Тигран Манасян: Армяно-американский диалог. К истории вопроса. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одним из важных путей сотрудничества с Арменией Соединенные Штаты считают развитие ее отношений с НАТО. Эту цель преследовали переговоры и контакты высокопоставленных чиновников и руководства альянса с руководителями Армении. В ходе таких встреч рассматривались «вопросы эволюции безопасности в регионе и в дружественных странах»[6]. В феврале 1997 г. состоялись переговоры армянских министров обороны и иностранных дел Арзуманяна с генеральным секретарем североатлантического блока Хавьером Соланой, посетившим Ереван с государственным визитом. В ходе этого визита сторонами обсуждались вопросы состояния и перспектив развития армянских вооруженных сил и отмечались широкие возможности для развития связей между НАТО и Арменией. В то же время, по мнению зарубежных политических комментаторов, визит Соланы показал, что «Ереван вряд ли откажется от своего исторического партнерства с Москвой и что руководство РА не одобряет расширения блока на Восток»[7].
Тигран Манасян: Армяно-американский диалог. К истории вопроса. Ч.1

По словам американской газеты «Washington post» и некоторых других авторитетных изданий, «запахом большой нефти можно объяснить все возрастающую вовлеченность штатов в разрешение конфликта вокруг Нагорного Карабаха и в частности усиление активности Вашингтона в минской группе ОБСЕ по мирному разрешению армяно-азербайджанских противоречий» [1] . По словам бывшего специального представителя США на переговорах по Нагорному Карабаху Джона Марески, проблемы и противоречия в американо-армянских отношениях невозможно рассматривать в отрыве от ожесточенного международного соперничества за новый «шелковый путь», по которому в индустриальные государства Запада будут поступать жизненно необходимые нефть и газ из ареала Каспийского моря [2] . Именно в этой связи, США и европейские страны впредь будут заинтересованы в более тесном сотрудничестве с Западом.

Говоря о дипломатических отношения между США и РА нужно вспомнить о встречах на самом высоком уровне. С момента обретения независимости такие контакты стали регулярными. Особо важным следует отметить 1994 г. Это дата знаменует собой первый контакт тет-а-тет между президентами двух стран. Левон Тер-Петросян встречается с президентом Клинтоном и главой пентагона Перри. В беседе с ним были обсуждены проблемы обеспечения безопасности Кавказского региона, вопросы урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. В том числе главы государств подписали «заявление о взаимодействии в военной сфере, включая обмен специалистами и атташе» [3] . Армянская сторона заявила о своей заинтересованности в участии в программе НАТО «Партнерство ради мира».

В 1995 г. состоялись переговоры Тер-Петросяна с американским вице-президентом Альбертом Гором, где еще раз произошел обмен мнениями по многим важным стратегическим вопросам. Главные цели и направления политических отношений между США и РА были подтверждены в 1996 г.во время официального визита в Ереван высокопоставленной делегации американского госдепартамента. При встрече с президентом Армении глава делегации заместитель госсекретаря США Лин Дэйвис заявила, что Вашингтон намерен делать главный упор не на рассмотрение «сиюминутной ситуации, а заглядывать в будущее, создавая тем самым предпосылки для развития завтрашнего диалога» [4] .

На переговорах, в которых с армянской стороны приняли участие министр иностранных дел Папазян и министр обороны (нынешний президент РА) Серж Саркисян, американскими представителями были названы следующие основные внешнеполитические цели и общие с точки зрения Вашингтона для двух государств политические приоритеты:

  • скорейшее достижение под эгидой ОБСЕ мирного разрешения конфликта между Арменией и Азербайджаном при активном участии члена Минской группы этой организации;
  • совместный поиск путей решения проблемы обеспечения региональной безопасности всего южнокавказского региона;
  • развитие всестороннего сотрудничества на многосторонней основе между странами региона, чему препятствуют продолжение карабахского конфликта и отсутствие взаимоприемлемых компромиссных предложений по его прекращению;
  • углубление и диверсификация политических, экономических, военных, научных, культурных и прочих связей между Арменией и США в развитых областях после полного и окончательного прекращения армяно-азербайджанского конфликта и по мере общей стабилизации обстановки в регионе в целом;
  • расширение сотрудничества Армении с западными странами за пределами данного региона в рамках принятой по инициативе США программы НАТО «Партнерство во имя мира» и т.д. [5]

Это соглашение является весьма важным достижение для армянской дипломатии, т.к. путем этих договоренностей РА получает возможность принимать гуманитарную и иную помощь как от США, так и от других западных стран. Что же касается Вашингтона, то из подчеркнутых мной выше предложений видно, что Соединенные Штаты всеми способами пытаются наладить ситуацию в регионе. Суть этой политики весьма банальна, т.к. американцы изначально пытались получит от Южного Кавказа Бакинские и другие каспийские углеводороды, а для этого им нужна стабильность. В противном случае транзит будет постоянно нарушаться, и естественно это будет препятствовать нормальному делопроизводству Вашингтона. Вашингтон рассматривает Ереван еще с 1991 г. в качестве очередного транзитного государства, и поэтому так хочет решить Нагорного Карабахскую проблему.

Одним из важных путей сотрудничества с Арменией Соединенные Штаты считают развитие ее отношений с НАТО. Эту цель преследовали переговоры и контакты высокопоставленных чиновников и руководства альянса с руководителями Армении. В ходе таких встреч рассматривались «вопросы эволюции безопасности в регионе и в дружественных странах» [6] . В феврале 1997 г. состоялись переговоры армянских министров обороны и иностранных дел Арзуманяна с генеральным секретарем североатлантического блока Хавьером Соланой, посетившим Ереван с государственным визитом. В ходе этого визита сторонами обсуждались вопросы состояния и перспектив развития армянских вооруженных сил и отмечались широкие возможности для развития связей между НАТО и Арменией. В то же время, по мнению зарубежных политических комментаторов, визит Соланы показал, что «Ереван вряд ли откажется от своего исторического партнерства с Москвой и что руководство РА не одобряет расширения блока на Восток» [7] .

В ответ на это власти США попробовали предпринять еще одну попытку включения РА в свою орбиту. Характеризуя позицию правительства Соединенных Штатов по отношению к Армении, заместитель госсекретаря США С. Тэлбот заявил в мае 1995 г. на церемонии открытия нового здания посольства Армении в Вашингтоне:

- «Американская политика по отношению к Армении основана на двух принципах. Во-первых, мы обязуемся делать все для защиты и содействия независимости Армении. Во-вторых, мы обязуемся способствовать интеграции Армении в мировое сообщество. Независимость и интеграция - вот два краеугольных камня нашей американской политики» [8] .

Продолжение следует.

[1] Washington Post. 1995. April 20.

[2] ИНФО-ТАСС. АИСТ-87. 1996. 4 апреля.

[3] http://www.armeniaforeignministry.com/conventions/1994 (Сайт МИД РА )

[4] Барсегов Ю. О миротворческом потенциале США в армяно-азербайджанском конфликте // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 2.

[5] Шарматова С. Фактор Вашингтона // Московские новости. 1997. 10 июня.

[6] Лорье К. Сложный узел, где оружие бессильно // За рубежом. 1997. № 38.

[7] Oskania V. F. New Security agenda for Armenia // Transition. 1997. September. № 1. Vol 4.

[8] Васютович В.В. // Место Армении в геополитике США. М., 1997.

Поделиться: