Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2009: Каким будет государственный контроль над интернетом?

17.07.2009

Автор:

Теги:

 

Талгат Адилов.

 

Итак, 11 июля т.г. президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подписал принятый 24 июня парламентом закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», который призван усилить государственный контроль над интернет-пространством республики.

С момента внесения проекта данного закона на рассмотрение Мажилиса Парламента в январе этого года началась более полугодовая «битва за интернет» между правительством в лице Агентства по информатизации и связи и парламентариями, с одной стороны, и представителями широкой общественности из числа редакторов и журналистов интернет-изданий, печатных СМИ, активистов различных партий, НПО, экспертов, представителей международных организаций и отдельных блоггеров, с другой стороны.

Главной особенностью рассматриваемого закона является придание статуса СМИ не только веб-сайтам, как это уже было, но и прочим интернет-ресурсам, включая чаты, блоги, форумы и т.д. В связи с этим по отношению к ним, а точнее их владельцам и пользователям, применяются установленные для масс-медиа действующим законодательством меры ответственности, в том числе и уголовной.

По мнению оппонентов данного закона, включая представителя ОБСЕ по вопросам свободы прессы Миклоша Харасти, его действие способно привести к таким негативным последствиям, как ограничение свободы пользования интернетом и, следовательно, права граждан на беспрепятственное получение информации, расширение оснований для приостановления выпуска или распространения продукции СМИ, расширение возможностей властей по блокировке зарубежных интернет-ресурсов.

Но так ли страшен черт, как его малюют? Начнем с того, что по сути дела, заинтересованные государственные органы Казахстана вполне контролировали интернет-пространство и без вновь принятого закона. Во всяком случае, это касалось тех интернет-ресурсов, которые в силу соответствующего содержания размещенных на них материалов были и остаются объектом данных органов, в том числе и силовых структур.

В связи с этим им ничего не стоит приостановить или вовсе закрыть через суд неугодные для них веб-сайты, как это в свое время имело место с интернет-изданием «Posit.kz», заблокировать через механизмы «Казахтелекома» к ним доступ, что, например, наблюдается в отношении интернет-ресурсов Рахата Алиева («Аliev.org», «Kaztoday.ru» и т.д.) или портала «GEOkz.tv» и, наконец, с помощью определенных технологий и привлеченных специалистов, прежде всего хакеров, выводить их из строя, подвергая взломам, хакерским и DDoS-атакам, заражению вирусов и т.д., что произошло с некогда популярным интернет-порталом «КУБ». Правда, в последнем случае указанные действия носят незаконный характер. Но явно, что их заказчиков это нисколько не пугает.

На этом фоне закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» сам по себе большой роли играть не будет. Во всяком случае, любителям многочисленных онлайн игр, переписки на разных сайтах знакомств, скачивания файлов с кинофильмами и музыкой, чтения художественной литературы и т.д. и т.п. он нисколько не грозит.

Главным образом этот закон направлен на тех, кто пишет и размещает в интернете разные «крамольные» и раздражающие властьимущих материалы. А таких, поверьте, в Казахстане не так уж и много, хотя бы в сравнении с отмеченными выше категориями пользователей мировой сети. Причем, наверняка, немалое их число уже пребывает, так сказать, «под колпаком у Мюллера». Хотя эти люди писали и будут писать в сети все, что им вздумается, всеми правдами и неправдами. Так что по отношению к ним принятый закон способен вызвать обратный эффект.

Таким образом, вопросом принятия и действия рассматриваемого закона озабочены в основном потенциальные авторы «крамольных» материалов и владельцы интернет-ресурсов, где эти материалы могут быть размещены. Однако что касается сопротивления данных лиц в защиту интернета, то многочисленные пресс-конференции, заявления и флешмобы, включая пускание бумажных корабликов, серьезного влияния на «Ак Орду» не возымели.

За исключением отдельных журналистов и энпеошников, по большому счету, никто здесь особо и не возмущался. Прошедший 16 июня в Алматы форум «За свободный Интернет» мог бы стать более внушительным, если бы его организаторы провели не в локальных, а республиканских рамках с широким участием заинтересованных людей из всех регионов страны. Но что сделано, то сделано.

Действующие политические партии, включая оппозиционные, своего веского слова как в защиту свободного интернета, так и против него фактически не сказали. Разве что под итоговой резолюцией отмеченного форума стоят подписи лидеров «Азата», ОСДП и НП «Алга!». Хотя это похоже на результат не столько принципиальных убеждений относительно данного вопроса, сколько «профессиональной» привычки протестовать против всего и вся, исходящего от властей. А близкие к этим партиям по духу и былой совместной деятельности коммунисты, а также иные «поборники демократии и справедливости» типа «акжоловцев» и «адилетовцев» почему-то вообще отметили тему свободного интернета гробовым молчанием.

Что же с учетом всего этого будет представлять собой и какие перспективы ожидают заявленное на волне борьбы против принятия рассматриваемого закона движение «За свободный Интернет»? В то, что оно получит массовый характер и общереспубликанский масштаб, что-то не верится. Активисты же движения в своей основной массе являются представителями различных организаций типа Общество молодых профессионалов и «Шанырак» или печатных и интернет-изданий. Поэтому им придется разрываться между деятельностью в собственных структурах и данном движении, что явно не пойдет последнему на пользу. При всем этом не будет ничего удивительного, если движение «За свободный Интернет» будет носить в большей степени виртуальный, нежели реальный характер.

Возвращаясь к закону, налицо то, что при всей своей мощи государство и его компетентные органы просто физически не смогут контролировать всю виртуальную реальность на предмет выявления «крамольных» материалов. Тем более, что многие казахстанцы используют для выражения соответствующих мыслей зарубежные интернет-ресурсы. А уж обходить всевозможные запреты и блокировки, используя те же прокси-серверы, многие научились давным-давно и совершенствуют свои соответствующие знания изо дня в день.

Не случайно, кстати, что в законе не нашла место следующая норма «В случае, если нарушение Закона при распространении информации и разглашение сведений носит явный характер и если не будет незамедлительно устранено, может причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, Генеральный прокурор Республики Казахстан вправе приостановить ее распространение на территории Республики Казахстан с обязательным обращением в суд о признании распространения такой информации, противоречащей законодательным актам в трехдневный срок с момента принятия решения о приостановлении». Если кто-то считает этот факт достижением долгодневной и упорной борьбы демократической общественности за свободный интернет, то он ошибается. Просто парламентарии оказались более прагматичными, чем функционеры АИС.

Таким образом, данный закон хотя и принят, но работать он будет явно с большим скрипом. Поэтому мы и не видим массовых протестов со стороны пользователей интернета. Такого эффекта, как возмущение водителей праворульных машин или обманутых дольщиков, здесь вряд следует ждать. Простым людям, как уже отмечалось, терять здесь особенно нечего.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение