Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тигран Манасян: Армяно-американский диалог. К истории вопроса. Ч.2

12.07.2009

Автор:

Теги:

Армения по сути является самым большим получателем американской гуманитарной помощи среди стран СНГ и занимает третье место в мире (после Израиля и Египта) по ее объему на душу населения. До 1995 г. свыше 4/5 выделенных для РА ассигнований относилось к категории гуманитарной помощи. При распределении американской правительственной помощи в рамках «некредитных» программ на долю Армении пришлось свыше 350 тыс. долларов, или более 10 % от общей суммы безвозмездной помощи США постсоветским республикам, что на душу населения составило значительно большую сумму, чем в любом из других стран бывшего СССР (около 97 $).

В своей речи по случаю 80-й годовщины геноцида армян 24 апреля 1995 г. президент Клинтон указал, что «для удовлетворения гуманитарных нужд (включая поставки на безвозмездной основе зерна, продовольствия, лекарственных препаратов, и т.д.) и поддержки демократии и экономических преобразований». Согласно этой речи Вашингтон и в будущем обязывался обеспечивать высокий уровень помощи Армении, сохранить все преимущества, связанные с правом РА на беспошлинный экспорт в США ряда товаров.

Американская гуманитарная помощь, оказание которой финансируется Агентством международного развития США, имела в ряде случаев для экономики и жизнеобеспечения населения Армении исключительно важное значение. Так, по словам директора программы «Мазут для Армении» Т. Кокса, в период острого энергетического кризиса значительная часть вырабатываемой в республике электроэнергии производилась за счет западной гуманитарной помощи. В течение нескольких зимних сезонов, начиная с зимы 1993 - 1994 гг. за счет средств агентства международного развития США проводилась программа «Теплая зима» с целью поддержки детских учреждений и необеспеченных слоев населения.

Гуманитарная помощь Армении со стороны Соединенных Штатов стала причиной серьезных трений в отношениях между США и Турцией. Присоединившись к экономической блокаде Азербайджана в отношении Армении, Турция, все же до 1993 г. допускала транзит гуманитарных грузов через свою территорию. Для этого использовалась железная дорога, в некоторые периоды давалось разрешение на проезд через границу автотранспорта, осуществлялись также воздушные перевозки. Однако 3 апреля 1993 г. правительство Турции запретило транзит западной гуманитарной помощи. Это запрещение, также как и общее обострение в этот период турецко-армянских отношений, было связано с крупными наступательными операциями карабахский войск.

В США в этой связи была развернута (с участием армянской диаспоры и ее лоббистов в конгрессе) широкая компания протеста в отношении действий Анкары в данной области. В процессе появились свидетельства американцев, посетивших Армению, о голоде в Ереване и других городах страны, статьи известных обозревателей и выступления политических деятелей, доказывающих, что запрет на провоз гуманитарной помощи является нарушением основных прав человека и т.д.

В августе 1994 г. конгрессмены Ф. Паллоне и Д. Портер внесли на рассмотрение платы представителей законопроект, предусматривающий запрещение экономической помощи Турции, если она и впредь будет препятствовать доставке гуманитарных грузов в Армению.

Еще на стадии обсуждения указанного законопроекта, стремясь сорвать антитурецкую кампанию в США Анкара разрешила в середине апреля 1995 г. пролет самолетов с гуманитарными грузами для Армении. Об этом заявила 19 апреля в ходе своего визита США премьер-министр Турции Тасу Чиллер. Одновременно она указала, что Турция «еще не готова открыть свои сухопутные пограничные пункты для конвоев гуманитарной помощи».

Такое решение не удовлетворило конгресс США. Осенью 1995 г. был принят «закон о беспрепятственной переправке гуманитарной помощи». В соответствии с этим законом Турция должна была лишиться американской помощи 1996 финансовом году. Однако президент Клинтон, воспользовавшись предоставленным ему правом, в мае 1996 г. сделал для Турции исключение.

Выступление в политических кругах США против турецких ограничений на поставки гуманитарной помощи Армении продолжались и в дальнейшем. В апреле 1996 г. в связи с трехлетней годовщиной решения турецких властей о запрете транзита гуманитарных грузов через ее территорию авторы указанного выше закона Поллоне и Портер обратились к президенту Клинтону с требованием добиться от Турции снятия всех ограничений, чтобы обеспечить «поставки американской гуманитарной помощи без всяких помех». Они обращались к президенту в качестве сопредседателей созданной в США «группы американских законодателей, озабоченных американскими проблемами».

По инициативе Портера комитет по ассигнованиям палаты представителей рекомендовал сократить американскую экономическую помощь Турции в следующем 1997 фин. г. с 60 до 25 млн. долларов США. Добиваясь принятия этой рекомендации, Портер в числе причин указывал на продолжающуюся со стороны Турции блокаду Армении.

В одобренный в июне 1996 г. палатой представителей конгресса США законопроект об иностранной помощи на 1997 г. была включена поправка, что экономическая помощь Турции в размере 25 млн. долларов может быть блокирована, если эта страна будет впредь препятствовать транспортировке гуманитарной помощи в Армению через свою территорию. Другая поправка, внесенная в законопроект, предусматривала, что помощь Турции может быть сокращена на 3 млн. долларов, если Анкара не признает факт массового геноцида армян в 1915 г. Сразу же после принятия этих поправок Турция уведомила госдеп США, что она не желает принимать американскую помощь в размере 25 млн. долларов.

Несмотря на продолжающийся нажим со стороны США, правительство Турции и в дальнейшем не пошло на разрешение свободного транзита гуманитарных грузов через свою территорию и тем более на отказ от политики общего экономического эмбарго в отношении Армении. В декабре 1996 г. турецкий МИД выступил с заявлением, что, поскольку «в решении проблемы Нагорного Карабаха не достигнуто положительных подвижек», пересмотр принятого 3 апреля 1993 г. решения о закрытии границ «не планируется». Эта позиция не изменилась и в 1997 г., что, как и прежде, вызвало протесты в политических кругах США.

Решение правительства РА расконсервировать Мецаморскую АЭС в целях улучшения энергоснабжения республики встретило резкие возражения со стороны США. Утверждалось, что она представляет угрозу не только для самой Армении, но и для соседних стран. Однако поскольку республика все же пошла на восстановление деятельности АЭС, Вашингтон по предложению министерства энергетики США представил в 1995 г. техническую помощь в размере ста тысяч долларов для обеспечения безопасности атомной электростанции, а также дополнительные ассигнования на проведение американскими специалистами ее инспекционной проверки на предмет определения прочности корпуса реактора.

В мае 1996 г. в Ереване был подписан договор между правительствами Армении и США о восполнении нехватки электроснабжения республики. В соответствии с этим договором Агентство международного развития США выделило Армении 15 млн. долларов для приобретения 195 млн. куб. м природного газа в целях использования в производстве электроэнергии. Договор предусматривал совместные действия Агентства международного развития с министерствами энергетики, финансов и экономики РА по реформированию энергосистемы республики. В соответствии с договором США предоставляли республике помощь для создания независимого регулирующего органа в энергосистеме РА, деятельность которого должна способствовать развитию более устойчивых в финансовом отношении предприятий данной отрасли, реорганизации механизма распределения электроэнергии, удешевлению ее производства.

Программа помощи в реформировании энергосистемы Армении связывалась с приватизацией в этой области. Американская сторона указывала, что данная программа является наглядным свидетельством твердой поддержки правительством США кура руководства РА по переходу к рыночной экономике.

При участии американских экспертов правительство Армении разработало программу развития топливно-энергетического сектора экономики на 1996 - 2000 гг., предусматривающую в том числе восстановление и развитие системы газопроводов, строительство новых подземных газохранилищ. Для реализации этой программы потребовалось привлечь дополнительно 50 млн. долларов капиталовложений (помимо 125,2 млн. дол., которые уже были получены Арменией для развития энергетики от США и международных финансовых организаций).

В связи с тем, что в советский период Армения получала все необходимые ей энергоносители (газ, нефть ...) на основе общесоюзной кооперации, поиски нефти и газа на ее территории были в 60-е гг. прекращены, поскольку их добыча была бы в тех условиях нерентабельна. Однако после провозглашения независимости республики дефицит энергии стал постоянным фактором, что вынуждает РА основную часть своего бюджета расходовать на приобретение газа и нефтепродуктов. При таких обстоятельствах добыча собственных энергоносителей становится, по мнению армянских и западных специалистов, целесообразной как с экономической точки зрения, так и в целях укрепления независимости страны. В этой связи Ереван с помощью специалистов США возобновил поиски нефти и газа.

Между Министерством энергетики РА и Армяно-американской геолого-разведывательной компанией 8 октября 1996 г. был подписан договор «О геологической разведке и разделе продукции». Он был утвержден правительством РА 30 января 1997 г., затем ратифицирован президентом Тер-Петросяном. Армяно-американская геолого-разведывательная компания не единственная, с которой велись переговоры по рассматриваемому вопросу. Однако она наиболее последовательно проявляла свой интерес. Договор о геологической разведке предполагает проведение геологических исследований и разработку месторождений. Период геологических исследований состоит из двух этапов, на осуществление каждого из них отведено максимум по 5 лет. Основной целью геологической разведки является выявление запасов углеводородов и подсчет их объема. Согласно договору, разведочные работы американская сторона должна была осуществить на территории 12,7 тыс. кв. км. на западной части РА от границы с Турцией до границы с Нахичеваном.

Запасы нефти и газа на территории РА залегают по мнению специалистов на значительной глубине. Поэтому их поиск, ведение буровых работ на перспективных участках и дальнейшая эксплуатация являются дорогостоящими. Для финансирования поисково-разведывательных работ США выделили 10 млн. дол.

Характеризуя развитие американо-армянского экономического сотрудничества, посол США Томсен отмечал, что в этой области происходят серьезные изменения. Он указывал, что первоначально после провозглашения Арменией независимости и при сложившихся в тот период тяжелых условиях Соединенные Штаты придавали особое значение гуманитарной помощи. С 1996 г. акцент переносится на проекты развития энергетики, финансового и сельскохозяйственного секторов хозяйства, создание рынка недвижимости и на другие области. Хотя гуманитарная помощь все еще продолжает доминировать, но она, как сказал посол, будет постепенно уменьшаться, тогда как финансовая помощь в целях реализации конкретных долгосрочных экономических проектов увеличится. Для ускорения экономического развития Армении и содействия смене форм помощи правительства США заметный акцент намерено теперь делать на торговлю и долгосрочные производственные инвестиции. По мнению американских специалистов, пример всех развитых стран показывает, что в конечном итоге упор на развитие торговли и установление тесных инвестиционных связей с мировой экономикой наилучшим образом «обеспечивает подъем и полноценный экономический рост».

Американские политические деятели высказывали мнение, что после урегулирования карабахского конфликта экономические трудности Армении и ее потребности в экономическом сотрудничестве с Западом, в помощи с его стороны (особенно с учетом того, что возможности России в этой области еще значительное время будут ограниченными) могут привести к развитию благоприятных для национальных интересов США тенденций по внешней политике Армении к укреплению армяно-американских связей, к отказу Еревана от «устаревшего трафарета», что «на севере у него вечный друг».

Со своей стороны, Армения, несмотря на сильную заинтересованность в экономической помощи Соединенных Штатов и международных финансовых организаций, придерживалась сбалансированной внешней политики. Она стремилась развивать хорошие отношения с США на основе проведения решительного курса развития рыночной экономики и не обострять этих отношений из-за имеющихся разногласий даже по серьезным вопросам (к таковым относятся военно-политическое сотрудничество РА с РФ). Во многом благодаря этой взвешенной политике Армения сумела сохранить дружеские отношения, как с Вашингтоном, так и с Москвой.

Фактически, весь данный период от становления армянской государственности до 1997 г. отношения с США развивались по геометрической прогрессии, однако в том же году произошло роковое событие, которое могло привести к изменению всего внешнеполитического курса республики Армения. Здесь речь идет об отставке Левона Тер-Петросяна по причине недовольства большинства общества и руководства страны позицией президента в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Как уже стало ясно, доктрина его правительства базировалась на принципе комплиментарности, т.е. сбалансированном поддержании отношений как с США, так и с РФ. Однако дело в том, что Ереван старался разграничить акценты, т.к. оба государства были важны, но каждое по-особому. США в данном случае способствовало выходу Армении из кризиса путем постоянных субсидий и гуманитарной помощи в течение многих лет. Что касается РФ, то о ней речь пойдет в следующей главе. Но заходя вперед скажу лишь, что акцент при взаимоотношениях с ней делался не только на экономику (как, к примеру, с США), но также на военную сферу. Ведь Армения целенаправленно (возможно, в ущерб себе) отказывалась от тесного контакта с Североатлантическим блоком, стараясь наладить отношения с ОДКБ (СНГ).


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение