Андрей Карпов: Внешнеполитические перспективы Казахстана на посту Председателя ОБСЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Большинство казахстанских политиков и экспертов рассматривают предстоящее председательствование Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году преимущественно в контексте плюсов и минусов, которые могут иметь место в процессе дальнейшего развития демократии и возможных перемен во внутриполитической сфере. Исходя из этого, некоторые из них считают, что Казахстан не готов принять на себя столь высокую должность и выполнять соответствующую ей миссию вследствие противоречия характера и механизмов функционирования политической системы республики, в том числе действующего законодательства, основным принципам и стандартам ОБСЕ в области человеческого измерения.
Андрей Карпов: Внешнеполитические перспективы Казахстана на посту Председателя ОБСЕ

Большинство казахстанских политиков и экспертов рассматривают предстоящее председательствование Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году преимущественно в контексте плюсов и минусов, которые могут иметь место в процессе дальнейшего развития демократии и возможных перемен во внутриполитической сфере.

Исходя из этого, некоторые из них считают, что Казахстан не готов принять на себя столь высокую должность и выполнять соответствующую ей миссию вследствие противоречия характера и механизмов функционирования политической системы республики, в том числе действующего законодательства, основным принципам и стандартам ОБСЕ в области человеческого измерения.

Еще более категоричны те, кто считает, что Казахстан не заслуживает того, что возглавлять одну из ведущих международных организаций мира. По этому поводу, например, в мае т.г. выступили оппозиционные к властям Компартия Казахстана и Народная партия «Алга!». По их мнению, Казахстан как будущий председатель ОБСЕ «не только не намерен следовать обещанным курсом демократизации политической системы, но и вызывающе демонстрирует свои истинные намерения». В связи с этим они призвали ОБСЕ отложить решение о председательстве республики на более поздний срок.

Однако все эти люди практически оставляют без внимания внешнеполитические аспекты предстоящего председательствования Казахстана в ОБСЕ. Зациклившись на внутриполитических вопросах, они сознательно или неосознанно не видят значимости данного события для повышения возможностей и потенциала нашей республики на мировой арене в качестве участника международных отношений.

Уже само по себе имеет историческое значение то, что Казахстан стал первым постсоветским государством, которому оказана такая высокая честь -председательствовать в ОБСЕ. До этого его внешнеполитические возможности позволяли ему председательствовать разве что в СНГ и иных внутрирегиональных интеграционных структурах. Поэтому 31 ноября 2007 года, когда он был избран главой ОБСЕ, следует вписать золотыми буквами в страницы новейшей истории республики.

Обеспечив поступательный экономический рост, Казахстан вышел на траекторию устойчивого развития и, благодаря своему всестороннему потенциалу, вправе претендовать на достойное место в группе ведущих стран мира. При этом следует понимать, что нарастающие тенденции глобализации практически постоянно обуславливают необходимость поиска новых форм международного взаимодействия, способных и в дальнейшем обеспечивать устойчивое развитие Казахстана и продвижение им своих национальных интересов в системе международных отношений.

Не случайно поэтому, что на современном этапе своего развития Казахстан провозгласил и последовательно реализует стратегию своего вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира и рассчитанную на 2009-2011 гг. государственную программу «Путь в Европу». Последний момент особенно важен в связи с тем, что Казахстан, похоже, твердо определил вектор своего внешнеполитического курса и встал на путь своего развития по европейским стандартам.

На этом фоне председательствование республики в ОБСЕ станет важным шагом на ее пути поэтапной интеграции в Европу и ее структуры. Особенно перспективным направлением здесь может стать вступление Казахстана в Совет Европы. Следует вспомнить, что такая попытка была им предпринята в 2002 году. Однако соответствующая заявка Казахстана была в тот раз отклонена. Теперь же в статусе председателя ОБСЕ он может в очередной раз подать ее, имея большие шансы на положительное решение данного вопроса. Тем более, что в Совете Европы с разного времени уже участвуют такие выходцы из Союза ССР, как Азербайджан, Россия и Украина.

Занимая далеко не последнее положение в СНГ и лидирующие по своему развитию позиции в Центральной Азии, Казахстан привлекает ОБСЕ и входящие в него страны своим большим вкладом в процесс развития интеграции, торгово-экономического сотрудничества, обеспечение стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Тем самым наша республика вносит свой большой вклад в развитие конструктивного международного сотрудничества и полноценного вхождения стран СНГ в целом в мировое сообщество.

Более того, Казахстан фактически проложил путь к возможному председательству ОБСЕ в будущем для других постсоветских государств. Не случайно, что его примеру уже готов последовать, в частности, Кыргызстан, который, по некоторым данным, намерен в ближайшем будущем выставить свою кандидатуру в Председатели ОБСЕ. В любом случае политический вес и авторитет Казахстана среди других постсоветских республик существенно возрастет.

Не исключено также, что на посту Председателя ОБСЕ Казахстан активизирует миротворческую составляющую своей дипломатии. Особенно это будет актуально именно в СНГ в контексте нерешенных конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье. Поэтому уже сейчас заинтересованные страны имеют определенные ожидания по отношению к нашей республике. Конечно, сам по себе высокий статус нашей республике не станет гарантией урегулирования данных конфликтов. Но снизить накал страстей и сдвинуть с мертвой точки некоторые нерешенные вопросы ей, скорее всего, здесь удастся.

Провозгласив в качестве приоритетных направлений своего председательствования в ОБСЕ вопросы укрепления мер доверия и региональной безопасности и развитие невоенных аспектов безопасности в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, Казахстан вполне может обеспечить расширение взаимодействия ОБСЕ с такими международными организациями, в которых он принимает активное участие, как СВМДА, ОДКБ и ШОС.

В целом, следует ожидать, что главенствующий статус Казахстана в ОБСЕ позволит ему более эффективно, чем прежде, продвигать свои позиции на мировой арене и решать различные вопросы в рамках двусторонних и многосторонних связей с другими участниками международных отношений. Эту центрально-азиатскую республику, устремившуюся в Европу, ждет серьезный экзамен. И будем надеяться, что она его сдаст на отлично!

Теги: ОБСЕ , СВМДА

Поделиться: