Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Каспийский фактор геополитики Казахстана

06.08.2009

Автор:

Теги:

 

 

Для Казахстана его расположение в зоне бассейна Каспийского моря имеет стратегическое значение геополитического и геоэкономического характера. Важность данного фактора раскрывается в следующих основных моментах.

1. Развитие топливно-энергетического комплекса, включая прежде всего добычу и экспорт углеводородного сырья. По некоторым оценкам, Казахстан занимает 13-е место в мире по наличию больших разведанных запасов углеводородного сырья. Его доля в мировых запасах нефти составляет около 3,3% и порядка 1% в запасах газа.

В сфере добычи нефти и газового конденсата наблюдается неуклонная тенденция к постоянному увеличению объемов. Так, например, согласно данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, если в 2005 году было добыто 61,65 млн. тонн нефти и газового конденсата, то в 2008 году соответствующий показатель увеличился до 70,6 млн. тонн.

Соответственно растет и объем углеводородных ресурсов, отправляемых Казахстаном на зарубежные рынки. В частности, если в 2006 году республика экспортировала 57,1 млн. тонн нефти, то в 2008 году аналогичный показатель составил 62,8 млн. тонн.

Прогнозные показатели добычи рассматриваемых углеводородов составляют до 78 млн. тонн в 2009 и до 84 млн. тонн в 2010 гг. При этом более половины прогнозных ресурсов углеводородного сырья объемом в 13-18 млрд. тонн связаны с шельфом казахстанского сектора Каспийского моря.

Развитие нефтегазовой отрасли Казахстана осуществляется главным образом в рамках реализации Государственной программы освоения Казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), утвержденной в мае 2003 года и рассчитанной до 2015 года.

Углеводородный потенциал КСКМ увеличивает инвестиционную привлекательность нефтегазового сектора национальной экономики. Только за период 1996-2005 гг. инвестиции в недропользование объектов углеводородного сырья возросли почти в 11 раз и составили более 10 млрд. долларов США. А доля самих этих объектов в общем объеме инвестирования в минерально-сырьевой комплекс Казахстана выросла в рассматриваемый период с 54% до 80%.

2. Расширение дипломатических возможностей и позиций Казахстана на международной арене. По ряду оснований фактор углеводородного потенциала и геополитического положения КСКМ следует считать одним из наиболее ключевых условий обеспечения внешнеполитической активности Казахстана и его возможностей отстаивать свои интересы в отношениях с другими странами и международными организациями.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в большой политической «игре» вокруг Каспия и его углеводородных ресурсов переплелись в партнерстве и соперничестве интересы как прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, так и внешних акторов, включая США, Китай, Турцию, страны Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это давно перевело вопросы поиска, освоения и эксплуатации потенциальных месторождений каспийской нефти, а также ее экспорта на мировые рынки, из чисто экономической плоскости в политико-стратегическую.

При этом Казахстан в силу многовекторности своего внешнеполитического и внешнеэкономического курса, а также превосходства над Ираном, Россией и Туркменистаном по уровню открытости своего сектора Каспия и Азербайджаном - по уровню его привлекательности для иностранных инвесторов все больше и больше занимает центральное место в рассматриваемой геополитической «игре».

В связи с этим многие вопросы двух- и многосторонних отношений Казахстан способен решать, используя именно фактор КСКМ. В частности, не без так называемой «нефтяной дипломатии» он сумел преодолеть непримиримую прежде позицию США и Великобритании по вопросу своего председательства в ОБСЕ и, как следствие, получил возможность возглавить эту организацию в 2010 году.

3. Позиционирование Казахстана в качестве морской державы. Не имея в силу своей географической расположенности выхода к мировым морским коммуникациям, Казахстан использует фактор своего присутствия в зоне Каспийского бассейна в целях позиционирования себя в качестве морской державы.

В связи с этим республика активно занимается формированием необходимых атрибутов, позволяющих соответствовать данному статусу. Особенно это прослеживается в вопросах развития военно-морского флота Казахстана. Официально военно-морские силы республики были созданы в 2003 году на основе Указа Президента РК № 1085 от 7 мая 2003 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан». Одновременно Министерством обороны РК была разработана концепция развития ВМС.

До этого времени функционирование военно-морских частей сводилось к охране государственной границы, которую осуществляли пограничные катера и один сторожевой корабль. Вместе с тем уже в 2001-2002 гг. Казахстан начинает постепенное развертывание своих ВМС. По некоторым оценкам, личный состав последних составлял в тот период 3 тыс. человек. На вооружении ВМС находились 10 военных и 2 малых гидрографических катера, а также военно-морская авиация в составе трех вертолетов Ми-8 и шести Ми-2.

Впоследствии численность личного состава казахстанских ВМС была увеличена до 5 тыс. военнослужащих. В состав ВМС входят военная флотилия, морская пехота и береговая артиллерия. Главной их базой является морской порт Актау. Расширение военной флотилии осуществляется главным образом за счет приобретения республикой тех или иных кораблей и катеров в зарубежных странах. Так, например, в 2001 году в порядке оказания безвозмездной военной помощи Турция передала Казахстану сторожевой катер типа «Тюрк». В 2006 году три сторожевых катера типа «Си Долфин» - «Шапшан», «Батыр» и «Изет» были получены из Южной Кореи.

4. Сохранение и использование биоресурсов Каспийского моря. Несмотря на важность развития углеводородного потенциала КСКМ, не меньшее внимание казахстанского руководства уделяется вопросам совершенствования системы и механизмов обеспечения охраны окружающей среды и особенно сохранения богатых рыбных запасов Каспия.

По оценкам экспертов, в Каспийском море сосредоточены более чем 90% мировых запасов осетровых. Казахстанская квота на вылов осетровых составляет около 186 тонн. При этом у республики имеются большие возможности для создания товарного осетроводства. Вместе с тем казахстанским властям необходимо принять серьезные меры для остановки процесса сокращения популяции рыбы вследствие роста нелегального вылова, который, по некоторым оценкам, превышает легальный в 11 раз, а также негативных последствий для экологии в ходе освоения нефтяных месторождений.

В этих условиях решение ряда важных вопросов, связанных с освоением и развитием КСКМ, тормозится вследствие нерешенности главного «каспийского вопроса» - определения правового статуса и раздела дна и вод Каспийского моря.

Правда, Казахстан во многом облегчил для себя бремя решения данного вопроса, подписав еще в период с 1998 по 2003 гг. серию соглашений с Азербайджаном и Россией и установив с ними морские границы по принципу срединной линии. Единственным неопределенным участком морских рубежей Казахстана остается пока его граница с Туркменистаном.

Общая же позиция Казахстана по решению «каспийского вопроса» такова: установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство; внешняя граница территориального моря должна являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет обладать всей полнотой суверенных прав, что позволит приобрести дополнительные гарантии безопасности в контексте обеспечения нерушимости границ и территориальной целостности.

Вследствие неуступчивости Ирана и непоследовательной позиции Туркменистана процесс решения «каспийского вопроса» все больше и больше выходит за пределы пятистороннего формата.

Так, по итогам состоявшегося в конце июня рабочего визита президента России Дмитрия Медведева в Азербайджан он и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев приняли совместное заявление по Каспийскому морю. В данном документе выражено «растущее взаимопонимание по ряду ключевых аспектов разрабатываемой Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, к которым относятся делимитация акватории Каспийского моря и разграничение дна в его южной части, вопросы безопасности, недропользования, транзита, сохранения биосферы и другие». Главы двух государств также придают важное значение экономической составляющей многостороннего прикаспийского сотрудничества и сфере безопасности, исходя из необходимости взаимодействия стран Каспийского бассейна в борьбе с современными вызовами и угрозами.

С одной стороны, ничего конкретного в этом заявлении не прозвучало. С другой стороны, Москва несколько завуалировано дала понять Баку, что готова поддержать его позицию по разделу дня и вод в южной части Каспия. А именно здесь, где проходят границы между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном, находится основной тупик в решении «каспийского вопроса».

Данное заявление не могло не вызвать негативной реакции в Ашхабаде и Тегеране. Первый из них дал свой ответ буквально на днях, осудив в своей прессе односторонние действия на Каспии с явным намеком на Азербайджан (см. http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/kazakhstan/1193069.html - прим.). Разграничение же дна и недр Каспия между ним и Баку Ашхабад требует осуществить «без учета влияния полуострова Апшерон и острова Жилой». Налицо то, что между этими странами имеются спорные участки, в частности, нефтяное месторождение Кяпаз. При этом стороны не могут прийти к компромиссу в данном споре.

Хотя Казахстан напрямую практически никак не касаются проблемы, наблюдаемые в южной части Каспия, тем не менее нерешенность главного «каспийского вопроса» ограничивает его возможности по развитию потенциала «морской державы». К тому же, фактически разделив в свое время северную часть Каспия с Баку и Москвой, Астана теперь вынуждена так или иначе следовать в фарватере их интересов в рамках рассматриваемого вопроса. В связи с этим не исключено, что в один прекрасный момент она станет следующей, кому Ашхабад может указать на «односторонние действия». Тем более, что, как уже отмечалось выше, казахстанско-туркменская граница до сих пор не определена и никто не может гарантировать отсутствие здесь вероятных предметов для межгосударственного спора.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение