Россия, Москва

info@ia-centr.ru

АЗЕРБАЙДЖАН И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ РЕГИОНА

16.07.2009

Автор:

Теги:
При обозначении приоритетов внешней политики Азербайджана мы исходим из уникального сочетания геополитических факторов, определяющих характер развития региона и требующих повышенного внимания к развитию всесторонних отношений с соседними странами - Россией, Турцией, Ираном и Грузией.

Большую часть интеллектуальных и физических усилий внешнеполитического ведомства Азербайджана занимают поиски путей урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Этот конфликт наглядно продемонстрировал, к каким разрушительным последствиям приводят слабость дипломатических усилий и непоследовательность решений международных организаций.

Азербайджан в своем развитии ориентируется на непреходящие ценности мировой цивилизации - демократию, свободу личности и верховенство закона. Отсюда исходит и концепция внешней политики, направленной на построение равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами и обеспечение активного участия Азербайджана в многосторонней дипломатии. Главные характеристики этой политики - открытость, или, как сейчас часто говорят, «транспарентность», стремление к добрососедству и партнерству, отказ от стереотипов прошлого.

Стержнем наших подходов, пронизывающим все области международной деятельности, является тезис о необходимости применения исключительно мирных средств в международных отношениях, поиска компромиссов в критических ситуациях и поддержки международных миротворческих усилий. Однако, провозглашая миролюбие в политике, мы не имеем права не учитывать тот факт, что Азербайджан находится в состоянии навязанной ему войны.

За последние годы «замороженные конфликты» на пространстве СНГ, в том числе проблема Нагорного Карабаха, стали одной из ключевых тем как в отношениях между Россией и ее партнерами по СНГ, так и в контактах бывших советских республик с Западом.

К большому сожалению, мы пока не видим серьезного подхода к урегулированию со стороны Армении. Стратегию Армении на переговорах можно свести к попыткам утвердить результаты агрессии и оккупации, а это недопустимо.

Одним из важнейших приоритетов для азербайджанской дипломатии является российское направление.

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой были установлены 4 апреля 1992 года, а 3 июля 1997 года состоялось подписание двустороннего Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности. В 1990-е годы отношения между двумя странами складывались достаточно сложно: без вражды и ненависти, но со взаимной подозрительностью, претензиями и упреками, вызванными как объективными причинами, так и субъективными факторами.

Позитивные перемены начались значительно позже после избрания президентом России Владимира Путина. В январе 2001 года впервые за весь постсоветский период Президент РФ прибыл в Баку с официальным визитом, обозначив тем самым новый этап в развитии двусторонних отношений. В ходе этого визита был подписан ряд соглашений, наиболее значимыми из которых являются Бакинская Декларация и Совместное Заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море.

Высокий политический уровень российско-азербайджанских отношений способствует развитию сотрудничества во всех областях. Показательны в этом отношении торгово-экономические связи.

В последние годы развивается межрегиональное сотрудничество, являющееся важным элементом углубления интеграционных процессов между Россией и Азербайджаном.

Как правило приоритеты в двусторонних отношениях определить легко, но между Азербайджаном и Россией настолько широкий спектр сотрудничества, что выделить что-то конкретное очень трудно. Наверное, очень немногие страны имеют столь многосторонние политические, экономические, гуманитарные, культурные и научные связи. Учитывая такое положение вещей, приоритетом я назвал бы сохранение темпа сотрудничества.

Сегодня Азербайджан и Россия имеют одни из самых быстроразвивающихся экономик мира. Этот фактор ведет к появлению дополнительного капитала для инвестиций, а также больших рынков с существенными возможностями. А если учесть благоприятный климат в двусторонних отношениях, то взаимное и широкое присутствие бизнеса неизбежно.

В настоящее время двусторонние отношения опираются на солидную договорно-правовую базу - между нашими странами заключены десятки межправительственных и межведомственных соглашений, охватывающих самый широкий спектр вопросов торгово-экономического, инвестиционного и гуманитарного, а также военно-технического взаимодействия.

Что касается сферы гуманитарного сотрудничества, то в ней в наиболее полной форме отражаются общность исторических судеб наших народов, их стремление к сохранению преемственности  и взаимодействию наших самобытных культур. Большое значение в этом плане имеет Программа сотрудничества в гуманитарной сфере между нашими странами на 2007-2009 гг., которая предусматривает как традиционные формы взаимодействия, так и новые направления сотрудничества в области культуры и искусства, науки и образования, информации и молодежной политики.

Динамичное развитие экономического и гуманитарного сотрудничества между нашими странами гармонично дополняется активным политическим диалогом и взаимодействием, которые носят уважительный, равноправный, доверительный и взаимовыгодный характер.

В основе такого сотрудничества - прагматизм и конструктивизм внешнеполитических стратегий наших стран, близость их позиций по ключевым вопросам международных отношений, в том числе укрепления центральной роли ООН в обеспечении международной безопасности, повышения эффективности ее воздействия на международные процессы на основе выполнения резолюций Совета Безопасности ООН. Мы солидарны с Россией в том, что без утверждения верховенства права в международных отношениях мы обречены на бесконечное и бесплодное рассмотрение вопросов урегулирования региональных конфликтов и что право на самоопределение при всей своей важности не может и не должно истолковываться как разрешение или поощрение любых действий, подрывающих территориальную целостность суверенных и независимых государств. Кстати, нас объединяют общие подходы к вопросам сепаратизма и самопровозглашенных образований.

Красноречивым примером является проблема Косова. Азербайджан не допустил признания Косова Организацией Исламская конференция (ОИК). Наша страна также выступает против принятия Косова в другие международные структуры.

Благодаря позиции Азербайджана, предложенный Саудовской Аравией проект о признании Косово мусульманскими странами в рамках проходившей в Дамаске 36-й сессии Совета министров иностранных дел государств ОИК не прошел.

В настоящее время Косово признали 60 стран, в том числе девять из 57 стран-членов ОИК. Известно, что Саудовская Аравия стала вторым после Объединенных Арабских Эмиратов арабским государством, признавшим суверенитет южного края Сербии. В чем суть позиции Азербайджана?

Мы считаем, что в данном вопросе должен превалировать принцип территориальной целостности государств. Позиция Азербайджана по вопросу непризнания Косова вполне понятна. Армения оккупировала азербайджанские территории, а следовательно, нарушила территориальную целостность нашей страны. Мы не приемлем двойных стандартов в этом вопросе. А значит, мы должны поддерживать территориальную целостность Сербии.

Когда этот вопрос был поднят ОИК в первый раз, а его подняла Турция, тогда многие утверждали, что Азербайджан, как партнер и союзник Турции, признает Косово. Однако Азербайджан не сделал этого и поступил очень правильно.

Иной подход, как показывает опыт нашего и  не только нашего региона, чреват деградацией идеологии и практики самоопределения до уровня сепаратизма со всеми его негативными последствиями для региональной и международной безопасности.

Посреднические усилия российской дипломатии являются важным элементом поступательного развития переговорного процесса между Баку и Ереваном. На повестке дня выполнение четырех известных резолюций СБ ООН, решений ОБСЕ, СЕ и других международных организаций, которые должны привести к освобождению оккупированных территорий, возвращению беженцев в родные дома и определению высокого статуса автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской Республики.

Россия и Азербайджан интересны и нужны друг другу.
Мы хорошо помним события начала 1990-х годов, когда между Россией и Азербайджаном начали рваться многоуровневые связи, налаженные веками сотрудничества. К счастью, сейчас ситуация иная, и двустороннее азербайджано-российское сотрудничество развивается позитивно и последовательно во всех областях. Чем же ценен Азербайджан для России?

Азербайджан для России - это транспортные, энергетические и коммуникационные связи с Югом и Востоком. Это поддержка российских интересов в мусульманском мире, ведь Азербайджан - один из признанных лидеров в Организации Исламская конференция. Азербайджан также ценен для России трудовыми ресурсами.

Очень многое на постсоветском пространстве зависит от первых лиц государств. Первое лицо определяет весь политический социально-экономический климат в той или иной стране СНГ. И нам повезло, что нашими странами руководят умные, интеллигентные, здравомыслящие люди, которые испытывают друг к другу очевидную симпатию. При таком стиле политического руководства отношения между Россией и Азербайджаном всегда будут добрыми и взаимовыгодными.

Мы рассматриваем друг друга как дружеские страны, как страны, которые называют друг друга стратегическими партнерами. И это не просто формулировка - в этом и заложена суть наших отношений. Эти отношения имеют прочную основу, глубокую историю и сегодня основаны на принципах, добрососедства, равноправия и взаимной выгоды.

Гуманитарный формат нашего сотрудничества занимает важное место в наших отношениях. Более трехсот школ с преподаванием на русском языке, из них 19 школ чисто русские, где преподавание только на русском языке. Недавно начался прием абитуриентов в филиал МГУ в Азербайджане. В нашей стране самая большая на Южном Кавказе русская община, издается большое число газет и журналов на русском языке. Иными словами, делается все то, что необходимо для полноценного развития русскоязычных граждан Азербайджана.

Безусловно, как Россия, так и Азербайджан во главу угла ставят собственные национальные интересы, проводят внутреннюю и внешнюю политику, отвечающую этим целям.

Именно на это нацелена и программа «Восточное партнерство», в которую вошло шесть республик постсоветского пространства. Обоснованны ли опасения в связи с предстоящим углубленным сотрудничеством постсоветских государств с ЕС? Отразятся ли они на взаимоотношениях с Россией?

Абсолютно не вижу никаких проблем, потому что в первую очередь «Восточное партнерство» это оформление всех предыдущих накопленных опытом взаимоотношений между Азербайджаном, Европейским союзом и странами Европы, которые даже не входят в Евросоюз. Подписание соглашения о «Восточном партнерстве» - лишь формализация двусторонних взаимоотношений Азербайджана и Евросоюза. Хотя при этом мы всегда подчеркиваем, что помимо «Восточного партнерства» Азербайджан будет продолжать наращивать свои взаимоотношения с государствами не входящими в это объединение.

В этом контексте мне кажется, что «Восточное партнерство», которое мы рассматриваем как очень важную перспективу развития для Азербайджана, отвечает нашим национальным интересам.

Естественно, мы стремимся выстраивать собственный курс таким образом, чтобы он способствовал взаимному учету интересов. Чего мы ждем от России?

Как известно, Россия является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ и активно вовлечена в процесс международных усилий по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта мирными средствами. Азербайджан, со своей стороны, имеет все законные основания ожидать не только от России, но и от всего мирового сообщества более принципиальной и твердой позиции, проявление которой могло бы способствовать скорейшему разрешению проблемы, освобождению оккупированных территорий Азербайджана и возвращению туда вынужденных переселенцев. При этом Азербайджан исходит из духа и буквы международного права. К сожалению, пока не удается достичь успеха в переговорном процессе.

Активизация переговорного процесса по карабахскому урегулированию сопровождается все чаще звучащими надеждами посредников на возможность достижения сторонами скорого согласия. В какой мере оправданы подобного рода заявления? Как оценивает складывающуюся ситуацию Азербайджан? Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза считает «вполне вероятным», что до конца этого года или в ближайшие время удастся согласовать базовые принципы урегулирования конфликта. Действительно ли стороны близки к этому?

Хотелось бы надеяться на эту «вероятность» и, учитывая складывающуюся в нашем регионе ситуацию, на осуществление трезвого анализа развития событий со стороны армянского руководства с тем, чтобы мы смогли добиться того, о чем говорит г-н Брайза. В целом могу сказать, что на сегодня есть хорошая международно-правовая и посредническая база для урегулирования конфликта.

Но очевидно и другое - определение статуса до вывода войск и возвращения вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах невозможны ни с правовой, ни с моральной, ни даже с технической сторон. На этапе же определения статуса Нагорного Карабаха мы будем руководствоваться международным правом и внутренним законодательством.

Надо твердо усвоить, что разрешение конфликта в интересах как Азербайджана, так и Армении, и, может быть, Армении не участвующей ни в одном из региональных проектов, даже в большой степени.

Отрадно то, что сегодня в России все более укрепляется реалистичный взгляд на Азербайджан, исходящий из понимания действительных национальных интересов как Азербайджана, так и России в тех вопросах, где между нами осуществляется активное взаимодействие.

Геополитическая ситуация вокруг Кавказа сегодня остается сложной. Такие вопросы, как энергетическая безопасность и контроль над маршрутами поставок энергии, конечно, играют значительную роль в геополитической динамике.

Не думаю, что потеря своих позиций в Азербайджане, в интересах России. Конечно, Азербайджан, как и любая другая страна, должен изучить любые варианты для стратегического партнерства, которые входят в интересы страны. Существуют также краткосрочные и долгосрочные приоритеты во внешней политике. Но в долгосрочной перспективе Азербайджан, безусловно, выиграет, если правительству удастся сохранить сбалансированные и хорошие отношения, которые он имеет с ЕС, США и Россией. И я убежден, что какие-либо серьезные изменения в этой области в ближайшем будущем в регионе не предвидятся.

Необходимо помнить и другое - свой окончательный выбор на внешнеполитической арене Баку сделает только после решения проблемы территориальной целостности Азербайджана. Этого не могут не учитывать в Москве сегодня. Учитывая, насколько для России в современной геополитической ситуации в регионе важны конструктивные отношения с Азербайджаном, можно прогнозировать, что в дальнейшем Москва будет придерживаться более трезвой, прагматичной и реалистичной позиции по данной проблеме.

В условиях, когда два состоявшихся государства, имеющих свои национальные интересы, выстраивают отношения друг с другом, очень важен учет позиций и интересов друг друга. Это утверждение как нельзя лучше подходит к современным российско-азербайджанским отношениям.

Понятно и то, что Россия не может быть вечно «кормящей матерью» для Армении. Баку в свою очередь не может безответственно подходить к вопросу о вступлении в  евроатлантические структуры и военному сотрудничеству с США. Приверженность к сохранению региональной безопасности и стабильности неоднократно подтверждалась руководством нашей страны.

Тема и вопросы азербайджано-российских отношений традиционно являются одной из наиболее востребованных не только для экспертов и аналитиков двух стран, но и для многочисленных зарубежных исследовательских институтов и центров. И это вполне закономерно, учитывая тот огромный потенциал, который еще скрыт во всех сферах взаимоотношений между нашими странами потенциал, реализация которого, несомненно, может оказать ключевое влияние не только на региональную политику, но и на осуществление важных геополитических, экономических, транспортных проектов всего Евразийского континента.

Сегодня политические круги в России совершенно четко оценивают ту роль серьезного партнера, которую может играть Азербайджан в регионе Южного Кавказа.

Азербайджан имеет достаточно тесные экономические политические и экономические связи с Турцией, отношения с Россией у которой тоже идут по нарастаюшей на основе взаимных интересов.

Как относится Азербайджан к попыткам налаживания политического диалога между Арменией и Турцией, которые предпринимались в последние месяцы на высшем уровне? Об этом сейчас много пишут и говорят.

Прежде всего, это отношения двух суверенных государств. Но здесь важно уяснить и другое. Если Турцию устраивает территориальные претензии Армении к своей собственной территории и если она согласна с признанием «геноцида» и ей безразличны многочисленные резолюции, которые Армения проталкивает и лоббирует, то пусть границы открываются. Но не следует забывать, что Турция закрыла свои границы с Арменией из-за оккупации азербайджанских земель, вследствие чего более миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев. Если войска Армении не покинут оккупированные азербайджанские земли и в этих условиях границы будут открыты, это противоречит и не соответствует национальным интересам Азербайджана. Турецкое руководство приняло нашу озабоченность и твердо заявило, что войска Армении должны быть выведены из оккупированных территорий и только в этом случае границы могут быть открыты.

Следует отметить, что официальный Баку смог сохранить и развить стабильные доверительные отношения с другим соседом - Ираном. Хотя оттуда в адрес Баку часто раздаются необоснованные упреки и всевозможные требования. Вообще складывается парадоксальная ситуация. Нам предъявляют  территориальные претензии, оккупируют территории, диктуют с кем сотрудничать и кого не надо принимать в стране, в какие блоки входить, а какие игнорировать. При этом от нас ждут компромиссов и уступок, а также примерного поведения в международных делах. Но Азербайджан уже не тот, что был в начале 1990-х годов. Он вырос из « коротких штанишек » и готов постоять за себя. Думаю, это надо усвоить всем тем, кто пытается вынудить нас играть по своим правилам.

Подводя итоги можно сказать, что Азербайджан сегодня не только открыт миру с Запада на Восток и с Севера на Юг, но и успешно лоббирует привлечение в Южно-Кавказский регион различных крупномасштабных экономических проектов. Руководство Азербайджана исходит из того, что в ХХI веке, в условиях идущих процессов мировой глобализации, прагматичная открытая внешняя политика является залогом стабильности и процветания.

Мировому сообществу уже предельно ясно, что вопрос освобождения оккупированных территорий является принципиальным не только для азербайджанского народа, но и основой всей политики руководства страны. Фактически стремление восстановить территориальную целостность и есть основной источник мобилизации всех человеческих, финансовых и духовных ресурсов азербайджанского народа, не учитывать который в отношениях с Азербайджаном как минимум не дальновидно. В сознании каждого азербайджанца сегодня сформировалась ясная картина того, что сепаратизм в регионе Южного Кавказа является основной причиной всех проблем, любая поддержка извне сепаратистских тенденций, в частности в Карабахском вопросе, негативно сказывается на имидже стран придерживающихся политики двойных стандартов по отношению к справедливому стремлению Азербайджана освободить находящиеся под оккупацией земли. Реальность такова, что решение армяно-азербайджанского конфликта, во многом зависит сегодня от позиции США и Европы, но ключевая роль тут естественно пока принадлежит России.

Сегодня укрепление Азербайджанского государства и необратимость роста политического, экономического и культурного влияния на региональные процессы, говорит о том, что азербайджанский народ входит в новую фазу своего расцвета, плодами которого готов поделиться со всеми народами и странами, которые уважают национальные и геополитические интересы Азербайджана. Вне сомнения, Россия была и остается для Азербайджана страной с которой он связывает большие надежды на расширение взаимовыгодных долгосрочных отношений, основанных на учете взаимных интересов и традиционных культурных связей и азербайджанского и русского народов.
Автор: Фикрет Садыхов, политолог, профессор Западного Университета (Баку)

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение