Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Христианская социология как поиск цивилизационной идентичности России

29.07.2009

Автор:

Теги:

Журавлёв В.Е.

к.соц.н., зам. Начальника центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

 

 

Россия, как один из полюсов современного мира, должна иметь собственную социокультурную идентичность и цивилизационное мировоззрение. Русский мир как цивилизация исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русской Православной Церкви. Нельзя не вспомнить слова русского философа и общественного деятеля Ивана Ильина. Он писал: Значение православия в Русской истории и культуре определяющее. Достаточно признать, что тысячелетняя история России творится людьми христианской веры; что Россия слагалась, крепла и развёртывала свою духовную культуру именно в христианстве, и что христианство она восприняла, исповедовала, созерцала и вводила и вводила в жизнь именно в акте Православия.

Говоря о Русском мире и Русской истории, следует видеть в них не только совокупность исторических и эмпирических фактов различной природы, но и своего рода культурологическую идеологию интеграции постсоветского пространства. Необходимо отметить также, что в условиях ценностной аномии, порождённой сложной и противоречивой эпохой транзитного периода 90-х гг.XX века, россияне хотят вернуться к утраченным, консервативным в лучшем смысле этого слова, морально-нравственным ценностям, к чему призывают авторитетные представители Русской Православной Церкви.

В настоящее время многие члены российское общество испытывает определённые трудности, связанные с формулированием своей идентичности. Социологические исследования показывают, что для значительной части респондентов отнесение себя к группе «православные» не означает высокий уровень воцерковлённости, а скорее служит индикатором отнесения к определённой социо-культурной традиции.

Во многом это объясняется тем обстоятельством, что научное знание, основанное на позитивизме, на определённом историческом этапе довольно чётко отделило себя от религиозного познания, что для сферы некоторых естественных наук было в то время вполне логичным.

Советское материалистическое мировоззрение усугубило обозначенное позитивистской эпохой разделение. Как следствие, современное сознание россиянина является в религиозной и научной сферах эклектичным. Это, с одной стороны, не даёт возможности принять религиозную доктрину, с её морально-нравственным и религиозно-философским основанием, а с другой - порождает примитивные суеверия и вульгарно-гедонистическое отношение к жизни.

В тоже время христианское мировоззрение позволяет давать метафизическую интерпретацию социальной информации, осмысливать социальные процессы с точки зрения христианских ценностей, искать высшие духовные смыслы происходящих в социальном мире процессов и явлений.

Существенной методологической проблемой в рамках социологического исследования на сегодняшний день является типология религиозности, так как здесь существуют разные подходы к вопросу субъективности и объективности критериев религиозной идентификации. Существуют определённые противоречия между религиозной самоидентификацией респондентов и различными интерпретациями результатов количественных исследований.

Можно выделить несколько основных подходов к исследованию религии в социологии: номиналистический и реалистический; субстанциональный и функциональный; институциональный.

Выделяют также алармистский и либеральный подходы, которые, впрочем, содержат в себе нормативно-оценочный характер.

Для социологии религии особый интерес представляет взаимоотношение между номиналистическим и реалистическим подходами, которые имеют глубокую предысторию, связанную с философским дисскурсом о взаимоотношениях «единичного» и «всеобщего».

При этом сторонники реализма стояли на позиции существования «всеобщего» как источника всего сущего, а сторонники номинализма, напротив, отрицали существование «всеобщего», считая, что это понятие содержится только в человеческом уме и языке.

Применительно к социологии, это представляет собой следующее противоречие: можно ли на основании эмпирических социологических исследований, которые всегда имеют конкретный, т.е. частный, выборочный характер, получить достоверную информацию об объекте исследования?

С позиции крайнего номинализма, отрицающего существование целостности, это представляется невозможным.

Однако с позиции современной социологии, использующей методы индукции и верификации, это вполне реально.

С другой стороны, познание сложного объекта через эмпирическое исследование с позиции крайнего реализма также невозможно, так как «всеобщее» не поддаётся разложению на более простые составляющие элементы.

Однако, современная социология, используя сочетание индуктивных и дедуктивных методов, добивается необходимого уровня репрезентативности исследований, позволяющего создавать информационную модель, аналогичную по своим основным характеристикам объекту исследования.

Согласно доминирующей точке зрения российских социологов, «предметом социологического анализа является не Бог, а поведение людей верующих в бога».

С другой стороны, религия как объект социологии религии предполагает выявление ее специфики как социального явления. В том числе определение: что такое религия, социальная роль религии, функции, формы взаимодействия с обществом.

Рассматривая религию как социальный институт, следует остановиться на содержании обоих понятий, поскольку в полипарадигмальном поле социологии в отношении существуют различные определения.

В зависимости от того, какие формулировки «религии» и «социального института» приняты для проведения социологического исследования, будут применяться соответствующие методологические основания и методы исследований.

Субстанциональный социологический подход к религии отвечает на вопрос, что такое религия, в чём её сущность?

В наиболее общем виде, который отличает религиозную субстанцию от любой другой, это выглядит как вера в сакральный мир. Сакральный мир - это царство небесное, это наличие другой реальности, которая не принадлежит ни человеку, ни профанному земному миру.

В этом случае сознание верующего человека становится религиозным, оно включает в себя ценности сакрального мира, которые определяют его поведение.

Представляется, что субстанциональный подход принципиально важен для социологического анализа религии, поскольку ставит задачу определить сам объект исследования и вводит критерии различения феноменов религиозных от феноменов нерелигиозного характера, таких как патриотизм, дружба, приверженность к политическим идеологиям и т.п., которые имеют иную ценностную природу.

Широкое распространение при социологическом анализе религии получил функциональный подход, зародившийся ещё у классиков теоретической социологии - В. Вебера, Э.Дюркгейма, Т. Парсонса и др. Современные социологические исследования религии также стремятся ответить на вопрос, каковы функции религии в современном обществе, какие общественные потребности религия удовлетворяет.

При этом обычно выделяют четыре основные функции религии: интегративную; регулятивную; психотерапевтическую; коммуникативную.

Интегративная функция религии заключается в том, что совместные верования, культы, обряды усиливают социальную сплочённость, формируют систему культурных кодов, определяющих идентичность больших социальных групп, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных и современных обществ.

Принятие определенной системы верований, символов согласно Э. Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей. По словам американского социолога П. Бергера, религия представляет собой "священную завесу", посредством которой освящаются нормы и ценности человеческой жизни, гарантируется социальный порядок и устойчивость мира".

Регулятивная функции религии заключается в том, что она исторически формирует моральные нормы поведения в обществе, осуществляет социальный контроль над их соблюдением через свои организации или путём формирования общественного мнения.

Психотерапевтическая функция религии связана с тем, что верующие люди, по данным социологических исследований, оказываются более устойчивыми к стрессовым ситуациям и имеют более оптимистические жизненные установки, чем люди нерелигиозные.

Коммуникативная функция состоит в том, что совместное участие в религиозных организациях и религиозных мероприятиях способствуют налаживанию личных контактов и общению участников религиозных действий.

Отмечая универсальность религиозных функций, сторонники функционализма в методологическом плане уходят от вопроса о природе религиозного чувства, религиозного сознания.

С этим связано и то обстоятельство, что у функционалистов, оперирующих в основном такими понятиями как система, структура, функция религия рассматривается преимущественно в социоцентристском аспекте, при этом вопросы индивидуальной религиозности не затрагиваются.

Однако, по нашему мнению, важнейшим условием релевантного социологического анализа религии, является изучение типов религиозного сознания человека, места религиозного сознания в структуре личности, изучение особенностей отношения современного (и не только современного) человека к религии как социальному институту.

Но прежде необходимо рассмотреть вопрос о том, что же есть религия как объект социологического исследования. Без этого социологический анализ религии теряет свой объект и свой предмет, рассмотрение социальных отношений и социальных функций вне объекта исследования, без его определения и описания нельзя считать последовательным и целостным.

Классики и современные социологи дали немало определений религии.

По мнению Э. Дюркгейма, религия есть система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает.

М.Вебер отмечал, что определение того, что есть религия, не может быть дано в начале исследования такого типа, каким является наше, - оно может быть дано в конце его.

Американский социолог Р. Белла в работе "За пределами веры", отождествляет религию с "набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования".

П. Хонигсгейм предлагает: "Термин религия будем использовать для обозначения любого воззрения, основанного на убеждении, что сверхъестественные силы существуют, и отношения с ними возможны и важны".

З. Фрейд, сводя индивидуальную религиозность к неврозу, считал религию общечеловеческим навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа.

Фантастическое отражение в форме внеземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком, видел в религии Ф. Энгельс.

Согласно Б. Малиновскому, индивиду религия прагматически необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу.

Существует распространённое определение религии как институционализированной системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия.

В словаре по естественным наукам, религия - форма общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).

В новейшем философском словаре, религия - (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества.

Рассмотрение этих определений показывает, что в самом широком смысле религия - это мировоззрение, обладающее определёнными характеристиками. Оно имеет или имело в историческом прошлом своих носителей, которые вступают между собой в определённые социально организованные отношения.

Таким образом, ставя перед собой задачу исследования религии, социолог выходит на проблему социологического исследования определённого мировоззрения.

Однако мировоззрение представляет собой систему наиболее общих представлений о человеке и мире, и социологический инструментарий здесь не применим. Это область изучения со стороны философов и теологов.

Соответственно в качестве объекта социологического исследования религия, понимаемая в широком смысле, выступать не может.

Другое дело, что в качестве объекта социологического исследования религии могут выступать индивиды - носители (или не-носители) религиозного сознания, и их социально-организованные отношения.

Таким образом, объектами (и предметами) социологического анализа религии являются индивиды и религиозные институты.

Однако, на наш взгляд, это совершенно не означает, что можно изучать религиозное сознание индивидов и религиозные организации, не зная базовые характеристики и особенности мировоззрения, которое лежит в основе личностных характеристик индивидов и организаций, которые они образуют.

В этом смысле методологически правильно, чтобы исследователь религии получил достаточно глубокое представление о том, какое мировоззрение, духовные практики, символы, культовые действия содержит она в себе.

Следующим интересным в методологическом плане моментом является постановка о том, насколько корректно говорить о том, что религия как мировоззрение является социальным институтом.

Социальный институт (от лат. Institutum - устройство, установление) это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

При этом многообразие социальных институтов можно разделить на два типа: 1) институты как устойчивые формы социальной организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы, церковь и др.); 2) институты как устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (право, культура, мораль и др.).

Как мы отметили, религия, согласно большинству определений, представляет собой определённое религиозное мировоззрение и предполагает наличие социально-организованных носителей этого мировоззрения. Социологическое определение религии состоит как бы из двух частей - широкого, общефилософского, мировоззренческого подхода и более узкого, в котором речь идёт о социальной составляющей религии.

Если рассматривать социальный институт в качестве ценностно-нормативного комплекса, то религия как мировоззрение со своей культурно-символической основой, безусловно, можно считаться социальным институтом.

Естественно, что религиозные организации во всех своих устойчивых формах также подпадают под определение института как организации.

Однако мы рассмотрели, что объектом социологического анализа религии являются индивиды и религиозные институты, поскольку то, что относится к ценностно-нормативной стороне религиозной сферы, выходит за пределы социологического исследования.

Таким образом, корректно ставить вопрос не об исследовании религии как социального института, а о религиозных институтах как организациях, являющихся объектом и предметом социологического исследования.

При этом, естественно, должно быть обязательно уделено первейшее внимание исследованию типов и особенностей религиозного сознания на уровне личности.

В то время как философы, теологи, этнографы, антропологи, историки и другие изучают религию в соответствии со своей научной специализацией, социолог, занимающийся исследованием религии, должен в свою очередь владеть информацией об исторических, ценностно-нормативных, символических и иных религиозных атрибутах.

Социологическое исследование религии, на наш взгляд, предполагает компетентность социолога в ценностно-нормативной основе религии, постижение духовных практик, знание истории (генезиса) религии, исследование строения и функций религиозных организаций как социальных институтов, исследование типов религиозности.

Также необходимо отметить, что, рассматривая религию в широком смысле как определённое мировоззрение, необходимо признать, что основной и прямой религиозной функцией является смыслополагание.

Что касается четырёх других вышеуказанных основные функции религии: интегративной, регулятивной, психотерапевтической и коммуникативной, то они являются следствием основной мировоззренческой функцией, имеют для религиозных людей латентный, т.е. не основной и не самоочевидный характер.

Если рассматривать, к примеру, коммуникативную функцию религии, то эксплицитно, что для верующих в процессе молитвы первичным является общение с Богом, а уже как его следствие, как сопутствующий процесс - общение с другими верующими, становление социальных отношений.

Но при этом, появление и развитие устойчивых форм религиозных организаций является естественным и объективным процессом. Религиозные институты обладают всем набором основных функций и характеристик социального института.

Религиозный институт: 1) создает возможность своим членам удовлетворять потребности и интересы; 2) регулирует действия своих членов; 3) обеспечивает устойчивость отношений; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов; 5) осуществляет социальный контроль; 6) сохраняет и передаёт (транслирует) духовный и социальный опыт.

Деятельность религиозного института определяется: 1) набором специфических норм, регулирующих типы ролевого поведения его членов; 2) интеграцией в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение основных функций и осуществление социального контроля.

То, что религия предполагает наличие развитых религиозных институтов, открывает возможность для использования в исследовании религии соответствующей институциональной методологии и методов.

Институциональный подход в исследовании религии означает изучение и анализ изменения формы и содержания, структуры и функций религиозных институтов в процессе исторического развития.

Структурно-функциональный анализ религиозных институтов предполагает их описание с точки зрения социальной системы, в которых они функционируют в качестве подсистемы, вступая во взаимодействие с другими подсистемами - экономической, политической, правовой и др.

При этом сами религиозные институты с позиции системного подхода представляют собой социальные системы, включающие в себя функциональные подсистемы и элементы этих подсистем.

В этом смысле важную роль при проведении институционального и структурно-функционального анализа играет изучение внутренней структуры религиозной организации (религиозного института) в том числе с точки зрения теории управления системами.

В христианстве основным формализованным институтом является Церковь - объединение людей, которые придерживаются одного вероисповедания.

Внутренняя структура Церкви как социального института представляет собой формализованное взаимодействие входящих в Церковь функциональных подсистем, каждая из которых связано с формированием социальных организации и учреждений, также имеющих статус социальных институтов.

В июне 2008 г. социологическим факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета было проведено социологическое исследование, целью которого было выяснить отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви. Исследование проведено в рамках и на средства гранта Института общественного проектирования (ИНОП) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

Объектом исследования стали молодые люди (15-30 лет), постоянно проживающие в России. Предмет исследования: типы отношения российской молодёжи к РПЦ; основные тенденции этих отношений; роль РПЦ в жизни российского общества с точки зрения молодёжи; роль РПЦ в духовной социализации молодёжи. Новизна проведённого исследования в том, что оно направлено на изучение отношения российской молодёжи к РПЦ как социальному институту и позволяет выявить современную динамику тенденций этих отношений.

К задачам исследования относились: определение основных типов отношений молодежи к Русской Православной Церкви; восприятие роли Русской Православной Церкви в российском общества с точки зрения молодежи; выявление и анализ проблем взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства глазами молодежи; определение места и роли Русской Православной Церкви в духовном мире молодого человека; выявление позитивных и негативных факторов в деятельности РПЦ глазами российской молодёжи.

В ходе исследования был проанализированы уровни православной религиозности среди российской молодежи. В качестве основных индикаторов рассматривалась самоидентификация молодых людей относительно веры в Бога, конфессиональная самоидентификация, наличие ритуального поведения.

По результатам исследования, в той или иной степени верующими людьми себя назвали 71,2 % от всех молодых людей в России. Менее трети (28,8 %) молодежи не считают себя верующими людьми.

Каждый второй молодой человек назвал себя православным или христианином. 4,9 % отнесли себя к мусульманам, а к другим конфессиям себя причислил 1 % молодежи. Не идентифицировали себя ни с какой конфессией 42,8 % молодежи.

Как показало исследование, Церковь играет важную роль в жизни 28,9 % молодых людей в России. 24 % молодежи оценивают роль Русской Православной Церкви в своей жизни как незначительную. Еще для 17 % молодежи Церковь не играет никакой роли в их жизни. 25,8 % молодых людей затруднились оценить роль, которую играет Церковь в их повседневной жизни. 4,4 % молодых людей назвали роль Русской Православной Церкви в их жизни решающей.

Для выявления наличия ритуального поведения молодым людям задавались вопросы о том, как часто они посещают храмы, причащаются и исповедуются, а также соблюдают посты. Треть молодежи (32,6 %) бывает в храмах несколько раз в год, с регулярностью несколько раз в месяц в храмы приходят 8,7 % молодых людей, а практически каждый день в храмах бывает 1,5 % молодежи. Таким образом, регулярно посещают храмы, мечети или синагоги 42,8 % молодежи.

Великий пост соблюдает пятая часть всех молодых людей (20,1 %). Четыре основных поста соблюдают 3,5 % молодежи.

Причащаются и исповедуются не менее четырех раз в год 4,6 % молодых россиян. Не менее одного раза в год причащается и исповедуется практически каждый десятый молодой человек (9,4 %). Каждый второй (55 %) молодой человек не исповедуется и не причащается, еще 15,9 % затруднились ответить на данный вопрос.

На основании индикаторов, описывающих следование определенным нормам, принятым именно в православии (веры в Бога, конфессиональной самоидентификации и ритуального поведения) были выделены четыре группы молодежи, характеризующиеся разным уровнем православной религиозности.

Первая группа - 3,5 % от всей молодежи - воцерковленные православные: все в данной группе верят в Бога, конфессионально относят себя к православию (или христианству) и системно придерживаются основных таинств и обрядов. В эту группы включены те, кто исповедуется и причащается как минимум один раз в год, и соблюдает, по крайней мере, Великий пост.

Вторая группа - 35,9 % от всей молодежи - невоцерковленные православные: верующие в наличие Бога молодые люди, которые не могут назвать себя атеистами, конфессионально относящие себя к православию (или христианству), но системно не придерживающиеся основных православных таинств и обрядов.

Третья группа - 24,9 % - также, невоцерковленные православные: молодежь, конфессионально относящая себя к православию (или христианству), но воспринимающая православие исключительно в культурно-историческом, а не в религиозном смысле: это молодые люди или не считающие себя верующими в Бога и (или) совершенно не соблюдающие никаких православных обрядов.

Четвертая группа - 35,8 % - неправославные: молодежь, в конфессиональном плане не идентифицирующая себя с православием.

Каковы же, согласно исследованию, основные представления современных молодых россиян о Боге?

Чуть более трети (36,8 %) молодых людей понимают Бога вполне по-христиански: «Бог - творец и судия мира». Также около трети молодежи (31 %) считают, что Бог - Троица.

Также среди молодых людей распространено понимание Бога как «высшего разума, который не знает ни одна религия мира». Это представление о Боге разделяет каждый четвертый молодой человек в России. Это представление распространено во всех группах, выделенных по уровню православной религиозности, кроме группы воцерковленой молодежи.

«Бог есть любовь» - данное представление о Боге разделяет 23,9 % молодых людей.

Из трех представлений о Боге, не вписывающихся в православное понимание Бога («Бог - высший разум...», «Бог - космический разум» и «Бога нет»), два последних не пользуются популярностью у молодежи. Представление о Боге, как о «космическом разуме» разделяет только 12,1 % молодежи, а с тем, что «Бога не существует», согласилось 8,2 % молодых людей.

Воцерковленные молодые люди (1 группа) разделяют только православное понимание Бога: «Бог - творец и судия мира» (53,9 % в первой группе), «Бог - Троица» (81,4 %) и «Бог есть любовь» (57 %). Молодые люди в этой группе практически совсем не разделяют других представлений о Боге, и никто из них не согласился с утверждением «Бога нет».

Остальные группы молодежи, выделенные по уровню православной религиозности, отличаются от первой группы большим уровнем религиозного синкретизма. Вторая и третья группы схожи между собой в представлениях о Боге. В данных группах молодежь разделяет те же представления о Боге, что и в первой группе, но, кроме того, около четверти молодежи (26,8 % во второй группе и 27 % в третьей группе) в этих группах считает, что «Бог - это высший разум, которого не знает ни одна религия мира». Представление о том, что «Бог - космический разум» разделяет 10,7 % молодых людей во второй группе и 13,5 % в третьей.

Среди невоцерковленных молодых людей (2 и 3 группа) практически никто не разделяет представление о том, что «Бога нет».

В четвёртой группе каждый пятый молодой человек 20,7 % или около 7% от всей генеральной совокупности, считает, что Бога нет.

Для воцерковленных молодых людей (1 группа) Русская Православная Церковь - это, прежде всего, дом Божий (48,1 % в первой группе), вера в Бога (37,5 %), часть богатой истории страны (39,1 %) и душа русского народа (37,7 %).

Невоцерковленные молодые люди воспринимают Русскую Православную Церковь как неразделимое триединство: история страны, национальная культура и источник православного вероучения, то есть в представлении этих групп молодежи православие, культура и страна едины и их объединяет Русская Православная Церковь.

Роль Русской Православной Церкви в стране половина всей молодежи России (50,7 %) оценивает как важную. Еще 26,1 % молодых людей затруднились дать свою оценку роли Русской Православной Церкви в жизни страны.

13,9 % молодежи считают, что Церковь играет в современной России незначительную роль.

Практически каждый второй молодой россиянин (48,1 %) высоко оценивает нравственный уровень духовенства и считает, что священнослужители Русской Православной Церкви внимательно относятся к своим прихожанам.

Основные цели, к которым, по мнению молодых людей, в первую очередь стремится Русская Православная Церковь, это: восстановление у населения традиционных ценностей (49,5 %); духовная поддержка верующих (39,8 %); строительство новых храмов (30,1 %); распространение православной веры среди населения России (23,1 %); объединение верующих россиян (22,6 %); исполнение треб (21,9 %).

Наиболее высоко молодежь оценивает эффективность деятельности Русской Православной Церкви в следующих направлениях: забота об охране памятников истории и культуры (39 %); сохранение нравственности в обществе (36,1 %);попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы (35 %); руководство духовной жизнью православных людей (34,3 %); поддержка малообеспеченных граждан (33,6 %); воспитание духовных и нравственных семейных ценностей у детей (31,7 %); приобщение молодежи к культурному наследию своего народа (30,1 %).

Основными проблемами Русской Православной Церкви молодые россияне считают: коммерционализацию церковной жизни (30,8 %); чрезмерное стремление священнослужителей к материальному благополучию (22,3%); слабую информированность граждан о деятельности Русской Православной Церкви (20,8 %). Важной проблемой Церкви 17,8 % молодежи считают также коррупцию внутри Церкви.

Большинство молодежи в России считают, что Русской Православной Церкви в целом следует более активно способствовать укреплению института семьи. Более половины молодежи согласились с тем, что Русская Православная Церковь способствует укреплению семьи (56,3 %). Даже среди молодых людей, отрицающих православие, 62,9 % выразили мнение о необходимости целенаправленных усилий Русской Православной Церкви по борьбе с разводами.

Вне зависимости от уровня православной религиозности большинство молодежи считает охрану памятников истории и культуры прямой функцией Русской Православной Церкви. Также, более половины молодых людей (58,3 %) считают, что Русской Православной Церкви следует открывать новые храмы.

Приобщение молодежи к культурному наследию своего народа также является востребованной молодежью направлением деятельности Русской Православной Церкви, его поддерживает 71,8 %.

Деятельность, направленная на патриотическое воспитание молодежи, также положительно оценивается молодыми людьми - 67,9 %.

81,1 % российской молодежи считает, что Церковь должна уделять вопросу сохранения нравственности в обществе повышенное внимание.

Воспитание детей и молодежи в традициях Русской Православной Церкви (соблюдение всех постов и обрядов) в целом поддерживает 44,6 % молодежи. При этом полностью поддерживает воспитание детей и молодежи в православных традициях преимущественно воцерковленная молодежь (1 группа).

Среди невоцерковленных православных верующих (2 и 3 группа) чуть более половины (55,4 %) молодых людей поддерживают идею о необходимости воспитания детей и молодежи в православных традициях.

Каждый третий молодой человек в России (38,2 %) считает, что Русской Православной Церкви необходимо уделять внимание вопросу увеличения числа воскресных и приходских школ.

Противодействие Русской Православной Церкви деятельности псевдорелигиозных структур востребовано большинством (64,1%) молодежи России. Можно сказать, что вне зависимости от уровня религиозности молодежь понимает, что секты и псевдорелигиозные течения не приносят блага России и разрушают многие судьбы, однако многие молодые люди не знают, каким именно способом Русская Православная Церковь может противоборствовать псевдорелигиозным структурам.

Взаимодействие Русской Православной Церкви, с институтом государства в области попечения о лицах, находящихся в местах лишения свободы, и военнослужащих (их духовно-нравственном воспитании), получила высокую степень одобрения со стороны молодых россиян: более 60 % молодых людей считают, что Церкви следует развивать эту деятельность.

Оценивая взаимоотношения между Русской Православной Церковью и государственной властью, молодые люди почти в одинаковых пропорциях разделились на тех, кто считает, что мнение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II должно учитываться при принятии государственных решений, на тех, кто затруднился оценить необходимость такого шага, и на тех, кто считает это неуместным (соответственно: 30,6 % - «за»; 34,3 % - «затрудняются»; 35,1 % - «против»).

Молодежь, не идентифицирующая себя с православием (4 группа), в большей степени, чем остальные группы, выделяет следующие цели: участие Церкви в политической жизни страны; обогащение и развитие Русской Православной Церкви как коммерческой организации; содействие во всем существующей власти; организация пышных праздников; разжигание вражды и нетерпимости к инакомыслящим; торможение развития страны.

В глазах респондентов этой группы в большей степени, чем в православных, отмечается восприятие Русской Православной Церкви как религиозной организации (29,4 %); храма, где собираются верующие люди (26,4 %); бизнес - организации (17,1 %) и института власти (12,3 %). То есть, в представлениях данной группы более явно присутствует инструментальная функция Русской Православной Церкви.

Кроме того, в отличие от других групп молодежи, неправославные молодые люди разделяют представление о Русской Православной Церкви как о способе самообмана народа (12,5 % в четвертой группе, в то время как в других группах процент согласившихся с таким определением Церкви не превышает 2,6 %).

Стоит отметить, что в целом восприятие Русской Православной Церкви, как «просто крестика на шее» не распространено среди молодых людей. Количество молодых людей, разделяющих это мнение, не превышает 4,2 % среди всей молодежи России.

Не согласились с высказыванием: «Православие - это ложная религия» 74,5 % опрошенных респондентов. Только 7,8 % молодых людей в России согласились с тем, что православие - ложная религия. Даже в группе молодых людей, не идентифицирующих себя с православием, половина молодежи не согласилась с данным высказыванием, и еще треть (34,7 %) затруднилась его оценить.

Большинство молодых людей не согласно с утверждением, что Русская Православная Церковь является способом обмана народа. Даже в группе, не отождествляющей себя с православием, практически каждый второй (49,3 %) считает, такое высказывание неправомерным.

Среди всей молодежи России четверть (24,3 %) согласна с тем, что «Только православие является истинной религией». Треть (34,8 %) молодых людей затруднились оценить данное утверждение, и еще 40,9 % молодежи в целом не согласны с тем, что только православие является истинной религией.

Большинство молодых людей не согласно с высказыванием «Я совершенно не интересуюсь религией». 65,2 % молодых людей выразили свою заинтересованность в том, чтобы узнать о религии больше, чем они знают на данный момент. Наибольший интерес к религии в группе воцерковленных молодых людей (98,7 %), но даже в группе молодежи, не идентифицирующей себя с православием, 45,7 % молодежи хотят узнать о религии больше и еще четверть (27 %) затруднились оценить данное высказывание.

С тем, что православие является национальной и государственной традицией России согласно большинство молодых людей (74,5 %). Однако, 16,2 % молодежи затруднились оценить данное высказывание, а практически каждый десятый (9,4 %) молодой человек не согласен с этим утверждением.

Более половины молодежи (56,2 %) в России разделяют представление о том, что можно быть православным человеком и не ходить в церковь, не соблюдать другие религиозные обряды. Еще 20,8 % затруднились ответить на данный вопрос. 23 % молодежи, наоборот, не согласны с утверждением: «Можно быть православным и не ходить в церковь, не соблюдать религиозные обряды».

С данным утверждением категорически не согласны в группе воцерковленных верующих - 85,5 %.

Для воцерковленных верующих (1 группа) общение со священником это в первую очередь переосмысление важных аспектов жизни (56 %), исповедь, снятие греха и очищение души (55,7 %), которое дает чувство умиротворенности (31,1 %). Также, воцерковленная молодежь отметила, что общение со священнослужителями - это общение со святыми людьми, которое дает силы (24,6 %), а также просвещение и более глубокое познание духовных заповедей (23,5 %).

Молодые люди, не идентифицирующие себя с православием (4 группа), чаще, чем во всех остальных группах не видят необходимости в общении со священнослужителями (20,4 %), а также в отличие от молодежи в других группах, считают, что такое общение не несет для них никакого смысла (9,7 %). Также, треть (30,3 %) молодых людей в данной группе отметили, что ситуация общения с православным священнослужителем для них нереальна, но возможна.

Многие молодые люди, не идентифицирующие себя с православием (4 группа), в отличие от остальных групп молодежи, не бывают в компании православных верующих (45,9 %), а если попадают в нее, то чувствуют себя неверующими (14,9 %) и чужим (25,5 %).

По мнению большинства молодых людей в России, Русская Православная Церковь должна уделять внимание в первую очередь следующим направлениям деятельности: сохранению нравственности в обществе (81,1 %); поддержке малообеспеченных граждан (78,7 %); укреплению семьи, уменьшению числа разводов (76,2 %);заботе об охране памятников истории и культуры (74,2%); приобщению молодежи к культурному наследию своего народа (71,8 %);семейному воспитанию духовных и нравственных ценностей у детей (71,2 %); патриотическому воспитанию молодежи (67,9 %); попечению о лицах, находящихся в местах лишения свободы (66,2 %); противодействию деятельности псевдорелигиозных структур (64,1 %); попечению о военнослужащих и их духовно-нравственном воспитании (63,4%); борьбе с абортами (61,5 %); защите интересов

перед органами государственной власти 61,1 %.

Таким образом, результаты данного и других социологических исследований показывают, что Русская Православная Церковь как социальный институт играет весьма существенную роль в жизни молодого поколения российского общества. При этом она выполняет как важнейшие цивилизационно - идентификационные функции для большинства россиян, так и чисто инструментальные, связанные с решением различных социальных проблем. При этом ведущая или, по крайней мере, весьма значимая роль РПЦ в духовной и социальной жизни россиян сохранится и в исторической перспективе.

Обращает на себя внимание, что доля по настоящему глубоко «воцерковлённых» в Православной вере молодых людей относительно не велика и составляет не более 4 %. Можно сделать вывод, что в России сохранится в обозримой исторической перспективе преимущественно светское общество, в котором Православие выполняет значимую культурную, нравственную, воспитательную, социальную и иные функции.

Роль Русской Православной Церкви, её влияние на россиян могут значительно увеличиться в количественном и качественном отношении, если РПЦ будет шире использовать современные информационные миссионерские формы работы с населением, более активно участвовать в решении социальных проблем российского общества, сможет дать православные ответы на актуальные духовные и интеллектуальные вызовы современного мира.

 

 

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение