Консенсус между политическими силами Молдовы невозможен

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я полагаю, консенсус между политическими силами невозможен. Ключевым условием правых сил в период конфликта 7 апреля - 3 июня, был уход Владимира Воронина. Воронина не ушел, даже, наоборот - его позиции только усилились в административном плане, хотя его пребывание у власти становится все более нелегитимным. О консенсусе вероятно и можно будет говорить после 29 июля, но лишь в том случае, если Воронин предложит оппозиции участвовать в формировании высшего эшелона власти - речь идет о следующих позициях: премьер, спикер, президент. Если этого не произойдет, то и консенсуса не случиться.
Консенсус между политическими силами Молдовы невозможен
:
Интервью с В. Дорошем
Ситуация в независимой Молдове все чаще характеризуется как «междувластие». Противостояние коммунистических и либеральных сил, призывающих к интеграции с европейскими структурами, но при этом предлагающими совершенно разные пути реализации европейского тренда, пока не подает признаков достижения консенсуса. С просьбой представить свою точку зрения на происходящие в Республике Молдова события редакция сайта Объединенной евразийской экспертной сети (JEEN, Joint Eurasian Expert Network) обратилась к президенту Европейского института (Молдова) Виктору Дорошу.

JEEN : Виктор, каковы перспективы развития ситуации вокруг нового парламента, его состава? Удастся ли основным политическим силам прийти к консенсусу или есть шанс, что ситуация повторится?

В.Д.: Я полагаю, консенсус между политическими силами невозможен. Ключевым условием правых сил в период конфликта 7 апреля - 3 июня, был уход Владимира Воронина. Воронина не ушел, даже, наоборот - его позиции только усилились в административном плане, хотя его пребывание у власти становится все более нелегитимным. О консенсусе вероятно и можно будет говорить после 29 июля, но лишь в том случае, если Воронин предложит оппозиции участвовать в формировании высшего эшелона власти - речь идет о следующих позициях: премьер, спикер, президент. Если этого не произойдет, то и консенсуса не случиться.

Но в Молдове, и это доказано многократно, возможен если не консенсус, то сговор. Это всегда возможно. Если правым хватит здравомыслия, они должны будут понять, что сговор означает для них политическую смерть. Дело в том, что правые партии в Молдове - это начинающие партии. Им нужна перспектива и будущее и, чем черт не шутит, победа на следующих выборах. А ПКРМ 2009 года - это не ПКРМ 2001 или же 2005 года. Ушли те, кто просто состоял в КПСС, и те, кто составлял костяк Партии. В экономической политике ПКРМ также пока не может предложить качественно новый подход. Все по-прежнему сводится к займам - если не у Запада, то у России. Все та же опора на ресурсы от трудовой миграции, и перераспределение средств в стране в пользу своих структур. ПКРМ не создает ничего нового. Молдова в течении последних 5 лет стремительно превращается в глухую провинцию. И дело не в размерах страны и ее экономики. Например, население Конго составляет 63 миллиона человек, но это отсталая провинциальная страна, в то время как в Дании численность населения почти такая же как в Молдове - 5 миллионов человек, но это развитая страна, с высоким уровнем жизни. ВВП в Молдове составляет 6 миллиардов долларов, в Дании - 187 миллиардов. Кроме того, нельзя упускать из виду и совершенно очевидные ошибки и промахи партии власти. Например, дело «Инвестприватбанка». Банк почти год в условиях экономического кризиса очень агрессивно и под высокие проценты привлекает деньги. В принципе, не сложно проследить, что в данном случае речь идет о финансовой пирамиде. В Молдове не тысяча банков, как в России. Всего-то десяток. Посмотрим, сможет ли власть вернуть деньги вкладчикам. Пока видно, что возврат отягощается массой бюрократических проволочек. Скорее всего, до 29 июля деньги не вернут. В таких условиях оппозиция может и должна стремится получить большинство в Парламенте, если не на этих выборах, то на следующих, которые так же могут пройти досрочно. Поэтому, ситуация имеет шанс повторится. И для будущего Молдовы будет лучше, если она повторится. Любой кризис, в том числе и политический не является случайным. Это результат созревших объективных противоречий. Можно оттягивать его наступление, но рано или поздно, он наступит. И чем раньше, тем меньше последствий. В Молдове политический кризис реально начался в 2005, стал очевидным в 2007 и принял форму прямого противостояния в 2009 году.

JEEN : Как вы полагаете, каковы перспективы Молдовы с точки зрения европейской интеграции - прежде всего в рамках проекта «Восточное партнерство». Будет ли в этой связи корректироваться российский вектор внешней политики Республики Молдова?

В.Д.: Перспективы Молдовы на полное вхождение в ЕС закончились в 2007 году. «Восточное партнерство» является констатацией этого факта. В то же время Молдова будет принимать участие в той или иной форме в европейских проектах - ЕС в любом случае будет втягивать страны СНГ в свои проекты. Например, участие в транспортных коридорах, участие в проектах по объединению энергосистем СНГ и ЕС т.д. Но это проекты кооперационные, они являются не столько европейскими, сколько глобальными. Без России Молдова в любом случае не сможет реализовывать эти проекты. Чем быстрее политическая элита Молдовы это поймет, тем лучше. Поэтому российский вектор будет корректироваться. Он уже скорректирован, но недостаточно. Отношения Молдовы с Россией - это вынужденная дружба. Элита Молдовы, в том числе и ПКРМ, до сих пор не рассталась с идей, что Россия отсталая страна, и является тормозом в развитии Молдовы. Подход, которым руководствуется Молдова, очень прост: чем прагматичнее будут отношения, тем лучше. Но подход этот недальновиден. Настоящие долгосрочные отношения строятся на основе принципа «что мы можем совместно создать, чтобы обе стороны выиграли», а не принципа «а что мы с этого будем иметь».

JEEN : Ключевым для ЕС, как известно, является аспект безопасности. На ваш взгляд, апрельские события оказали какое-либо влияние на отношения Молдовы с ЕС? Какие выводы сделало руководство РМ из произошедшего?

В.Д.: ЕС все больше и больше склоняется к мысли, что выборы были сфальсифицированы. В апреле 2009 г. в некоторых СМИ ЕС, в частности в румынских, появились статьи, в которых прямо говорилось о том, что в лице Молдовы ЕС имеет дело с очень опасным явлением, «мимикрией под демократию». Причем в этих материалах власть в Молдове оценивалась не как коммунистическая. Дословно: если бы власть была коммунистической, это еще было бы полбеды, беда в том, что это просто бандитская власть, которая хочет использовать ЕС в своих интересах. Если эти статьи и не отражают полностью официальную точку зрения ЕС, то неофициальную - точно. Вообще говоря, ЕС так же оценивает и ситуацию в Болгарии. ЕС считает что высокий уровень коррупции в Болгарии объясняется присутствием во власти бывшей номенклатуры. И к Румынии они так же относились - вспомним атаку на Адриана Нэстасе.

Тем не менее, ЕС не ставит свою политику в прямую зависимость от того, кто находится у власти в Молдове. Для них важнее общий процесс сближения, чем возникающие на этом пути проблемы, которые, по их мнению, неизбежны. Последнее заявление специального представителя Европейского Союза в Молдавии Кальмана Мижея очень четко: ЕС выстроила свою политику по отношении к Молдове на долгую перспективу, и она не зависит от того, кто у власти в РМ.

Виктор Дорош, специально для JEEN

Теги: Молдова

Поделиться: