Тигран Манасян: Карабахский конфликт в системе международных координат. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Следствием этого стал меморандум, подписанный в Алма-Ате представителями президентов Армении, Азербайджана и Карабаха 27 августа 1992 г., о стремлении к мирному решению проблемы. Развитием этой инициативы было подписание 19 сентября в Сочи соглашения о прекращении огня с 25 сентября и о двухмесячном моратории на военные операции. Несмотря на торжественность подписания соглашения, на которое были приглашены наблюдатели России, Грузии, Белоруссии и Казахстана, оно не было осуществлено на практике: азербайджанские полевые командиры еще не осознали изменения военной ситуации и в надеждах на новые победы игнорировали соглашение.
Тигран Манасян: Карабахский конфликт в системе международных координат. Ч.2

Следствием этого стал меморандум, подписанный в Алма-Ате представителями президентов Армении, Азербайджана и Карабаха 27 августа 1992 г., о стремлении к мирному решению проблемы. Развитием этой инициативы было подписание 19 сентября в Сочи соглашения о прекращении огня с 25 сентября и о двухмесячном моратории на военные операции. Несмотря на торжественность подписания соглашения, на которое были приглашены наблюдатели России, Грузии, Белоруссии и Казахстана, оно не было осуществлено на практике: азербайджанские полевые командиры еще не осознали изменения военной ситуации и в надеждах на новые победы игнорировали соглашение.

Международные организации начали заниматься карабахской проблемой вскоре после распада СССР. Россия принимала активное участие в этой деятельности. 30 января 1992 г. Армения и Азербайджан были приняты в члены Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), и было решено направит в эти страны и НК миссию для изучения обстановки на месте и выработки предложений.

24 марта Комитет старших должностных лиц СБСЕ одобрил создание в рамках СБСЕ так называемой Минской группы, которая стала органом, специально занимаются проблемами урегулирования карабахского конфликта. В ее состав вошли представители девяти стран (в том числе РФ, США, Фр,..).

9-10 июля 1992 г. в Хельсинки проходила встреча глав государств СБСЕ. На ней обсуждался вопрос об эскалации войны в Карабахе. Однако главы стран СБСЕ не смогли принять даже декларативного заявления по Нагорному Карабаху, призывающего враждующие страны к примирению: участники совещания не смогли прийти к общему мнению о том, как называть в документе Нагорный Карабах. Последующие совещания Минской группы в июле - сентябре 1992 г. также не привели к каким-либо положительным результатам. Ее деятельность была фактически заморожена из-за полного отсутствия сотрудничества между армянской и азербайджанской сторонами.

Практическое прекращение посредничества СБСЕ в карабахском конфликте вызывало беспокойство на Западе, особенно в США. 27 октября 1992 г. Председатель Совета Безопасности ООН призвал «к немедленному прекращению огня, снятию блокады с НК и к быстрому созыву Минской группы» [1] . Затем к этому вопросу подключились Соединенные Штаты. 6 ноября по их инициативе была организована встреча Рафаэли с представителями Армении, Азербайджана, США, РФ и Турции - «группы 5-ти» - с целью возрождения активизации Минской группы. На заседании «группы 5-ти» в Женеве 7-8 декабря обсуждался вопрос о прекращении огня, но ее работа зашла в тупик из-за расхождений между участниками относительно статус Карабаха. РА предлагала считать их равноправными участниками переговоров, азербайджанская сторона решительно протестовала против этого.

В следующий раз Минская группа собралась в марте 1993 г. в условиях армянского контрнаступления. Вашингтон выступил с осуждением действий армянской стороны (при этом осуждались именно действия Армении, а не Нагорного Карабаха). 5 апреля США призвали Армению вывести войска из Азербайджана. Председатель Совета Безопасности ООН выразил озабоченность эскалацией враждебности и вторжением в Кельбаджар «местных армянских сил» [2] . 30 апреля 1993 г. Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 822 (1993), потребовав немедленного прекращения военных действий и вывода всех оккупационных войск из недавно захваченных районов. Резолюция СБ требовала продолжения переговоров в рамках СБСЕ.

В американской прессе отмечалось, что Запад активно осуждал захват азербайджанских территорий зимой-весной 1993 г., тогда как он не проявлял подобной активности в период азербайджанского наступления летом 1992 г., в ходе которого был захвачен карабахский районный центр Мардакерт.

Одной из причин симпатий Запада к Азербайджану был, по мнению западных наблюдателей, курс Эльчибея на разрыв прежних связей с Россией. В то же время руководство Армении во главе с Тер-Петросяном в очень скором времени пришло к выводу о целесообразности расширения сотрудничества с РФ.

Отмечалось также, что более благоприятная для Азербайджана позиция Запада в карабахском конфликте обуславливалась подготовкой и согласованием между руководством Эльчибея и группой западных нефтяных компаний проекта соглашения о разработке богатых нефтегазовых месторождений каспийского шельфа. Россия от участия в нем отстранялась. Подписать соглашение на основе данного проекта Эльчибею, однако не удалось.

Следует подчеркнуть, что РФ, со своей стороны, решительно осуждала эскалацию вооруженного конфликта по инициативе Нагорного Карабаха и захваты азербайджанских земель. Однако ее позиция не была односторонней. Москва также негативно высказалась относительно активизации военных действий с азербайджанской стороны.

29-30 апреля 1993 г. в Москве проходили переговоры между представителями США, РФ и Турции. На них были разработаны мирные предложения, ставшие известными под названием «трехсторонняя инициатива». [3] Ее основой были предложения о прекращении огня, отводе войск с занятых территорий, деблокаде транспортных и энергетических инфраструктур, обеспечении безопасности мирного населения и т.д. Как подчеркивали российские представители главной задачей являлось достижение такого положения, чтобы прекращение огня стало постоянным и чтобы были созданы механизмы, гарантирующие невозобновление военных действий.

«Трехсторонняя инициатива» была направлена властям Баку, Еревана и Степанакерта. Азербайджан принял содержащиеся в ней предложения. Армения и Нагорный Карабах выразили несогласие. Власти НК указали, что «...возражают против отхода из Кельбаджарского района, пока не достигнуто гарантированное прекращение огня» [4] . Это было последней попыткой урегулирования конфликта между армяно-карабахской стороной и правительством Эльчибея. 4 июня 1993 г. президент бежал из Баку, а через 10 дней переговоры были продолжены уже с новым руководством Азербайджана Гейдаром Алиевым.

Встав во главе Азербайджана, Алиев явно сделал крен в политической и экономической ориентации страны в пользу России. 20 июля 1993 г. он встретился с полномочным послом Ельцина по проблемам Карабаха и представителем РФ в Минской группе СБСЕ Казимировым. Алиев однозначно заявил о намерении Азербайджана присоединиться к СНГ, подписать договор о коллективной безопасности и стать членом экономического союза. 26 сентября Азербайджан стал членом СНГ.

В переговорах Москвы и Баку обсуждались также вопросы военного сотрудничества. Руководство Эльчибея добилось полного вывода из страны российских войск и возражало против их присутствия даже в виде миротворческих сил в зоне карабахского конфликта. Не соглашалось оно и на пребывание на азербайджанской территории военных объектов, важных для обеспечения безопасности РФ, а также на совместную (с российскими пограничниками) охрану границ с Ираном и Турцией. С точки зрения оборонных и геополитических интересов РФ заключение соглашений с Азербайджаном в данной области было весьма желательным. С приходом к власти руководства Алиева эти вопросы были вновь подняты российской стороной. В ноябре 1993 г. в Баку проходили переговоры между Москвой и Баку о введении в зону карабахского конфликта российских миротворческих сил. По утверждению ряда западных наблюдателей, азербайджанская сторона относилась к такому предложению весьма благожелательно и была готова рассмотреть его связи с другими проблемами урегулирования конфликта. Командующий пограничными войсками России Николаев заявил 25 ноября 1993 г., что руководство Азербайджана не возражало против участия российских пограничников в охране южных границ Азербайджана [5] .

Серьезным шагом Алиева было решение о пересмотре, с точки зрения большего учета интересов Азербайджана, уже подготовленного при Эльчибее проекта договоров с консорциумом западных нефтяных компаний о разработке месторождений каспийского шельфа. Как уже отмечалось, в прежнем проекта России не отводилось никакой роли, с самого начала переговоров по новому проекту было предусмотрено российское участие в будущем соглашении.

[1] Независимая газета. 1994. 8 апреля.

[2] Дипломатический вестник. 1994. Декабрь. № 23-24. С. 28.

[3] Армения: проблемы независимого развития. М., 1998. С. 509.

[4] Дипломатический вестник. 1994. Декабрь. № 23-24. С. 28.

[5] http://www.nkr.am/en/the-war-of-19911994/83/

Поделиться: