Равшан Назаров: Этническая политика постсоветского Узбекистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Центральной Азии (за исключением специфической ситуации в Таджикистане) в целом удалось сохранить стабильность в межэтнических отношениях, по сравнению с другими регионами бывшего Союза. Это обусловлено целым рядом факторов: традиционной полиэтничностью и поликультурностью региона, привычкой жить в мире и согласии с соседями, устойчивостью политического руководства, всей совокупностью экономических, политических, исторических, духовных, социальных особенностей.
Равшан Назаров: Этническая политика постсоветского Узбекистана

Равшан Назаров - кандидат

философских наук, эксперт ИАЦ МГУ

Этническая политика постсоветского Узбекистана:

основные параметры и этапы

В Центральной Азии (за исключением специфической ситуации в Таджикистане) в целом удалось сохранить стабильность в межэтнических отношениях, по сравнению с другими регионами бывшего Союза. Это обусловлено целым рядом факторов: традиционной полиэтничностью и поликультурностью региона, привычкой жить в мире и согласии с соседями, устойчивостью политического руководства, всей совокупностью экономических, политических, исторических, духовных, социальных особенностей.

Большая проблема региона ЦА, как и всего постсоветского пространства - этнизация понятия нации. Если во всем мире нация - это прежде всего гражданское сообщество, согражданство, то на постсоветском вопросе нация - это прежде всего этнос. Хотя общеизвестно, что все народы ЦА сформировались на полиязыковой, полиантропологической, поликультурной основе. Абсолютизация этничности порождает проблему взаимоотношения «коренных» и «некоренных» народов, хотя в условиях ЦА ни один из титульных этносов не может быть признан некоренным в соседнем государстве (узбеки в Чимкенте или Оше, Ходженте или Ташаузе, казахи в Каракалпакстане или Канимехе, туркмены на Мангышлаке или в Хорезме и т.д.), поскольку это противоречило бы исторической истине.

Узбекистан традиционно многонационален, полиэтничен. История взаимодействия различных этносов восходит здесь к глубокой древности. Веками живут рядом с узбеками таджики, казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, бухарские евреи, персы, арабы, уйгуры, дунгане и т.д. На протяжении длительного времени для этнических процессов и межэтнических отношений в Узбекистане характерна толерантность. В настоящее время Узбекистан населяют представители более чем 130 наций, народностей, этнических групп. В 80-90-ые гг. ХХ в. в этнической структуре Узбекистана возникли новые тенденции: сокращается численность ряда этнических групп в связи с выездом за пределы СНГ или в другие республики СНГ, численность некоторых групп несколько возрастает в связи с въездом из других республик, появляются некоторые этнические группы, ранее отсутствовавшие или представленные в незначительном числе, наблюдается некоторый приток узбекского населения из-за пределов республики. В целом Узбекистан в значительной степени сохраняет своё этническое разнообразие, стабильность социальной ситуации в республике гарантирует успешное развитие этнодемографических процессов.

Те или иные аспекты этнополитики РУз освещены в таких документах как: Конституция РУз, Законы РУз, Указы Президента Руз, Постановления Кабмина РУз. Основными источниками обеспечения этнополитики РУз являются: Конституция РУз и другие законодательные акты в данной сфере (Закон «О государственном языке», Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», Закон «О гражданстве», Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и т.д.); Международные договора в области прав человека и гуманитарного права, ратифицированные РУз; принятые и ратифицированные резолюции и рекомендации международных организаций, членом которых является РУз; двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения, регулирующие статус этнических меньшинств, Национальная программа действий в области прав человека.

Элементами этнополитики РУз выступают: практические действия по созданию в обществе атмосферы межэтнической и межконфессиональной толерантности, совершенствование правовых институтов и законодательных механизмов по обеспечению индивидуальных и коллективных прав человека, в т.ч. меньшинств (этнических, расовых, языковых, конфессиональных, культурных и т.д.), меры по сохранению этнокультурной самобытности меньшинств и их интеграции, обеспечение пропорционального представительства этнических меньшинств во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, культурной и т.д.

Основные конституционные нормы, касающиеся этнополитики, закреплены в статьях 4, 8, 18, 21, 31, 57, 73, 74,115 Конституции РУз, в статье 6 Трудового Кодекса РУз, в статье 5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях», в статье 6 Закона «О средствах массовой информации», в статье 24 Закона «О государственном языке», и т.д. Статья 8 Конституции гласит: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности».

Важными показателями эффективности этнополитики РУз являются функционирование системы образования на 7 языках, прессы - на 12 языках. В настоящее время в Узбекистане функционирует более 130 НКЦ, охватывающих 27 национальностей, представляющих как крупные этнические группы, насчитывающие сотни тысяч (русские, таджики, казахи и т.д.), так и небольшие по численности группы, насчитывающие лишь сотни человек (литовцы, дунгане и т.д.). В целом этнополитика Республики Узбекистан имеет достаточные теоретические, историко-демографические, правовые, культурные основания для своего дальнейшего развития и совершенствования в условиях демократизации, модернизации и обновления, развития правового государства и гражданского общества.

Поделиться: