Юлия Якушева. Алексей Власов: ОДКБ, Россия и Казахстан в поисках консенсуса.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ожидания «оптимистов», что после февральских решений произойдет кардинальная перемена условий для ОДКБ, были нарушены действиями Ташкента и Минска, для которых любой формат превращения КСОР в по-настоящему действенную и эффективную структуру, похоже, абсолютно неприемлем. Что же касается Армении, то сейчас уже абсолютно всем очевидно, что судьба Нагорно-Карабахского конфликта будет решаться совершенно другими способами и с участием иного состава игроков.
Юлия Якушева. Алексей Власов:  ОДКБ, Россия и Казахстан в поисках консенсуса.

31 июля в городе Чолпон-Ата на берегу Иссык-Куля пройдет очередной саммит ОДКБ, который может сыграть «историческую роль» в судьбе этой организации.

В центре внимания саммита неизбежно окажется вопрос о так называемых Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР). Предполагается, что КСОР будут в состоянии постоянной готовности для борьбы с терроризмом, экстремизмом, а также противодействию чрезвычайным ситуациям.

Некоторые эксперты уже поспешили обозначить КСОР как аналог Варшавского договора, а западные СМИ озадачились вопросом, в какой степени участие, например, армянского батальона в составе КСОР может сказаться на позиции России по Нагорно-Карабахскому конфликту. Вопрос этот, однако, абсурден по своей природе, поскольку за все время существования ОДКБ, его силы использовались только однажды, во время так называемых Баткенских событий. Мало кто вспоминал о существовании подобной организации и во время событий годичной давности в Южной Осетии.

Ожидания «оптимистов», что после февральских решений произойдет кардинальная перемена условий для ОДКБ, были нарушены действиями Ташкента и Минска, для которых любой формат превращения КСОР в по-настоящему действенную и эффективную структуру, похоже, абсолютно неприемлем. Что же касается Армении, то сейчас уже абсолютно всем очевидно, что судьба Нагорно-Карабахского конфликта будет решаться совершенно другими способами и с участием иного состава игроков.

Велика вероятность того, что с учетом позиций Ташкента и Минска, основной упор будет сделан на применение сил КСОР для борьбы с чрезвычайными ситуациями. В этом направлении можно будет найти понимание даже со стороны тех участников ОДКБ, которые явно не горят желанием активизировать свое участие в этом проекте. Поэтому в какой-то мере можно согласиться с армянским экспертом Александром Искандэряном в том, что ОДКБ едва ли сыграет значительную роль сугубо с военной точки зрения, но в то же время способна решать серьезную политическую задачу, ограничивая пределы продвижения НАТО на постсоветском пространстве.

Фактически, Узбекистан, а в какой-то степени и Беларусь уже в ближайшее время могут отстать от темпов работы по КСОР , по крайней мере, в той динамике, на которой настаивают Москва и Астана. В то же время, и Казахстан, скорее всего, не готов к ситуации реального военного применения этих сил. Поэтому максимальный формат консолидированного взаимодействия может ограничиться созданием оперативных военных подразделений на своей территории и, с определенными оговорками, участием в совместных учениях.

На московском Саммите обсуждалось предложение включить в состав КСОР специальные подразделения МВД, что еще в большей степени могло бы способствовать движению формирующейся структуры именно в этом направлении. Предварительно согласовано подключение к КСОР подразделений спецназа от органов госбезопасности, которые будут востребованы при проведении совместных антитеррористических действий. Есть предложение по спасательным подразделениям МЧС (Россия, например, предлагает использование отряда «Лидер»).

Этот вектор развития ОДКБ не так давно обсуждался в рамках экспертного совета Организации, где было подчеркнуто, что возможной перспективой эволюции ОДКБ будет соотношение военных и невоенных структур 30 на 70. Часть российских экспертов указывают, что если развитие ОДКБ пойдет по линии включения невоенных структур, то в перспективе проекты ОДКБ могут быть интересны странам, не входящим в эту Организацию, как, например, Азербайджану или Украине .

В любом случае, главным и наиболее последовательным сторонником Кремля в развитии структур ОДКБ остается Казахстан. По крайней мере, последние несколько лет именно Республика Казахстан являлась одним из наиболее активных членов ОДКБ. Многие инициативы, реализуемые в формате Организации, исходят именно от Казахстана. На территории этой страны коллективные силы ОДКБ в сентябре 2009 года проведут совместные тактические учения.

Вопрос только в том, насколько Ак Орда готова подписаться под знаменитыми словами нашего Президента: « Мы продолжим работу по наращиванию военной составляющей. Среди намеченных направлений деятельности ОДКБ - углубление коалиционного военного строительства. ОДКБ была и останется гарантом суверенитета и территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела... Наша организация молодая, и, чтобы поднять ее авторитет, нам надо развивать военную составляющую. Без известной жесткости и укрепления военной компоненты организация развиваться не может ». Вероятность, что Нурсултан Назарбаев поддержит идею трансформации ОДКБ в военно-политический блок не слишком велика.

В этих условиях, по мнению экспертов нашего Центра, следовало бы оставить геополитические амбиции (идею ОДКБ как региональной альтернативы НАТО), и выбрать принципиально иной формат ее развития, связанный с многосторонней координацией и двухсторонним союзничеством . Фактически может быть использован сходный принцип, который уже сейчас вырисовывается в контурах ЕврАзЭС, где четко оформилось интеграционное ядро (Россия и Казахстан), а остальные участники проекта, находятся на определенной орбите вокруг этого ядра, выбирая ту или иную траекторию взаимодействия в соответствии с собственными ресурсами и возможностями.

Теги: ОДКБ

Поделиться: