каспийском регионе в очередной раз подтвердили острое желание Москвы поскорее разгрести накопившиеся здесь за последние десятилетия пласты неразрешенных проблем. Главным и определяющим разногласием прикаспийских стран до сих пор остается неопределенный правовой статус водоема.

Вот уже почти полтора десятка лет пятерка каспийских государств не может придти к консенсусу относительно базовых положений документа и согласовать линию размежевания. Тем не менее, это не мешает всем странам региона вести активную хозяйственную деятельность в пределах исторически сложившихся, как они считают, контурах акватории Каспия.

Если об экономической активности Азербайджана, Казахстана и отчасти Туркмении в каспийском бассейне известно достаточно много, то российская составляющая до последнего времени оставалась в тени.

Строительство морского порта Оля, модернизация причальных сооружений в Дагестане, а также новации в Каспийской флотилии по большому счету основной перечень проектов, осуществляемых российскими компаниями в регионе. К этому еще можно добавить разве что рыбную отрасль. В то время как непосредственные соседи России по побережью активно развивают энергетические проекты. Но, похоже, в самом ближайшем будущем этот пробел закроет флагман России на Каспии - "Лукойл".

После заключения Россией сначала двух-, потом и трехстороннего соглашения с Азербайджаном и Казахстаном "Лукойл" проявил наибольшую активность в регионе, сумев аккумулировать практически все более или менее важные энергетические активы на каспийском шельфе, принадлежащие России, а также заключить СП на разработку месторождений с Казахстаном, разделенных из принципа 50 на50.

"Лукойл" не побоялся вкладывать значительные средства в исследования и разведочное бурение. И если с азербайджанским каспийским проектом "Ялама" у россиян не заладилось (до нефти так и не добрались), то с другим месторождением, уже российским, все выходит гораздо лучше.

Согласно сообщению компании уже в конце декабря этого года "Лукойл" планирует ввести в эксплуатацию новые нефтедобывающие мощности на Каспии на месторождении имени Корчагина (названо в честь бывшего секретаря Совета директоров ОАО "Лукойл"). Оно станет первым реальным северо-каспийским энергетическим проектом России.

Запасы месторождения оцениваются примерно в 570 млн баррелей нефтяного эквивалента. Компания планирует выйти на максимальный годовой уровень добычи нефти и газового конденсата в 2,3 млн тонн и 1,2 млрд кубометров газа.

Нефтегазоносное поле расположено примерно в 180 км от Астрахани и 240 км от Махачкалы. Глубина моря в районе месторождения совсем небольшая всего 11-13 метров, что облегчает работы по установке и эксплуатации морских добывающих платформ. Для сравнения азербайджанские платформы на каспийских месторождениях уходят в воду на 100 и более метров. В то же время лукойловским сооружениям может угрожать обледенение. Эта часть Каспийского моря в зимнее время может покрываться коркой льда.

Для работы в таких условиях "Лукойл" построил морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП). Она станет главным производственным объектом, с помощью которого будет вестись эксплуатационное бурение и добыча углеводородов.

По информации корпоративной прессы компании, на МЛСП установлен буровой комплекс грузоподъемностью 560 тонн для бурения скважин с максимальной длиной по стволу до 7400 м. Рассчитано, что платформа будет обслуживать в общей сложности 30 скважин, из которых 26 добывающие, 3 - водонагнетательные, а 1 - газонагнетательная.

Платформа с размерами 95,5 на 72,2 метра возвысится над уровнем моря на 86,6 метров. Она оснащена двумя кранами грузоподъемностью 70 тонн.

После установки МЛСП на заданной точке она будет соединена переходным мостом длиной 74,2 метра с ледостойкой стационарной платформой для размещения персонала, которая была установлена на месторождении 25 мая 2009 года. На этой платформе также расположена вертолетная площадка и спасательные средства. Жилой блок рассчитан на проживание 105 человек. Длина платформы поменьше добывающей - 41,5 м на 40,2 м, а высота - 38 м. Она рассчитана на 15-тисуточную автономную работу.

Ранее для работы на месторождении "Лукойл" построил на сингапурской верфи Keppel Singmarine многоцелевое судно ледового класса "Лангепас". Оно уже передано в распоряжение компании и в начале августа вышло из Сингапура. Его прибытие в акваторию Каспийского моря ожидается 3-4 сентября. Основное предназначение "Лангепаса" - выполнение дежурно-спасательных работ в рамках морских нефтегазовых проектов "Лукойла". Длина судна составляет 65 метров, ширина - около 15, а осадка - 4,3 метра, дедвейт - 900 тонн, скорость - 13 узлов. Корабль может эксплуатироваться при температуре до -20 градусов по Цельсию и толщине льда в 70 см.

Подготовка к запуску месторождения идет строго по графику - 12 августа была завершена установка точечного причала, который входит в состав объектов обустройства месторождения имени Юрия Корчагина. Точечный причал предназначен для загрузки нефти из подводного трубопровода в плавучее нефтехранилище и на танкеры-челноки. Он был установлен на расстоянии 58 километров от места расположения МЛСП. Причал соединится с МЛСП подводным трубопроводом диаметром 300 мм, который уже проложен по дну моря и готов к подключению к этим объектам. Глубина моря в точке установки точечного причала чуть больше, чем самой платформы - 20,5 метров. Высота его от уровня моря - 27,2 метров, а масса -1725 тонн. Опорное основание точечного причала будет прикреплено ко дну моря пятью сваями диаметром 2,13 метра.

После установки точечного причала к нему с помощью специальных устройств будет пришвартовано плавучее нефтехранилище дедвейтом 28 тысяч тонн, строительство которого завершилось в Азербайджане на стапелях Бакинского завода глубоководных оснований им. Гейдара Алиева.

Россия последовательно закрепляется на Каспии. Следом за "Корчагиным" последуют и другие проекты, в частности, уже упоминавшиеся с Казахстаном. Россия также будет строить нефтепроводы от платформ до побережья. Вся эта активность неизбежно приведет к пересмотру отношения к возможностям транспортировки энергоресурсов по дну Каспия, а, значит, и трансформации позиции страны на пятисторонних переговоров по статусу Каспийского моря.

"Лукойл" же, как и в 1994 году, когда присоединился к проекту освоения азербайджанских месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (впоследствии выйдя из проекта под давлением обстоятельств), стал пионером теперь и в освоении российской части Каспия. Тем самым подтвердив свои приоритеты в стратегическом развитии, и одновременно подчеркнув важность экономического присутствия России в этом непростом регионе. 

  Евгений Кришталев


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение