Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Экзотика государственного управления или Кто официально поставляет табак для «трубки мира»

16.07.2009

Автор:

Теги:

Ренат БАЙТОВ

Ассамблея народа Казахстана - один из самых трудно идентифицируемых (определимых) органов в государственном организме Казахстана в системе координат власти. Своим появлением он обязан Нурсултану Назарбаеву, который предложил его создание в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине независимости. А 1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан в качестве консультативно-совещательного органа при главе государства (тогда она называлась Ассамблея народов Казахстана, но со временем в руководстве государства поняли, что этносов может быть много, а народ в стране один - и назвали Ассамблея народа).

Законопроект «Об Ассамблее народа Казахстана» прошел через Мажилис и Сенат (соответственно нижнюю и верхнюю палаты парламента) в 2008 году просто с космической для законодателей скоростью. Подпись президента тоже не заставила себя долго ждать.

Масса терминологических вещей, используемых в законе по Ассамблее, никак не определена, к нему нет глоссария. Понятно только, что все принципиальные вопросы решает президент и «1-ый президент Республики Казахстан пожизненно возглавляет Ассамблею». Также из закона следует, что «секретариат Ассамблеи входит в Администрацию президента на правах структурного подразделения»; «аким области по должности является руководителем Ассамблеи области» (секретариат такой Малой Ассамблеи - структурное подразделение аппарата акима).

Между тем, в обществе далеко не всем понятно, кому и для чего она нужна. Официально деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: содействие сохранению в республике межэтнического и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями этносов, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; обеспечение учета многообразных этнических интересов в проводимой государством национальной политике; поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

В реальности, как отмечают критики закона, в нем нет конкретных положений, только слова: обеспечение, формирование, возрождение, сохранение, препятствование (это про терроризм). Что касается денег, то финансирование предусмотрено только бюджетное. Заграница не имеет права финансировать Ассамблею народа Казахстана и ее составные части. То есть, если посольства или другие государственные органы либо физические лица России, Украины, Германии захотят помочь этническим русским, украинцам, немцам... - то это будет незаконно. С другой стороны, практика показывает, что этнические культурные центры, входящие в состав Ассамблеи, выступают и как НПО (получают гранты от министерств и акиматов), и в качестве продолжения государственного аппарата.

После того, как депутат Виктор Цой (попал в Мажилис по квоте от Ассамблеи) отказался от депутатского мандата, возникла масса правовых коллизий. Например, кто его должен менять - этнический кореец или представитель любого другого этноса? Как это должно быть оформлено процедурно? Все эти моменты до сих пор законодательно не отрегулированы.

По официальным данным, в Казахстане проживают представители 137 этнических групп. При этом в Ассамблеи народа Казахстана нет казахов, самого многочисленного, да еще и титульного этноса (титульным называется этнос, давший название стране) и многих малочисленных этнических групп. Реально в данной структуре собраны представители от 46 этнических групп.

Все члены Ассамблеи и Малых Ассамблей - только от провластных этно-культурных объединений, но данное обстоятельство не отменяет конкуренции между ними за различные ресурсы, порой очень жесткой. Те, кто выступает от лица всех представителей того или иного этноса, никаким легитимным правом на это не обладают. Во-первых, потому что они все назначенцы, а не выборные лица, во-вторых, потому что выборов по этническим спискам в Казахстане не существует, а если бы они и были, то это все равно абсурд. Республика Казахстан по Конституции не является государством этнического апартеида.

По основному закону (Конституции) и всем законодательным актам граждане страны равны в своих правах и обязанностях, вне зависимости от их этнической принадлежности (в паспортах и удостоверениях личности ее неправильно определяют как «национальность»), и только Ассамблея народа Казахстана выбивается из этого поля. В первую очередь потому, что ее члены могут на выборах в Мажилис голосовать дважды - как все остальные граждане и как представители Ассамблеи в случае с квотой в девять мест. Фактически нижняя палата казахстанского парламента состоит из двух частей. Одна избирается по общереспубликанским партийным спискам, а вторая от Ассамблеи.

Критики данного причудливого органа полагают, что более правильным для нее определением будет «Ассамблея государственного аппарата Республики Казахстан». Участники дискуссии искали ответ на вопрос, почему же Ассамблея и ее областные аналоги все-таки существует, да еще и оформляется законодательно. Одна из версий - придать задним числом законность инициативе 1995 года, когда действующая ныне Конституция была вынесена на референдум от лица Ассамблеи народов Казахстана (так она называлась в то время).

Ассамблея сама по себе - это политический инструмент до востребования. Может сложиться ситуация, когда власти нужно будет что-либо провести в жизнь, и Ассамблея народа Казахстана выступит в качестве механизма инициирования. Оппозиция считает этот государственный орган частью системы удержания власти.

Политолог Нацуко Ока (Natsuko Oka) - японский исследователь Центральной Азии - отметила, что «не только власть использует этнические элиты, но и они используют власть». Она общалась со многими людьми из данной категории, которые замечали, что нахождение в составе Ассамблеи (большой либо малой) позволяет им выходить в контактах на чиновников из акиматов и выше. То есть «членство в Ассамблее - это политический, социальный и даже экономический статус».

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в докладе от 2005 года он дал Казахстану 27 рекомендаций, в том числе обратил внимание на низкую представленность в органах государственной власти этнических меньшинств. Вполне возможно, что в Астане пошли на «огосударствление» республиканской и областных Ассамблей, чтобы улучшить показатели по этническому составу среди госслужащих.

Однако специализированный орган, занимающийся этническим вопросом, в Казахстане объективно нужен, поскольку конфликты на этой почве случаются. Этнические различия сами по себе не повод для конфликта, но когда они накладываются на социальную несправедливость - происходит взрыв. Как вариант, для разрешения подобных проблем могут быть созданы специальные комиссии в 15-20 человек при президенте, акимах областей, в крупных городах. Состав их нужен смешанный, включая как специалистов-этнологов, социологов, психологов, культурологов так и авторитетных лиц из этнических групп, проживающих на территории данной административной единицы.

better.kz


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение