Казахстан-2009: Новые грани многовекторности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Судя, по первым итогам московского визита Барака Обамы пока еще трудно рассчитывать на то, что системная перезагрузка российско-американских отношений из области концепции перейдет в плоскость практических решений. Сохраняется целый комплекс проблем в сфере ядерного разоружения, размещении элементов ПРО, региональной безопасности, по которым у Москвы и Вашингтона наблюдается определенное несовпадение позиций.
Казахстан-2009: Новые грани многовекторности.

Эдуард Ковель.

Судя, по первым итогам московского визита Барака Обамы пока еще трудно рассчитывать на то, что системная перезагрузка российско-американских отношений из области концепции перейдет в плоскость практических решений. Сохраняется целый комплекс проблем в сфере ядерного разоружения, размещении элементов ПРО, региональной безопасности, по которым у Москвы и Вашингтона наблюдается определенное несовпадение позиций.

Пространство взаимного доверия между Востоком и Западом по-прежнему прочерчено недостаточно ясно. Возможно, что доля рисков в международной политике после встречи Обамы и Медведева заметно снизится, но, при этом, нельзя однозначно утверждать, что мир стоит на пороге глобальных перемен. Пока что «российско-американская перезагрузка» в большей степени медийный продукт.

Сохраняются очаги напряженности не только в глобальном пространстве, но и на региональном уровне. Несмотря на оптимизм Курманбека Бакиева и Ислама Каримова, социальные и экономические проблемы ЦАР, «афганский фактор» создают крайне неблагоприятный фон для стабильности региона, который и без того пострадал от финансового и мирового экономического кризиса.

В этом контексте позиция казахстанского руководства выглядит более взвешенной и продуманной. С одной стороны, Казахстан входит в ядро основных интеграционных проектов «под зонтиком России». В какой-то степени Нурсултан Назарбаев является даже большим «интегратором» нежели российские лидеры.

С другой стороны, председательство Казахстана в ОБСЕ и реализация программы «Путь в Европу» более четко определяют контуры "европейского формата" внешнеполитической стратегии РК. Казалось бы, это привычное состояние «многовекторности» Астаны.

Но на фоне общего состояния глобальной неопределенности и постепенного ослабления устоев прежнего миропорядка, вполне вероятно, что поливариантность казахстанской внешней политики - это уже не просто лавирование между главными мировыми игроками, а попытка выстроить самостоятельный баланс сил, естественно, в тех пределах, которые определяются ресурсными возможностями самого Казахстана.

Вероятно, что Нурсултан Назарбаев воспринимает новые угрозы, формирующиеся в многополярном мире не только как проблемы «инструментального порядка», но и как некий цивилизационный надлом, который требует более активного вовлечения в «большую игру» не только таких организаций , как ОБСЕ или ООН, но и диалоговых площадок иного уровня - СВМДА или Съезда мировых и традиционных религий. Хотя некоторые эксперты упрекают Астану в чрезмерном увлечении имиджевыми PR-проектами, обосновано предположить, что здесь имеет место недооценка дальновидности казахстанского лидера. В казахстанских проектах важен каждый из компонентов - и реальное взаимодействие, и подлинное доверие. Только так, взаимодействуя и доверяя друг другу, можно достичь цели – построить действенный механизм обеспечения безопасности.

Нурсултан Назарбаев учитывает «дефекты» нынешнего миропорядка и понимает ограниченность прежних инструментов и методик конструирования «справедливого мира». "Технологически" проблемы современной безопасности едва ли решаемы. Это, кстати, заметно на примере нагорно-карабахского конфликта, который Минская группа пыталась «излечить» на протяжении 15 лет без особых успехов, а теперь, когда за урегулирование солидарно берутся Москва, Вашингтон и Анкара, они, прежде всего, используют инструменты общественной дипломатии, понимая, что отстраивать разрушенный дом все равно придется с фундамента, а не с крыши.

Поэтому метод диалога в широком формате, который использует Астана для решения внешнеполитических проблем становится главным "ключом от кризиса" взаимного недоверия в системе международных отношений. Удастся ли казахстанскому лидеру добиться серьезных подвижек, сблизив позиции соседей по региону в таких острых вопросах, как проблема водных ресурсов или же противодействие религиозному экстремизму, покажет будущее. Но в переломную эпоху, иметь возможность для спокойного и взвешенного диалога на таких площадках как СВМДА или Форум мировых и традиционных религий - уже серьезное достижение.

Теги: ПРО

Поделиться: