В.Евсеев: Членство Украины в НАТО в свете российско-украинского сотрудничества

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для Москвы сохранение партнерских отношений с Украиной имеет исключительно важное значение. Подтверждением этого служит наш внешнеторговый оборот, который в 2007 г. составил 29,6 млрд. долл. (самый большой на территории постсоветского пространства, по сравнению с 2006 г. вырос на 22%). Помимо этого, через территорию Украины проходит 78% общего транзита российской нефти и 68% природного газа. Следовательно, для РФ она является главным транзитным государством, посредством которого, в значительной степени, обеспечивается наполнение российского бюджета. Все это способствует развитию между нашими странами прагматического взаимовыгодного сотрудничества, нацеленного на установление таких отношений, которые предопределяются совместной историей, общей культурой и теснейшими экономическими связями.
В.Евсеев: Членство Украины в НАТО в свете российско-украинского сотрудничества
Экспертный семинар "Украина накануне выборов: политика и экономика. Влияние внешнего фактора", организуется ИАЦ МГУ совместно с украинским информационным агентством "УНИАН". В рамках мероприятия планируется обсуждение докладов директора Международного института политической экспертизы Е.Н.Минченко. и В.В Евсеева - кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Редакция сайта публикует тезисы доклада В. Евсеева.

******************************************************************************

Для Москвы сохранение партнерских отношений с Украиной имеет исключительно важное значение. Подтверждением этого служит наш внешнеторговый оборот, который в 2007 г. составил 29,6 млрд. долл. (самый большой на территории постсоветского пространства, по сравнению с 2006 г. вырос на 22%). Помимо этого, через территорию Украины проходит 78% общего транзита российской нефти и 68% природного газа. Следовательно, для РФ она является главным транзитным государством, посредством которого, в значительной степени, обеспечивается наполнение российского бюджета. Все это способствует развитию между нашими странами прагматического взаимовыгодного сотрудничества, нацеленного на установление таких отношений, которые предопределяются совместной историей, общей культурой и теснейшими экономическими связями.

Базисом российско-украинских отношений является «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» (или «Большой договор»), который был подписан 31 мая 1997 г. в Киеве сроком на 10 лет, а 1 октября 2008 г. был пролонгирован еще на 10 лет. Настоящий договор юридически закрепляет территориальную целостность обоих государств, незыблемость существующих границ и отсутствие взаимных территориальных претензий друг к другу. Необходимость такого договора важна еще и потому, что демаркация наших общих границ, протяженностью 2246 км, в том числе морских - 320 км, до сих пор не проведена.

Основополагающими документами российско-украинских отношений также является ряд межправительственных соглашений в сфере топливно-энергетического комплекса и три «базовых» соглашения по Черноморскому флоту от 28 мая 1997 г. Всего между Россией и Украиной заключено около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

Россия стремится к углублению связей с Украиной на основе принципов добрососедства, прагматизма и взаимной выгоды. Уникальным механизмом реализации этой цели является созданная в 2005 г. Российско-Украинская межгосударственная комиссия во главе с президентами наших стран, в рамках которой сформированы:

- Комитет по вопросам экономического сотрудничества во главе с Председателем Правительства РФ и Премьер-министром Украины;

- Подкомитет по вопросам безопасности во главе с министрами обороны наших стран в составе двух подкомиссий: по вопросам сотрудничества между вооруженными силами (ВС) России и Украины и вопросам военно-технического сотрудничества;

- Подкомитет по международному сотрудничеству во главе с министрами иностранных дел РФ и Украины;

- Подкомитет по вопросам гуманитарного сотрудничества во главе с министрами образования и науки наших стран;

- Подкомиссия по вопросам функционирования Черноморского флота РФ и его пребывания на территории Украины.

К сожалению, потенциал Российско-Украинской межгосударственной комиссии в полной мере до сих пор не реализован. Тем не менее, в рамках подкомиссии по вопросам сотрудничества между ВС РФ и Украины не только проводится подготовка проектов соглашений в военной области, но и решаются актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, касающиеся порядка использования российской стороной полигонов, расположенных на территории Украины, а также использования украинской стороной полигонов на территории РФ.

В частности, для российской стороны представляет интерес Наземный научно-испытательный тренировочный комплекс авиации «НИТКА», который находится на военном аэродроме у села Ново-Федоровка в Крыму. Этот комплекс был разработан и построен в начале 80-х годов для отработки взлета и посадки на палубу советских авианесущих кораблей. Благодаря РФ был не только сохранен этот уникальный комплекс, но и предоставлен для обучения порядка 30 украинских летчиков тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В итоге 20 из них стали инструкторами по обучению такого рода приемам посадки.

Украинская же сторона заинтересована в использовании 42-го Учебного центра боевой подготовки зенитно-ракетных войск (полигон Ашулук в Астраханской области). Этот полигон позволяет проводить учения с боевой стрельбой зенитными ракетными системами среднего и дальнего радиуса действия «С-300», которые стоят на вооружении Воздушных сил Украины. Кроме этого, на полигон Ашулук регулярно проходят учения в рамках объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ (в этом году - «Боевое содружество-2009»), в состав которой входит и Украина.

В рамках подкомиссии по вопросам военно-технического сотрудничества готовятся необходимые материалы и рассматриваются вопросы дальнейшего развития военно-технического сотрудничества, создания на территории Украины совместного российско-украинского центра сервисного обслуживания, модернизации, ремонта вооружений и военной техники противовоздушной обороны с участием оборонных предприятий. А также осуществляется взаимодействие в области утилизации вооружений и военной техники, боеприпасов и компонентов ракетного топлива.

Россия и Украина, по-прежнему, сильно зависят друг о друга в военно-технической сфере. Так российские вертолеты комплектуются украинскими двигателями, военно-воздушные силы РФ используют самолеты семейства Ан, а на боевом дежурстве в Ракетных войсках стратегического назначения стоят межконтинентальные баллистические ракеты, разработанные в Конструкторском бюро «Южное» им. ак. М.К. Янгеля. В тоже время, Москва все больше переносит производство российских вооружений и военной техники на собственную территорию. Эта тенденция особенно усилилась после трагических событий августа 2008 г. на Кавказе.

Активно развивается российско-украинское сотрудничество в космической сфере. Так в последние годы осуществлен целый ряд мероприятий по созданию единого навигационного пространства на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, продолжена реализация общих проектов: «Наземный старт», «Морской старт» и «Днепр». 30 января 2009 г. ракетой-носителем украинского производства «Циклон-3» запущен российский научный космический аппарат «Коронас-фотон», который успешно работает на околоземной орбите. В состав полезной нагрузки космического аппарата входит украинский спутниковый телескоп электронов и протонов «Степь-Ф».

Вместе с тем, в российско-украинских отношениях существуют и серьезные проблемы. Одна из наиболее острых из них обусловлена перспективой вступления Украины в НАТО. Достаточно негативное отношение к этому характерно как для российского руководства, так и для населения РФ. Подтверждением этого стал опрос, проведенный Фондом «Российский общественно-политический центр» в марте-апреле 2009 г. Так на предложение: «Оцените, пожалуйста, намерение Украины присоединиться к НАТО», ответившие единодушно (98%) заявили, что это будет оказывать наиболее отрицательное влияние на российско-украинские отношения.

Конечно, процесс вступления в НАТО имеет определенные рамки. В частности, Хорватии и Албании для этого потребовалось от 7 до 9 лет. Кроме этого, даже присоединение Украины к Плану действий по членству (ПДЧ) в Организации еще не гарантирует ее вступления в НАТО. В тоже время, выполнение такого плана вплотную приближает страну к Организации Североатлантического договора и пока еще не было ни одного случая, чтобы предоставление ПДЧ не закончилось вступлением в НАТО (даже Македония, вступление которой в Организацию было заблокировано Грецией на Бухарестском саммите НАТО 2008 г., в ближнесрочной перспективе, по видимому, сможет решить эту проблему).

Очевидно, что за 7-10 лет НАТО не исчезнет. Ситуация же в сфере международной безопасности продолжает оставаться достаточно сложной. В условиях неопределенности перспектив взаимоотношений РФ и НАТО становится вполне понятным, почему Россия столь негативно воспринимает сам факт присоединения Украины к ПДЧ в НАТО. По-видимому, в Киеве такую точку зрения следует учитывать.

С российской точки зрения, вступление Украины в НАТО не является неизбежным. Подтверждением этого служат следующие причины.

  • 1. Членство в НАТО позволит Киеву, с формальной стороны, стать допущенным к принятию стратегических решений в сферах политики и безопасности. Однако основополагающие решения такого рода принимают не в Брюсселе, а в Вашингтоне. Именно США являются стержнем Организации Североатлантического договора, но даже они были вынуждены свои последние военные операции проводить в рамках «коалиций желающих». Причина этого состоит в том, что НАТО постепенно трансформируется в политическую организацию без явного внешнего противника (рассматривать в качестве последнего международный терроризм просто несерьезно). В этих условиях, США, как впрочем, и РФ, все более полагаются на двусторонние связи, а решения принимают самостоятельно, в зависимости от складывающейся международной обстановки. А иного и быть не может с учетом действующих в НАТО бюрократии и принципа «консенсуса» при принятии решений.
  • 2. В настоящее время реальные военные расходы Украины составляют порядка 1,8% от валового внутреннего продукта (ВВП). В соответствие же с требованиями по членству в Организации Североатлантического договора доля расходов на оборону должна составлять не менее 2% от ВВП. Следовательно, даже вступив в НАТО Украине придется существенно увеличить собственные военные расходы. Кроме этого, ВС Украины существенно отстают от стандартов НАТО по уровню технического оснащения и используют, в основном, советское вооружение. В этих условиях на закупку новых вооружений и обеспечение совместимости с НАТО придется потратить столь значительные средства, что думать об их полной компенсации со стороны Запада было бы достаточно наивным.
  • 3. Согласно ст. 17 Конституции Украины на территории страны не допускается расположение иностранных военных баз. В определенной форме это закрепляет внеблоковый статус государства и ограничивает ее участие в НАТО исключительно политической сферой. Если не менять конституцию, а об этом неоднократно заявляло украинское руководство, то влияние Киева на принятие решений в рамках Организации Североатлантического договора будет достаточно скромным. В этой связи более предпочтительными для Украины видятся перспективы ее участия в военных структурах Европейского Союза.

Таким образом, российско-украинские отношения далеки от своего совершенства. Мы имеем хороший базис для расширения сотрудничества и много проблем. Но есть одно общее, что нас сближает: на Западе Украину и Россию никто не ждет. Следовательно, наши государства просто обречены на сотрудничество. И чем скорее мы поймем это, тем успешнее сможем решать собственные проблемы.

Теги: Украина

Поделиться: