Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тигран Манасян: Карабахский конфликт в системе международных координат.Ч.1

23.07.2009

Автор:

Теги:
 

 

 

Одним из самых тяжелых испытаний для постсоветской Армении стал Нагорно-Карабахский конфликт. берущий свои корни еще с 20-х гг ХХ в. Советская власть не сумела полностью решить национальный вопрос. Действия большевиков сводились не к разрешению подобного рода дилемм, а к молчаливому отказу от понятия «народ». Эта политика впоследствии привела к размораживанию сразу нескольких серьезных межнациональных конфликтов, одним из которых стал Армяно-азербайджанский (Нагорно-карабахский) конфликт.

 

Непосредственное начало конфликта относится к 1987 г., но важнейшие события произошли уже после 1991 г. Углубленное изучение самого конфликта не входит в цели исследования, поэтому перейдем к международному положению НК конфликта. После распада СССР Российская Федерация не могла отстраниться от ответственности за урегулирование карабахского конфликта, которую она несла как ведущая республика единой союзной страны. Более того именно благодаря Москве НК попал под покровительство АзССР. Важным моментом, побуждающим Россию прилагать посреднические усилия, были и являются ее оборонные и геополитические интересы в регионе Южного Кавказа.

Первую серьезную акцию по урегулированию конфликта Россия совместно с Казахстаном предприняла еще находясь в составе СССР. 21 и 22 сентября 1991 г. Б. Ельцин и Н. Назарбаев посетили Баку, Степанакерт и Ереван. В переговорах с руководителями Азербайджана, Армении и НК они предложили свое посредничество в решении карабахской проблемы. Началом мирного урегулирования должна была стать встреча в Железноводске всех сторон. Они состоялись 23 сентября 1991 г. Результатом встречи стало подписанное ее участниками коммюнике, в котором намечались пути достижения мира в Карабахе.

В коммюнике предусматривалось осуществление следующих мер: вывод из зоны конфликта вооруженных формирований, за исключением подразделений внутренних войск МВД СССР и МО СССР; поэтапное возвращение депортируемого населения; незамедлительное освобождение заложников; обеспечение (в двухнедельный срок) нормального функционирования железнодорожного  транспорта, воздушного сообщения, систем связи и коммуникаций и т.д.

Однако напряженность в Нагорном Карабахе в этот период не спадала: периодически возникали перестрелки между азербайджанскими милиционерами и армянскими федаинами, имелись убитые и раненые с обеих сторон, совершались жестокие убийства гражданских лиц, как армян, так и азербайджанцев. Частыми были случаи обстрелов подразделений и застав внутренних войск МВД СССР.

Поводом для окончательного срыва попытки мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта в конце 1991 г. стала катастрофа у села Каракенд Мартуринского района Нагорного Карабаха: там разбился 20 ноября вертолет, на борту которого находились руководящие деятели Азербайджана и члены группы наблюдателей от России и Казахстана. Все пассажиры и экипаж погибли.

По одной версии, вертолет в густом тумане врезался в гору, загорелся и после падения взорвался. Однако уже 21 ноября азербайджанские официальные представители заявили, что вертолет был обстрелян и сбит и что вину за гибель людей несет армянская сторона. Глава делегации Азербайджана на переговорах высказался 23 ноября против их продолжения в сложившейся ситуации. Несколько ранее о невозможности продолжения переговоров ввиду прекращения подачи газа в республику высказалась делегация РА. Группа российских и казахстанских наблюдателей прекратила свою деятельность. А затем вследствие роспуска Советов из Карабаха выли выведены находившиеся там советские войска.

Что касается роли Запада, и особенно США, то пока что здесь не наблюдается активности, в основном из-за неполного понимания действительности. Они не осознали, что позиции Москвы пошатнулись

Россия в этот период вновь выступила посредником между враждующими сторонами, пытаясь прекратить кровопролитие и побудить их к урегулированию проблемы.

По инициативе российской дипломатии в январе 1992 г. в Москве состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, которые подписали 20 января коммюнике о необходимости немедленного прекращения огня с целью восстановления коммуникаций для оказания гуманитарной помощи, а также с целью продолжения переговоров о политическом урегулировании. Однако на встрече не было согласия в вопросе об участии в будущих переговорах  делегации Нагорного Карабаха. Развития эта миротворческая инициатива не получила, поскольку дней несколько дней спустя развернулись ожесточенные схватки между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями у населенных пунктов Ходжалу и Аскеран.

С самого начала миротворческих инициатив по карабахскому конфликту со стороны других стран Россия настаивала на том, что она должна быть обязательным участником любой из таких инициатив. Так, в связи со встречей президента Армении Тер-Петросяна и исполняющего президента Азербайджана Мамедова, организованной в Тегеране 8 мая 1992 г. иранским президентом Рафасанджани, МИД РФ заявил, что российская сторона претендует на участие в любых переговорах по Карабаху, которые могут иметь в Иране. Данная встреча также не имела результатов в связи с операцией карабахцев в Шуше (11 мая ее захватили).

С мая 1992 г. в связи приходом к власти в Азербайджане Народного фронта во главе с А. Эльчибеем, который по оценке некоторых английских правительственных экспертов, занимал протурецкие и одновременно антироссийские позиции, возможности России оказать влияние на решение карабахского вопроса сократились. Новое руководство Баку сделало ставку на тесное взаимодействие с Турцией по всем основным линиям: в области экономики, политики, языка, образования, культуры в целом.

Продолжение следует.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение