Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Джанибек Сулеев, ИДИ НА ТЫК (вместо рецензии)

24.02.2008

Автор:

Теги:
 

Джанибек Сулеев, специально для ИАЦ МГУ

 

ИДИ НА ТЫК

(вместо рецензии)

Булат Абилов, известный политик-бизнесмен, в конце прошлой недели написал статью, по сути дела, открытое письмо. На имя Имангали Тасмагамбетова, руководителя городской администрации единственного полутора миллионного города Казахстана. Оно было опубликовано в популярном оппозиционном издании, мгновенно попало в Интернет (http://www.zonakz.net/articles/21114).  Налёт скандальности несомненно есть. Но мы не об этом... Но скандальность - это так м-м... политтехнологично. Вместе с тем, оно оставило крайне двойственное впечатление, и по стилю (обращение к некоему Степному кодексу - «Кодексу Куманикус» или «Ясса» Чингиз-хана?), и по неудержимому пиару собственных добродетелей (которые, как легко догадаться, антиподы тех инвектив что адресовались мэру) и в целом...  Что тут скажешь?   

 

Бриколаж.

Есть в науке понятие «бриколажа», введенное  К. Леви-Строссом. А вообще то, «бриколаж» происходит от глагола «бриколер» и наиболее применим к игре бильярд - это отскок шара при ударе, в представлении о неожиданном, непредсказуемом движении. К слов, мы не забавы ради соединили Леви-Стросса с бильярдом. Кий - наряду с клюшкой от гольфа, любимый «инструмент» нашего истеблишмента, его не чурается и г-н Абилов, хотя принято считать, что кроме футбола из спортивных забав его ничего не интересует (а гольф он даже ненавидит чуть не уровне классовой ненависти - все таки шахтером был...). В наши дни «бриколером» обычно называют человека, который всё творит сам. А зачастую, просто «вытворяет», используя для этого все свои подручные средства, которых обычно не хватает и он, в отличие от специалистов, начинает складывать проект из самых несопоставимых вещей (смотри и слушай песню Аллы Пугачевой «Волшебник-недоучка»... «сделать хотел грозу, а получил козу»). И причём тут «бриколаж»?!  А притом, что ощущение от статьи-демарша Булата Абилова «Степной кодекс или Иду на «Ты», это эффект такой же, как от отскочившего не туда бильярдного шара. Много треска, шума, экзальтация оппозиционной тусовки и вполне резонное замечание со стороны циничной журналистской братии: «Эх, опять не дотянул...». Не дотянул - в смысле срезал «чужака»  таким образом, что и в лузу не положил и другие шары на поле растолкал, получив ситуацию проигрыша. И здесь даже не важно, что  нужный шар не забил, а важно то, что сам... подставился.

 

                                     Картина мира на бильярдном столе.

Вышеупомянутый К. Леви-Стросс ввел понятие «бриколажа» и объяснение специфики так называемого «первобытного мышления». То есть, сознание строится на фундаментах мифов, как здание грядущей идеологии. К примеру, коммунистический миф был построен на фундаментах «града Китежа», «страны Муравии» и пр. «городов солнца»... легенд о землях, где все равны и счастливы» («везде хорошо, где нас нет»).  Упомянутый «бриколер» - суть порождение  мифологизированного образного мышления. Но вот только образы, которые он использует, далеки от совершенства и логической завершенности. И вот он наш герой, самый яркий на сегодняшний  день казахский «бриколер» Булат Абилов., больше известный в народе как Бутя. Вспомним начало девяностых, когда начался «бриколаж» Бути, и он стал выстраивать свои мифы для фундамента создаваемого образа (имиджа). И уже из этого видно как наш «бриколер» стал складывать свой персональный «бриколаж» из вещей несопоставимых в своей неясности. Исключая  Алма-Ату, где он славно поработал на ниве презентаций своего бренда, остальные степные палестины еще долго не могли понять кто же такой этот Butya... То есть еще много лет провинциалы не могли взять в толк,  что это за «Витуа» - какой-то витийствующий Витёк или непонятный витамин. Это подтверждает тот факт, что нашему «бриколеру» и «в падлу, и не в масть» было написать название своей фирмы кириллицей, хоть как-то разъяснив, что это просто кличка, «родом из детства». Далее последовали действия: дописывание на батончике «Сникерса» уточнения «от Бути» (на латинице), торговля этими самыми шоколадными батончиками, за что первое поколение «младотюрков» получило народное прозвище «сникерсы».  А уж взлетевший в космос «сникерс»-ракеты это уже из разряда рекламного слогана: «- Съел - и порядок!». В смысле - уже тошнит. Покупка (прихватизация?) торговых точек и площадей на территории независимого Казахстана с непременным мельканием в телеэкране (когда страна познакомилась с характерной вождевой картавостью) - все это явление одного порядка: «бриколер» продолжал составлять мозаику своего неповторимого образа в полном соответствии с первобытным (читай постсоветским) стандартом.  Полный «туши свет» состоялся когда на презентации Атамекена (бывшее ВДНХ КазССР) Бутя въехал на белой карете запряженной цугом. Торжество победителя?

 

...Еще далеко до развязки. Или до развязок?..

 

Бизнес в переводе означает - «дело».    

Да, не развязка. А завязка сюжета кроется в тех самых «алматинских развязках». Никто не будет отрицать, что дело сделано. И сделано и делается под девизом Мэри Поппинс «- Для того чтобы делать - надо делать!». И тут в решительности акиму южной столицы не откажешь. Еще раз повторимся -дело смейкано, бизнес - состоялся.

И теперь, пользуясь развязками все алматинцы будут помнить, что они «каменного» (для сравнения: давно мылись в кунаевской бане?). Нельзя не заметить, что миф о каменном городе всегда зиждется на мифах о градоначальниках (см. «История города Глупова»). И вряд ли кто-либо будет возражать против того, что имидж, выстроенный таким образом, может приносить и приносит его носителю сегодняшние дивиденды...

Ни это ли смутило и возмутило «бриколера», выстроившего «бриколаж»  своего сознания на мифах созданных подручными средствами? Тут и трудная трудовая молодость в шахтах Караганды... с умолчанием фактов о  том, что отец Булата Абилова в это же самое время занимался делом, работая в облторге. И почти соседом имел своего коллегу небезызвестного Сыздыка Абишева. Чем в это время занимался Бутя, «давая стране угля» - зарабатывал подземный стаж или как пел Владимир Высоцкий «А тоннели всегда выводят наверх»?..

 

Отскок шара

«Бриколаж» в бильярде не просто неминуем, а даже необходим. Но это когда опытный игрок прогнозирует отскок шара и  изменение позиции на столе в результате этого отскока. Хороший игрок даже использует этот отскок, чтобы подправить позицию и следующим ударом вновь положить удар в лузу. Но это, конечно же, когда при первом же ударе, он кладет шар в лузу, а значит имеет право следующего удара и так до победы в партии. В нашем же случае получился действительный «бриколаж», т.е. отскок шара («свояка») получился непредсказуемым, а потому и нежелательным.

Все дело в том, что вначале это была т.н. «московская партия»: это когда называется (заказывается) номер шара и полосатым битком загоняется этот самый заявленный шар, который пронумерован и игра может идти на счетное суммирование всех шаровых номеров («седьмого в правый угол!» или «пятый в середину!»). Но так лишь похоже начиналась партия нашего «бриколера» ...против «каменного  шара». И начиналась она, напомним, по правилам «московки».

Но вдруг к столу подошел некий агашка и, тронув Бутю за плечо сказал доверительно:

- Сынок, смотри, «прямой» - бей в лоб и Он в лузе...

- ???..

 - Сверху виднее.

И правила игры вдруг стали как при игре в «американку»: любым шаром  -любого! В особенности если чужой «подставился», он почти в лузе, но на самом деле только «ножки свесил»... Не упал. Так сверху виднее? Однако, как мы видим - «бриколер» не колебался. Ибо вся его картина мира на бильярдном столе показалась ему управляемой, и именно этим одним-единственным ударом. И уже мнилось, что шар отправляется «на кассу» и надо готовить следующий удар, иными словами, можно продолжать партию... Свою партию. Где только он, «бриколер», составит шары в треугольник, сам установит эту группу на столе. Стоит ли говорить что шары будут установлены таким образом, что любой разбив пирамиды, будет выигрышным в этой партии... и этой партией?

Но так должно было бы быть в идеале. Но... Идеал - это всегда миф. Нет в мире ничего идеального, как говорится, только Бог свят. А все мы грешны. Как грешен и Бутя.

И грешен прежде всего, что вызвался нанести этот удар не думая о последствиях развития ситуации «на бильярдном столе». В результате этого «бриколажа» шар не упал в лузу, со всеми вышеописанными рисками. Стоит ли напоминать, что это игра политическая?              

 

Развитие ситуации на политическом поле говорило о том, что уже назревала необходимость объединения всех оппозиционных сил  в единое движение. Прогрессирующий кризис мировой экономики создал предпосылки для возникновения ситуации, девизом которой стала бы отредактированная идея первых революций: «Мир - хижинам, мыло - дворцам!». Почему это моющее средство?

В нескольких словах. В девяностых, господствующая американская экономика надула мыльный пузырь «виртуальных технологий»: компьютерные фирмы Силиконовой долины как муравьи  сложили пирамиду из фирм и корпораций, местоположением которой стал Интернет. Многомиллиардные кредиты, роскошные офисы компьютерных фирм, по сути, «однодневок», виртуальные рекламные бюджеты, перепродажи порталов и поисковых систем - в итоге лопнули, как и полагается «мыльному пузырю». И американцы не придумали ничего умнее, чем надувание очередного мыльного пузыря, но уже на рынке недвижимости и  ипотечного кредитования. Сейчас лопнул и он. И что теперь? Теперь и мы в своих степных городах вынуждены стирать с физиономий зеленую вонючую пену и мстительно приговаривать при этом: «Ну, на этот раз - они нас...».

 

А вот когда мы их... Да скорее всего никогда. Ну утерлись,  и...

Ждем очередного пузыря?

 

Так вот настал момент, когда эти мыльные пузыри и нужны отдать тем, кто живет в дворцах, а нам, в наших хижинах - жить комфортно, счастливо и достойно. А для этого совсем не обязательно перестраивать хижину под дворец и работать на «золотой унитаз». Многим это покажется грубым, но «бриколер» Бутя, основываясь на своем мифологически мозаичном сознании, пытается уверить нас, что все будет просто замечательно если он своим единственным ударом разрушит дворец с конюшней и теннисным кортом.

В этом есть что-то от метода «тыка», а также от «тычка» -  так бильярдисты называют непродуманный, а главное, корявый по исполнению удар. И дело не в том, что следуя песне того же Высоцкого («мы сами рыли эти лабиринты»),  у Бути получилось «мы сами заплутали  на нашем оппозиционном поле»... А все дело в том, что любой, пусть даже, самый трескучий «тычок» мы воспринимаем как попытку поиска истины, пусть даже методом «тыка».

 

«Тык» и «тычок». Почувствуйте разницу. И не надо путать мучительный поиск, тыканье во все стороны в поисках пути к свободе и процветанию с «тычком», каким бы громким треском он не сопровождался, под одобрительные выкрики политзевак: «Ай, джигит Булат!  Страха не знает! И к-а-а-к врезал!..». Вот здесь то и кроется сухой остаток бесшабашных действий «бриколера» - очередной миф о том, как «Я один не побоялся». А делов-то...

 

...Так выразил  своей статьей  г-н Абилов свой же «бриколаж»,  введя в политический лексикон глагол «коннектится»: «- Накты коннектинг пипл».

Это случайно не про тот самый «пипл», который все «хавает»?..         

        

 

-------------------

Накты (каз.) - «чиста-канкретна».

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение