Либеральный ислам: новый взгляд или уловка политтехнологов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После некоторого затишья, связанного с поражением исламистов в Узбекистане и Киргизии, эксперты все чаще говорят о новом витке исламизации в регионе. На этот раз усиление влияния ислама связывают с движением «коранитов», которое прочно обосновалось в Казахстане - ключевом региональном игроке. В Казахстане «коранитам» принадлежит Конгресс мусульманской молодежи, газета «Наш мир», а также общественное объединение «Изги Амал», лидером которого считается сын главы администрации президента Казахстана Аслбек Мусин. Учитывая отсутствие в Казахстане полноценных оппозиционных партий и ярких лидеров, эксперты полагают, что «кораниты» вполне могут стать важным рычагом влияния в споре Мусина-старшего за место президента РК после ухода Нурсултана Назарбаева.
Либеральный ислам: новый взгляд или уловка политтехнологов

Анатолий Зайцев

Заигрывание с исламской идеологией в государствах Средней Азии происходит с момента обретения этими странами независимости. Религия в руках политиков была и остается мощным инструментом для управления и контроля над процессами в обществе. В разное время на территории Центральной Азии появлялись различные секты, управляемые как внутренними, так и внешними силами.

После некоторого затишья, связанного с поражением исламистов в Узбекистане и Киргизии, эксперты все чаще говорят о новом витке исламизации в регионе. На этот раз усиление влияния ислама связывают с движением «коранитов», которое прочно обосновалось в Казахстане - ключевом региональном игроке. В Казахстане «коранитам» принадлежит Конгресс мусульманской молодежи, газета «Наш мир», а также общественное объединение «Изги Амал», лидером которого считается сын главы администрации президента Казахстана Аслбек Мусин. Учитывая отсутствие в Казахстане полноценных оппозиционных партий и ярких лидеров, эксперты полагают, что «кораниты» вполне могут стать важным рычагом влияния в споре Мусина-старшего за место президента РК после ухода Нурсултана Назарбаева.

Активное обсуждение общественно-политической активности «коранитов», прикрываемой религиозно-философской риторикой, вынудило представителей «Изги Амал» выйти из тени и выступить в свою защиту. Появился ряд материалов, в которых члены организации разъясняют свою позицию. В частности, появились интервью с Аслбеком Мусиным, который до недавнего времени скрывал свое прямое отношение к организации, называя ее членов своими друзьями, близкими ему в идейном и духовном плане. «Кораниты» утверждают, что не стремятся к непосредственному участию в политическом процессе, не имеют никаких связей с международными центрами и существуют исключительно на пожертвования членов организации.

«Между нашим движением и основателями суннизма и шиизма есть существенная разница. Суннизм и шиизм возникли как политические движения в исламе, основанные на борьбе за власть. Они подстраивали в этой борьбе Коран под себя. В то время как первым истинным коранитом был пророк Мухаммед, не следовавший ничему, кроме одного Корана. Мы в этом отношении не новое направление», - говорит Аслбек Мусин. По его словам, «Изги Амал» «создана для интеллектуального противодействия деструктивным интеллектуальным и духовным доктринам и для помощи обществу и государству в этом нелегком деле». Иными словами, «кораниты» пытаются обосновать свои претензии на главенствующую позицию и получить, таким образом, право производить отбор религиозных движений по принципу совместимости их идей с Кораном. Не случайно с деятельностью «коранитов» связывают внесение поправок в законопроект о религиозных объединениях, усложняющих процедуру их регистрации.

За философией и популизмом стоят значительные материальные средства и четкая иерархическая структура, в которую входят более 100 тыс. человек, включая высокопоставленных чиновников, бизнесменов, студентов и простых граждан. В конце марта с.г. была сделана пробная попытка оценить степень популярности и поддержки этой организации среди казахстанского населения. Именно тогда впервые эксперты обратили внимание на неожиданное участие в выборах депутатов маслихатов - местных представительных органов власти - лидера «Изги Амал» Аслбека Мусина.

Есть мнение, что «кораниты» - политтехнологический проект, способный в нужный момент оформиться в многочисленную политическую партию и выступить в качестве новой силы, способной взять под контроль определенные сегменты общественной и политической жизни. Косвенным образом Мусин сам это подтверждает. Он говорит: «Некоторая часть исламизированной молодежи уходит в экстремистские группы и встает на позиции вооруженного сопротивления власти. Власть же просто не знает, что с ними делать. С одной стороны, есть прецедент, надо как-то реагировать. С другой стороны, у тех кто должен реагировать, например, у духовного управления не получается это делать. Не хватает квалификации и инициативы. Тогда появляется группа сознательных граждан, в виде, например, ОО «Изги Амал», которые, видя угрозу и, что самое главное, понимая истинные причины опасности, проявляют гражданскую инициативу и предупреждают власти об угрозе».

Некоторые факты свидетельствуют и о наличии связи организации с внешними силами. Не секрет, что в казахстанской элите нового поколения немало тех, кто получил высшее образование в Соединенных Штатах, совершает туда регулярные поездки и ориентирован на выстраивание в Казахстане государственной системы нового типа. Кроме того, известно, что основателем движения «кораниты» считается египетский ученый Ахмед Мансур, который в свое время был отстранен от преподавания в Аль-Азхаре - старейшем мусульманском духовном университете в Каире - за отступление от соблюдения сунны. Позиция «Изги Амал» созвучна этому. «Сегодня мы в качестве единственного божественного откровения предлагаем рассматривать только Коран, как это и должно быть. В то время как сунну и хадисы правильнее будет изучать лишь в качестве религиозной литературы. ...Чтобы они своими противоречивыми толкованиями не заслоняли от мусульман свет истинной веры», - говорит Мусин. В 2002 году Ахмед Мансур получил политическое убежище в Соединенных Штатах, где читал лекции по программе «Национальный вклад в демократию» в Гарвардской школе юриспруденции. Не трудно предположить, кто были его слушатели.

Недавняя история вокруг американской военной базы «Манас» в Киргизии показала, что Центрально-Азиатский регион остается одним из приоритетных направлений политики США. Цветные революции - конек американских политтехнологов. Обжегшись на ортодоксальном исламе, априори ненавидящем либеральные ценности, США изменили тактику борьбы, сделав ставку на так называемый либеральный ислам. Подчеркивая свою неангажированность, открытость и стремление работать на благо государства, опираясь на веру в истинного Бога и здравый смысл, «кораниты» обретают все новых и новых сторонников. Общество, уставшее от исламских экстремистов, делает выбор в пользу упрощенной и эмоционально-доступной светской риторики. Если дело так пойдет и дальше, то исламская революция по западному сценарию в Казахстане уже не за горами.

Парадоксально, но официальный орган - Духовное управление мусульман Казахстана - признал принципы коранитов противоречащими основам ислама, о чем вынес официальное заключение. Однако, как сообщает оппозиционная казахстанская пресса, все государственные СМИ отказались обнародовать данный документ со ссылкой на запрет со стороны администрации президента Казахстана. Более того, сам Аслбек Мусин, угрожая судебным преследованием, потребовал от ДУМК официальных извинений и отказа от высказанного мнения. Позднее на приписываемом Мусину-старшему сайте появились множественные публикации, компрометирующие руководство ДУМК и коллективные письма от так называемых исламских лидеров республики. По странному стечению обстоятельств они входят в ближайшее окружение Аслана Мусина. А сама стилистика писем и, в особенности, приводимые в них недоступные простым общественным деятелям данные, по мнению местных экспертов, сильно напоминает аналитические документы администрации президента. Что наводит на некоторые мысли.

Наконец, при определении роли и места коранитов в современном раскладе политических сил в Центральной Азии нельзя не учитывать и возможного фактора сепаратизма. Стоящие за коранитами выходцы из Западного Казахстана (богатого нефтью региона) вполне могут шантажировать главу государства своими сепаратистскими настроениями. И, надо сказать, Нурсултан Назарбаев мало что им может противопоставить. Фактически он оказался заложником своих прежних кадровых ошибок. Теперь же ситуация такова, что давить на Аслана Мусина и его людей главе казахстанского государства весьма затруднительно. Вот так сложно переплетаются в современном Казахстане религиозные, экономические и политические мотивы.

http://www.materik.ru/country/detail.php?ID=6509

Поделиться: