Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тигран Манасян: История российско-армянских отношений. Ч.1

20.07.2009

Автор:

Теги:
 

Об армяно-российских отношениях в России известно достаточно много, т.к. инициатором объединения двух народов в позапрошлом веке была именно Россия. Справедливости ради, надо заметить, однако, что это произошло после многочисленных просьб со стороны армянского населения Персии и Турции. Этот год является юбилейным в двусторонних отношениях двух стран, т.к. ровно 120 лет назад по составленному А.С. Грибоедовым Туркманчайскому договору Восточная Армения вошла в состав России. С тех пор активное взаимодействие двух народов не прекращалось.

Политика Петербурга в данном регионе сводилась к сохранению местных устоев и постепенному интегрированию Армении и армян в общую семью народов империи. Во время русско-турецких войн армянское население Османской империи всегда помогало русским войскам, а зачастую это играло решающую роль в многочисленных победах русского оружия. Сегодня можно наблюдать большую схожесть между россиянами и армянами, т.к. в течение почти двух веков происходило переплетение и слияние множества культур на территории Российской империи и Советского Союза.

Новое поколение лидеров РА изначально осознавало возможные угрозы для существования республики вследствие односторонней ориентации на Запад. Поэтому, начиная с 1991 г., огромное внимание уделяется Российской Федерации. Основа межгосударственных армяно-российских отношений была заложена в конце 1991 г. признанием Москвой независимости Республики Армения. В 1992 г. в Ереване открылось посольство РФ, а осенью 1994 г. в Москве - посольство РА[1], деятельность которых направлена на развитие политических, торгово-экономических, военных и культурных связей между государствами.

Как уже было сказано, Армения не решалась бросить вековое военно-стратегическое сотрудничество с РФ, хотя надо признать, что США неоднократно прямо указывали на большие выгоды для республики. Ереван начал выработку своего военно-политического курса еще при формальном существовании Советского Союза, однако ничего конкретного власти не предпринимали вплоть до осени 1991 г. После же признания Россией и международным сообществом независимости РА, правительство Тер-Петросяна начало последовательно ориентироваться на сотрудничество со странами СНГ и в первую очередь с Российской Федерацией.

15 мая 1992 г. Армения подписала Ташкентский «договор о коллективной безопасности между членами Содружества»[2]. 21 октября 1994 г. она поддержала Меморандум Совета глав государств Содружества «Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств»[3], который предусматривал интеграцию и в военной области. 10 февраля 1995 г. всеми странам СНГ (кроме Азербайджана) была принята «Концепция коллективной безопасности - участников Договора о коллективной безопасности». Армения присоединилась к Договору между членами СНГ о создании единой системы противовоздушной обороны, и в ноябре 1995 г. парламент ратифицировал этот договор. Представители РА входят в состав двух рабочих органов Совета министров обороны государств - участников СНГ: Координационный комитет по вопросам ПВО и Военно-технический комитет, а также в соответствующие подразделения Штаба.

Руководство РА постоянно проявляло готовность расширять сотрудничество со странами СНГ. Забегая вперед, отмечу, что 27 марта 1997 г. на заседании Совета министров обороны государств - участников Содружества представители республики поставили подпись под проектом Концепции военно-технического сотрудничества стран СНГ. Как отмечается в официальном сообщении о заседании, принятие этого документа, по мнению участников встречи, должно было позволить «приступить к разработке Программы военно-технического сотрудничества»[4]. Главы оборонных ведомств стран СНГ рассчитывали, тем самым обеспечить оснащение эффективными и современными образцами вооружений вооруженных сил стран Содружества, а также коалиционных войск, коллективных миротворческих сил и т.д.

В конце 1996 г. ряд оборонных предприятий РА вошли в созданную в Москве межгосударственную финансово-промышленную группу (ФПГ) «Гранит». Основными направлениями деятельности ФПГ являлись создание и совершенствование объединенной системы ПВО стран СНГ, а также «концентрация научно-технического и производственного потенциалов  предприятий оборонных отраслей». Всего в ФПГ вошло 28 предприятий и банков от РФ, РА, Украины...

Одним из ключевых моментов российско-армянских отношений является нахождение на территории РА российских военных. Еще в августе 1992 г. между Ереваном и Москвой был подписан договор о статусе российских войск в Армении, узаконивший их пребывание в этой стране после распада СССР[5]. Никогда с момента провозглашения независимости армянские власти не выдвигали требований об их выводе из страны. Такого требования не содержалось также в программах ни одной из видных политических партий Армении, как поддерживающих правительство, так и оппозиционных.

В марте 1995 г. президенты РА и РФ подписали договор о создании в Армении российской военной базы. Договор подписан сроком на 25 лет с его последующим продлением, если одна из сторон за год до этого не выразит желания прекратить его действие. Располагалась первая база[6] в городе Гюмри (бывший Ленинакан), близ границы с Турцией. На ней расположена мотострелковая бригада, усиленная подразделениями ВВС. В Ереване расположены группа управления российскими подразделениями в Армении и мотострелковый полк (в качестве части российской базы). В 1997 г. парламенты Армении и России ратифицировали договор о базе.

В 1996 г. между руководством министерств обороны РФ и РА была достигнута договоренность о комплектовании российской базы в Армении военнослужащими и гражданским персоналом и гражданским персоналом, в соответствии с которой там могут проходить службу армянские граждане, призванные на военную службу. Однако основной командный состав базы составили российские офицерские кадры. Так, в 1997 г. для прохождения службы в Армению была направлена большая группа выпускников Новосибирского высшего командного училища.

Армянская сторона не взимает плату за размещение в Армении российской базы и, более того, оказала значительное содействие в ремонтных работах на ней, в результате чего база сейчас находится «в первоклассном состоянии»[7]. Армения оплачивает 25% расходов, связанных с пребыванием российских войск на ее территории.

Руководство Армении рассматривало и рассматривает по сей день пребывание на своей территории российской военной базы как положительный фактор в деле обеспечения безопасности республики и стабилизации положения во всем регионе.

С 1992 г. действует договор между Арменией и Россией о статусе погранвойск и о совместной охране внешних границ СНГ. Не является секретом факт пребывания на государственной границе РА российских войск. В июне 1996 г. Госдума РФ ратифицировала соглашение с Арменией  и некоторыми другими странами о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами этих стран в пограничных войсках России, находящихся на их территориях.

Официальные представители Армении, комментируя это соглашение, указывали, что оно, «решая практические проблемы сегодняшнего дня (обеспечение численного состава погранвойск РФ в Армении и квалифицированной охраны границ совместно с опытными российскими пограничниками), в то же время обеспечивает подготовку собственных пограничных кадров республики»[8].

Деятельность российских пограничников в Армении и их взаимодействие с армянскими пограничными подразделениями оценивается руководством республики положительно. Только за 1996 г. было задержано 54 правонарушителя (среди них - 15 вооруженных), изъято большое число оружия и контрабанды, что говорит об эффективном сотрудничестве РФ и РА. Более того, армянская сторона регулярно оплачивала и продолжает оплачивать до 30% расходов на содержание пограничных войск.

Плодотворно развивается армяно-российское сотрудничество в области подготовки военных кадров, закрепленное договоренностью между МО РФ и МО РА в мае 1996 г. В военных учебных заведениях России регулярно готовились офицерские кадры и специалисты для ВС Армении. Подготовка специалистов осуществлялась и на месте. В свою очередь, под Ереваном были открыты курсы ускоренной подготовки специалистов для армянских ПВО и ВВС, при чем основная доля техники принадлежит России, и обучение ведется российскими специалистами.

В соответствии с планами укрепления взаимодействия между вооруженными силами РА и РФ периодически проводятся совместные военные учения. Например, 23-27 сентября 1996 г. проводились совместные тактические маневры на армавирском полигоне.

Новый «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи»[9] между Арменией и Россией, заключенный во время государственного визита президента РА в Москву в августе 1997 г., стал дальнейшим шагом в развитии дружественных армяно-российских отношений по всем направлениям. В их числе было и военное сотрудничество.

Так, в ст. 2 Договора указывалось: «Высокие договаривающиеся стороны... будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из них, возникает угроза вооруженного нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны и поддержания мира и взаимной безопасности».

В ст. 3 говорится: «Высокие договаривающиеся стороны будут совместно принимать все меры для устранения угрозы миру, нарушения мира или противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и окажут друг другу всю необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную оборону...». Фактически этим договором РА и РФ стали равноправными (военными) союзниками, что не могло остаться незамеченным и одобренным некоторыми соседними государствами.

Эти формулировки Договора вызвали протесты со стороны официальных представителей Азербайджана, заявляющих, что они свидетельствуют о фактическом заключении военного союза между Москвой  Ереваном. А поскольку, как утверждалось, Армения является участницей войны в Карабахе против Азербайджана, то этот «военный союз» направлен против Баку. В ответ как российская, так и армянская стороны разъяснили, что положения договора содержат в себе лишь общие принципы о взаимопомощи в случае агрессии против одной из сторон, обычные для подобного рода документов, что они не направлены ни против одной из стран и что они никак не затрагивают карабахского конфликта[10].

Кроме близких и доверительных военных отношений между РФ и РА, имеются также и экономические. Несмотря на то, что Армения построила с 1991 г. весьма серьезные экономические приоритеты с США, с Россией Ереван также продолжил (после распада СССР) вести взаимовыгодное сотрудничество. Иначе и не могло быть, т.к. во-первых, РФ - крупнейшая и перспективнейшая держава по соседству с РА, во-вторых, не существовало никаких помех для извлечения дополнительной выгоды от сотрудничества с историческим союзником.

Армения является, кроме всего прочего, одной из первых стран, подписавших договор об экономической кооперации в СНГ. В первые три ода независимого развития промышленность РА показывала определенный рост, в отличие от многих стран СНГ. Во многом это было следствием экономических связей Еревана с РФ, Туркменией, другими странами СНГ, Ираном, а также с США и рядом стран Европы.



[1]  Здание посольства РА в Москве - бывшее Лазаревское училище.

[2] http://www.armeniaforeignministry.com/conventions/1992.

[3] http://www.armeniaforeignministry.com/conventions/1994.

[4] The Military Balance 1997/98 // The International Institute For Strategic Studies. London, 1997. C. 74.

[5] http://www.armeniaforeignministry.com/conventions/1995.

[6] В период президентства Роберта Кочаряна в Армении была создана еще одна военная база российских войск.

[7] Р.С. Кочарян. «Хайастан 1998 - 2008». Ереван., 2008. С. 52.

[8] Сегодня. 1996. 28 сентября.

[9] http://www.armeniaforeignministry.com/conventions/1997.

[10] Ведомостные приложения Российской газеты. 1997. 13 сентября.

Продолжение следует


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение