Талгат Адилов. Состоятся ли досрочные выборы?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Несмотря на то, что лето для Казахстана - это традиционное время снижения политической активности, наших элитариев по-прежнему беспокоит вопрос возможности проведения осенью 2009 года досрочных парламентских выборов. Напомним, что это третья волна слухов о возможности досрочного прекращения полномочий нынешнего состава Мажилиса РК. Две предыдущие были соответственно осенью 2008 и в феврале-марте 2009 года.Аргументация сторонников этой версии фактически сократилась до единственного, но очень весомого довода. Менее полугода остается до момента председательства Казахстана в ОБСЕ, но фактически из всех рекомендаций международных структур, касающихся развития демократических процессов в РК не реализована остается только одна (если не брать, конечно, драконовские поправки к закону о СМИ), касающаяся однопартийного состава высшего законодательного органа страны.
Талгат Адилов. Состоятся ли досрочные выборы?

Несмотря на то, что лето для Казахстана - это традиционное время снижения политической активности, наших элитариев по-прежнему беспокоит вопрос возможности проведения осенью 2009 года досрочных парламентских выборов. Напомним, что это третья волна слухов о возможности досрочного прекращения полномочий нынешнего состава Мажилиса РК. Две предыдущие были соответственно осенью 2008 и в феврале-марте 2009 года.

Аргументация сторонников этой версии фактически сократилась до единственного, но очень весомого довода. Менее полугода остается до момента председательства Казахстана в ОБСЕ, но фактически из всех рекомендаций международных структур, касающихся развития демократических процессов в РК не реализована остается только одна (если не брать, конечно, драконовские поправки к закону о СМИ), касающаяся однопартийного состава высшего законодательного органа страны.

Ели осенью-весной многим казалось, что в условиях кризиса еще одной дополнительной причиной является минимизация политических рисков через включение умеренной оппозиции в законотворческую деятельность, а, проще говоря, дозированное предоставление ей парламентской трибуны, то в настоящий момент очевидно, что, если экономика Казахстана и, прежде всего, банковская сфера не рухнет с «обрыва», то особых поводов для расширения диалога с оппозицией, в сущности, нет.

Здесь нужно отдать должное менеджменту Нур Отан, который в самое сложное время, а это, пожалуй, февраль-март 2009 года сумел договориться с умеренной оппозицией о заключении пакта о ненападении. Название у этого документа было совершенно иное, но суть его от этого не менялась. Если оппозиция отказывается от жесткого противостояния власти и начинает играть по правилам, которые более выгодны такому большому игроку, как НДП Нур Отан, то исход партии заранее известен.

Но, все-таки, внутриполитическая ситуация в Казахстане остается достаточно сложной и противоречивой, хотя эта противоречивость связана не только, а теперь и не столько с мировым финансовым кризисом. Все более заметную роль играют факторы внутреннего порядка - глубокие противоречия между различными группами казахстанской элиты. Точно также можно предположить, что и по вопросу о проведении досрочных выборов в ближайшем окружении Президента полное единство мнений отсутствует.

При этом, вряд ли кто-то отрицает важность «фактора ОБСЕ», но аргументы противников двухпартийной модели Мажилиса2010 тоже в общем-то очевидны. Начало любого электорального цикла влечет за собой усиление политических рисков. В 2007 году было понятно, что система обладает большим запасом прочности, и при любом формате проведения избирательной кампании будет достигнут необходимый результат, что, собственно, и воплотилось в сверхубедительной победе НДП Нур Отан.

Сегодня аргументы тех, кто убеждает Президента не рисковать базируются на признании очевидного факта - управляемость системы несколько снизилась, а те механизмы, с помощью которых это управление можно было бы интенсифицировать находятся еще в стадии внутреннего реформирования. Здесь речь, прежде всего, идет о партии власти. Выходить в «чисто поле» против объединенной оппозиции в общем-то и при таком раскладе дело не очень страшное. Но в имиджевом плане можно наломать гораздо больше дров, чем в случае, когда все останется так, как есть. И Казахстан вступит в права председателя ОБСЕ с компактным однопартийным Мажилисом.

Таковыми видятся аргументы противников досрочных перевыборов и нужно признать, что для власти у них есть свой резон. Но что-то подсказывает, для самого Президента такой сценарий может оказаться недостаточно убедительным. В конечном счете, среди его советников есть и те, кто искренне полагает, что даже в урезанном виде, присутствие оппозиции в Парламенте - это сильный шаг не только в имиджевом плане, но и возможность ускорить реформирование партии власти. В том, что Президент твердо намерен придать Нур Отан качественно новое содержание стало ясно на последнем Съезде, хотя, скорее всего, многие из уже подготовленных наработок публично не были озвучены. Но то, что, сохранив, прежний партийный менеджмент, Президент ясно показал свое желание продолжить реструктуризацию одной из своих главных точек опоры - в этом сомнений нет.

Поэтому шансы на то, что досрочные выборы все же состоятся можно оценить, как чуть больше 50%. В конечном счете, несмотря на то, что конец 2008-начало 2009гг. был полон не всегда приятными для Ак Орды политическими событиями, сохраняется ощущение, что политика равновесия между твердой рукой и демократией будет продолжена в ближайшие год-полтора, а, поскольку Мажилис все-таки не является тем объектом, за который казахстанская элита будет биться до последней капли крови, то можно предположить, что в этом сегменте политического пространства Ак Орда пожертвует стабильностью ради продолжения реформ.

contur.kz

Поделиться: