Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Гусев Л.Ю. Политическая ситуация в современном Узбекистане

01.03.2008

Автор:

Теги:
 

Гусев Л.Ю. к.и.н. с.н.с. ЦИВА и ШОС МГИМО МИД РФ

 

 

 

Политическая ситуация в современном Узбекистане

 

События последних лет показали, что именно Узбекистан с его довольно авторитарным режимом стал основным препятствием распространения исламского фундаментализма в Центральной Азии, и ближайшим союзником его оказалась Россия. Именно военная мощь Узбекистана (включая прямое участие его вооружённых сил) гарантировала победу кулябского и ходжентского кланов в жестокой гражданской войне в Таджикистане. При этом у Ташкента в сложившихся условиях не было особого выбора, так как победа демократической и исламской оппозиции в этой республике была чревата для Узбекистана угрозой роста внутренних кризисных явлений, что могло вызвать катастрофическое увеличение числа беженцев узбеков из Таджикистана и усиление напряжённости в местах компактного проживания таджиков (на территории республики их проживает более двух миллионов) и дальнейшую активизацию местных исламистов, особенно в Ферганской долине.

В целях обеспечения национальной безопасности Ташкент во времена правления талибов был вынужден проводить более активную политику в отношении Афганистана в надежде на то, что оказание экономической и военной поддержки генерала Р. Дустума обеспечит сохранение буферной зоны между Узбекистаном и афганскими фундаменталистами. Однако, несмотря на то, что Узбекистан объективно является одним из наиболее влиятельных государств региона и его стремление стать гарантом стабильности в Центральной Азии вполне оправдано, его географическая и этническая вовлечённость в региональные конфликты настолько глубока, что в настоящее время треугольник Узбекистан - Афганистан - Таджикистан для окружения представляется наиболее взрывоопасным.

Кроме того, для Узбекистана огромную опасность представляет проблема наркобизнеса уже давно поглотившая Афганистан и захватывающая Таджикистан. Но с учётом наличия в Ташкенте мощного репрессивного аппарата, опирающегося на авторитет И. Каримова, а также тщательно разработанной законодательной базы можно утверждать, что Узбекистан в настоящее время может создать наиболее эффективный заслон на маршрутах наркопотоков, поскольку основные транспортные магистрали с юга на север проходят через это государство. В связи с этим, Узбекистан, объявив в качестве одной из приоритетных задач борьбу с международным терроризмом и экстремизмом, выделяет значительные суммы для подготовки специалистов и технического оснащения таможенных и пограничных пунктов. Для реализации этой задачи специалисты отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД республики работают в тесном сотрудничестве со специалистами аналогичных ведомств соседних Центральноазиатских стран, России, международных организаций.

Многие представители как властных, так и аналитических структур,  как в России, так и в Узбекистане, считают, что  необходимо, опираясь на имеющийся мировой опыт, создать на территории Узбекистана с помощью России, прежде всего, глубоко эшелонированную систему противодействия региональному наркобизнесу, которая должна функционировать в наступательном режиме, постепенно расширяя зону свободную от производства и распространения наркотиков.

Узбекистан и в дальнейшем, несмотря на наличие внутренних проблем, будет играть в Центральной Азии всё возрастающую роль, хотя это настораживает соседние государства, поскольку бывшие советские среднеазиатские республики опасаются попасть в зависимость от «нового гегемона». Между тем возможность возвращения России в регион в связи с афганскими событиями может в принципе заставить политические элиты этих стран пойти на союз с Ташкентом, тем более, что вряд ли какая-либо из них желает повторения у себя таджикской катастрофы.

Выборы в новый двухпалатный парламент Узбекистана, состоявшиеся 26 декабря 2004 года показали прочность режима Ислама Каримова. Еще в начале избирательной компании власти республики постарались обезопасить себя от разного рода «бархатных» революций. В апреле 2004 года отделению Фонда Сороса в Узбекистане было отказано в регистрации. Счета всех неправительственных организаций, финансировавшихся из-за рубежа, были заморожены. К выборам были допущены партии, поддерживающие официальные власти. Основные оппозиционные организации «Бирлик» и «Эрк» в выборах не участвовали. В результате победу одержали кандидаты в основном от двух партий власти - Народно- демократической и Либерально- демократической.

Также узбекский режим показал свою силу во время известных событий в Андижане в мае 2005 года. Тогда были подавлены выступления узбекских оппозиционных сил в Ферганской долине.

В том же месяце, 5 мая 2005 года Узбекистан заявил о своем выходе из ГУУАМ. Ещё ранее в 2003 году И. Каримов приостановил свое членство в организации из-за "излишней политизации объединения" и "отсутствия реализации экономической составляющей". Когда же, в апреле 2005 года, ГУУАМ решил "бороться за демократию от Черного до Балтийского моря", Узбекистан объявил о том, что он выходит из этой организации.

А на декабрьских президентских выборах 2007 года И. Каримов получил 88,1% голосов избирателей. Остальные 3 кандидата набрали каждый примерно по 3% голосов. Это ещё раз свидетельствовало о прочности режима.

 Такая ситуация является наиболее приемлемой как для Узбекистана так и для региона в целом, потому что нестабильность в стране могла привести к очень тяжёлым последствиям, как уже отмечалось выше, к ситуации, которая возникла в Таджикистане в начале 90 х. годов. Кроме того, в связи с неопределённостью ситуации в Афганистане весь регион мог быть охвачен кровавыми столкновениями.

.  


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение