ХИЗРИ АЛДАМОВ: «ИСЛАМ НАС ОТ ГРУЗИН НЕ ОТДАЛЯЕТ»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
- Я простой чеченец, представитель своего народа. Было время, когда руководил конгрессом. Но это время прошло. Сейчас я просто представляю интересы чеченских беженцев и в Грузии, и на Западе, в Армерике. Где только нас нет!
ХИЗРИ АЛДАМОВ: «ИСЛАМ НАС ОТ ГРУЗИН НЕ ОТДАЛЯЕТ»

Хизри Алдамов - бывший представитель президента «Ичкерии» в Грузии, бывший руководитель «конгресса чеченских общин Грузии». Он был ключевой фигурой в ходе российско-грузинского противостояния 2000-2003 годов в связи с ситуацией вокруг Панкисского ущелья.

- Господин Алдамов. Как вас сейчас величать?

- Просто Хизри Алдамов.

- Вы больше не руководите «конгрессом чеченских общин Грузии?»

- Я простой чеченец, представитель своего народа. Было время, когда руководил конгрессом. Но это время прошло. Сейчас я просто представляю интересы чеченских беженцев и в Грузии, и на Западе, в Армерике. Где только нас нет!

- А как насчет бывшей «республики Ичкерия?»

- Нет больше такой республики, но Чечня - мой дом. Там моя жена, мои дети. Это моя земля.

- Вы родились в Грузии?

- Да, в Панкисском ущелье. С 1966 года жил в Чечне. В 1994 году Джохар Дудаев (президент «Ичкерии» в 1994-1996 годах - Прим.ред.) прислал меня в Грузию. Я связался с грузинским руководством и с тех пор живу здесь.

- Как давно в Грузии обосновалась чеченская община?

- Сотни лет назад, когда шла Кавказская война и чеченцев выселяли из Чечни в Турцию, некоторые остались в Панкисском ущелье. Грузия разрешила нам здесь поселиться и выделила землю. Сначала здесь обосновалось всего несколько семей, потом 50-60 семей. На сегодняшний день в Панкисском ущелье живет около 15 тысяч чеченцев-кистинцев. Но в Грузии нет другого национального меньшинства, которое бы так чисто говорило по-грузински. Мы приняли все грузинские обычаи, хотя и сохранили веру - ислам.

Когда в 1944 году с Северного Кавказа выселяли чеченцев и ингушей, нас тоже два раза почти подготовили к выселению, но грузинское правительство, Кандид Чарквиани (первый секретарь ЦК КП(б) Грузинской ССР, - Прим.ред.) прислушались к мнению грузинского народа, который говорил: «Эти люди нам не мешают - пусть живут». И нас не выселили в Казахстан, а оставили жить здесь. Хотя тогда выселяли турок-месхетинцев и грузин, исповедующих ислам.

В Грузии нас никогда не притесняли. Помню, при Мжаванадзе (Василь Мжаванадзе - первый секретарь ЦК Компартии Грузии в 1950-1960 годы - Прим.ред.), когда я был маленьким, приезжали комиссии в Панкиси, требовали убрать мечети. А Мжаванадзе сказал: «Они не только молятся, но и работают!»

Вы знаете, женой Парнаваза (легендарный царь Грузии IV-III вв. до н.э.- Прим.ред.) была чеченка. Так что наши узы очень давние. Наверное, грузины - самый близкий для чеченцев народ.

- В Грузии живут и цова-тушины, которые, по одной из версий, тоже вайнахи. Вы согласны с этой версией?

- В принципе да, но они ближе к ингушам, чем к чеченцам, хотя конечно тоже - вайнахи, и мы говорим на одном с ними языке - вайнахском.

- Какова ситуация в Панкисском ущелье? Чем занимается народ?

- Ситуация нормальная. Мы живем в согласии с грузинами. Живем по законам, которые установила для нас Грузия. Претензий к нам у и грузинского правительства нет. У людей есть скот. Земли мало - кругом горы. Поэтому нас так мало - всего 15 тысяч. Зарабатываем, конечно, кормим семьи, но богатых среди нас нет.

Когда Москва еще не ввела визовый режим с Грузией, выезжали в Россию, можно было жить. Сейчас российско-грузинская граница закрыта, и нередко возникает такое положение, что мать здесь живет, а сын - там. Но кого винить? Почему мы должны жить раздельно? Мы ведь кавказцы. Нас разделяет всего одна гора. Перейдешь гору и через несколько часов - в Грозном. Пешком за день дойдешь, а вертолетом - за 15 минут.

Что касается ислама, то Грузия никогда не требовала от нас сменить религию. Кстати, в Панкисском ущелье есть и церковь - в селе Джоколо. Есть и мечети - маленькие мечети во всех селах. В моем родном Дуиси - две мечети. Если утром хочу кого-то увидеть, обязательно встречу его в мечети. Курить там нельзя, пить нельзя. Разве это плохо? В другом селе мечеть построил мусульманин, приехавший специально для этого из Германии. Он вложил в строительство большие деньги. Просто построил мечеть и уехал.

Но ислам нас от грузин не отдаляет. У нас разные религии, но живем мы по-братски. Ну а ваххабизм... это на нас наговаривают. Зачем вообще на этом делать акцент? Если там даже есть ваххабизм, он грузинам не мешает. Мы сами с ваххабизмом разберемся. Потому, что это наша проблема. У чеченцев чистый ислам - религия, которая запрещает курить, пить, воровать.

Мы давно «вычистили» из Панкисского ущелья всех людей, имевших отношение к криминалу. Грузинам не мешаем, но если они скажут: «Уйдите!», мы уйдем. Ведь мы не осетины и не абхазы, чтобы воевать с государством, на территории которого живем. Но грузины нам такого никогда не говорили.

- Функционирует ли в Грузии чеченская община?

- Такой разделенной нации как чеченцы больше нигде нет. Грузины боятся обвинений России в том, что они помогают чеченцам. Нам ничего не дали «общинные структуры», поэтому мы вернулись к старому - есть Совет старейшин, он действует в Панкисском ущелье, и мы все ему доверяем. Но мне власти Грузии не доверяют. Моих родственников арестовывают. Хотят, чтобы я уехал? Причина та же - боятся обвинений со стороны России. Но куда мне ехать? Думал, у Грузии новое руководство - оно нас будут поддерживать, но получилось наоборот.

- Несколько лет назад проблема Панкисского ущелья стояла очень остро. В Москве утверждали, что там скрывался Руслан Гелаев и другие чеченские террористы. Сейчас все успокоилось?

- Там действительно был создан криминальный анклав. Несколько «криминалов» вооружились и начали воровать людей. Гелаев там тоже был, ведь во время войны грузинская сторона не закрыла границу для беженцев. Если среди них были боевики, в этом виновата и Россия. Ведь у нее есть 58-ая армия. Закрыла бы эти 70-80 километров границы наглухо и все... Потом грузинские власти арестовали несколько человек и передали России. Причем в Грузии был режим Шеварднадзе, который ни за что не отвечал.

- Как вы относитесь к политике Рамзана Кадырова?

- Я знал его отца. Тот очень хорошо воевал во время первой войны. Когда Дудаев меня отправлял в Грузию, Ахмад Кадыров просил меня устроить его встречу с Католикосом-Патриархом Илией II (встреча не состоялась - Прим.ред.). А Рамзан - рука Москвы. Ему каждый день напоминают, что убили его отца. У нас кровная месть - он и мстит за отца. Но ведь чеченцев и так мало. Зачем убивать друг друга?

Конечно, он кое-что для республики делает, но пусть не забывает о том, что очень много чеченцев уехало. Их надо вернуть, потому что через несколько лет возвращаться будет некому. Рамзан - чеченец. Он должен заботиться о чеченцах.

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Теги: Грузия

Поделиться: