Казахстан-2009: новый стратегический проект.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Президент четко расставил акценты: безопасность, экология, межнациональное и межконфессиональное согласие. Плюс, и этот фактор тоже надо учитывать, в центре внимания страны-председателя неизбежно окажутся вопросы, связанные с энергетической безопасностью. Эксперты неоднократно высказывали мнение о том, что именно в таком порядке и будут расставлены приоритеты РК на 2010 год. Выступление Нурсултана Назарбаева эти прогнозы окончательно подтвердило. Хотя, возможно, что проекты в сфере защиты прав национальных меньшинств, в конечном счете, выйдут на первый план. Так что, возможно, иерархия этих приоритетов будет каким-то образом корректироваться.
Казахстан-2009: новый стратегический проект.

Интервью генерального директора ИАЦ, Алексея Власова журналу "ЕвроАзия".

*********************************************************************************************

-Уважаемый Алексей Викторович, на прошедшем недавно совещании в Ак Орде Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал председательство страны в ОБСЕ стратегическим национальным проектом. Что стоит за этим выступлением казахстанского лидера? Какие акценты будут сделаны Казахстаном в год председательства в этой международной организации?

-Президент четко расставил акценты: безопасность, экология, межнациональное и межконфессиональное согласие. Плюс, и этот фактор тоже надо учитывать, в центре внимания страны-председателя неизбежно окажутся вопросы, связанные с энергетической безопасностью. Эксперты неоднократно высказывали мнение о том, что именно в таком порядке и будут расставлены приоритеты РК на 2010 год. Выступление Нурсултана Назарбаева эти прогнозы окончательно подтвердило. Хотя, возможно, что проекты в сфере защиты прав национальных меньшинств, в конечном счете, выйдут на первый план. Иерархия приоритетов, в принципе, может каким-то образом корректироваться.

-А с чем, по-вашему, может быть связано именно такое определение приоритетов?

-Очевидно, с тем, что Казахстаном наработан обширный опыт в области миротворческих инициатив и межнационального диалога, который вполне можно применить как своеобразный стандарт для «Большой Европы». Особенно актуальны инициативы, позволяющие наладить межцивилизационный и межконфессиональный диалог.

Тот факт, что Президент Казахстана выходит на обсуждение стратегии дальнейших действий по подготовке к председательству за четыре с половиной месяца до часа «Х», безусловно, свидетельствует о том, что у Казахстана есть «домашние заготовки», которые нужно, как говорится, довести до ума: какие-то моменты, например, по различным аспектам ядерного разоружения согласовать со своими партнерами по СНГ, - и двигаться дальше. Не повторять печального греческого опыта.

-Что может означать для Казахстана поддержка со стороны России в тех начинаниях, которые готовит Астана?

-Я уверен в том, что процесс взаимодействия между Кремлем и Ак Ордой как на этапе выработки общей программы действий, так и в период реализации этой стратегии, будет иметь особое, исключительно важное значение. Ни для кого не секрет, что и Россия имеет и свои определенные интересы по отношению к ОБСЕ, и эти планы далеко не всегда совпадают с подходами стран Запада.

Например, в вопросе об осуждении на международном уровне сталинизма. Я имею в виду последние дискуссии, которые приравнивают сталинизм и нацизм вплоть до ответственности за празднование исторических дат, связанных с деятельностью сталинского режима. Но под это определение попадает, например, День Победы, если подходить к такого рода вопросам предвзято, и из плоскости научных, исторических дискуссий переводить сюжет в разряд политико-идеологических решений.

Москва будет приветствовать позицию Казахстана в теме противодействия пересмотру и фальсификации исторических фактов при анализе поствоенной и посткоммунистической Европы. Учитывая, что в июле парламентская ассамблея ОБСЕ выступила с резолюцией "Воссоединение разделенной Европы", уравнивающей сталинизм и нацизм и призывающей к международному осуждению тоталитарных режимов, в перспективе это позволит странам бывшего СССР вновь потребовать от России возмещения ущерба за оккупацию. Но сталинское наследие является общим бременем истории постсоветских государств и не может быть выдвинуто исключительным упреком к России.

Судя по недавним заявлениям спикера казахстанского Сената Касым-Жомарта Токаева, в Астане эту озабоченность Кремля прекрасно понимают и в плане «идеологии» председательства общая линия поведения Казахстана будет напоминать ту многовекторную политику, которой страна придерживается на международной арене.

-Можно ли предположить, что Казахстану удастся достичь каких-то результатов в плане системного реформирования ОБСЕ?

-Откровенно говоря, я думаю, что о концептуальной перестройке организации все-таки придется забыть, поскольку, по крайней мере, сейчас не просматриваются реальные возможности для того, чтобы такую реформу осуществить на консенсусной основе. Единственное, чего реально может добиться Казахстан в этом направлении, так это достижения большей степени сбалансированности между тремя «корзинами» ОБСЕ. Я имею в виду баланс между гуманитарной «корзиной», проблемой безопасности и экономической проблематикой.

Так вот, я полагаю, что Казахстан постарается действовать таким образом, чтобы придать проблемам экономической интеграции на европейском, а шире, на евразийском пространстве, гораздо большее внимание. Например, через развитие совместных транспортных проектов.

Реформа БДИПЧ, напротив, это утопия, поскольку пока не просматривается возможность консенсуса между постсоветскими странами и государствами Восточной Европы.

Ну а что касается проблем безопасности, то, судя по тем заявлениям, которые делал и министр иностранных дел господин Тажин, и сам Президент РК Нурсултан Назарбаев, предполагаемые казахстанские инициативы будут вполне очевидно идти в русле идеи о системной «перезагрузке» международных отношений, с которой выступил Барак Обама.

Примечательно, что теперь американский Президент постоянно упоминается представителями Ак Орды, по базовым проблемам международных отношений, вместе с Президентом российским - подчеркивается сближение позиций. Я полагаю, это и есть своеобразная проекция нового подхода к архитектуре европейской безопасности - напоминать о "глобальной перезагрузке" самим ее инициаторам.

Хотя вопрос о том, насколько реальна эта "стратегия обновления", на мой взгляд, так и не решен. Будем считать, что за год председательства Казахстану удастся найти ответ на эти далеко не самые простые вопросы. Ясно одно - Нурсултан Назарбаев не будет сидеть сложив руки. Забот явно прибавится. И не только у МИДа...

"ЕвроаАзия" август 2009.

Поделиться: