Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Межконфессиональный форум: между диалогом и пиаром

03.07.2009

Автор:

Теги:

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», заместитель генерального директора ИАЦ МГУ

 

 

 

1-2 июля в Астане состоялся III Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Первые два аналогичных форума были проведены в 2003 и 2006 гг.. Нужно отметить, что нынешний форум отличался от них следующими моментами.

Прежде всего, обращает на себя внимание возросшее количество участников съезда. Если в первый раз в нем участвовало 17 делегаций из разных стран, представляющих мировые и национальные религии, то на второй форум прибыло уже 43, а в этот раз - 77 делегаций. Правда, однозначно связывать это обстоятельство с проявлением большого интереса служителей тех или иных культов к Казахстану не следует. В данном случае просто хорошо поработали лица, непосредственно занимающиеся организацией форума.

Еще одна деталь. Предыдущие съезды лидеров мировых и традиционных религий обычно выпадали на сентябрь. Нынешний же, на первый взгляд, увязывается с предстоящим 6 июля государственным праздником - Днем столицы, который в свою очередь приходится на день рождения президента РК Нурсултана Назарбаева.

Вместе с тем глава государства во время церемонии закрытия съезда сообщил о том, что «Съезд прошел в один из самых благословенных мусульманских месяцев Раджаб». В связи с этим не исключено, что свою роль в этом сыграл фактор председательства Казахстана в Организации Исламская Конференция (ОИК) в 2011 году. На этот пост он был избран в ходе прошедшего 18-20 июня 2008 года в Кампале (Уганда) Совещания Совета Министров иностранных дел стран-членов ОИК.

Нельзя не отметить также статусность почетных гостей съезда лидеров мировых и традиционных религий. Если на первом форуме самым высоким из них по статусу был экс-премьер Японии Цутома Хата, то второй съезд своим присутствием удостоили председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Линден и вице-президент Европейского Парламента Алехо Видал-Квадрас Рока. Похоже, что в тот раз Астана как никогда стремилась набрать очки для положительного решения вопроса относительно своего избрания председателем ОБСЕ в 2009 году.

Теперь же гостем Казахстана, готовящегося занять председательское кресло в ОБСЕ в 2010 году, стал генеральный секретарь этой организации Марк Перрен де Бришамбо. Что касается присутствия на съезде президента Израиля Шимона Переса, прибывшего в Казахстан с официальным визитом, то вряд ли им здесь двигало стремление к разрешению с помощью Астаны арабо-израильского конфликта. Хотя бы потому, что для обсуждения «мирной программы между арабским миром и Израилем» необязательно было ждать приезда главы последнего в Казахстан.

Скорее всего, наибольшую актуальность для Переса в контексте его визита имело намерение как можно быстрее и без серьезного ущерба для себя и своей страны погасить разгарающийся в Казахстане очередной «оружейный скандал», в котором замешан израильский бизнесмен Бориса Шейнкман. Учитывая же те дифирамбы в адрес Казахстана, которые высказал президент Израиля в ходе съезда лидеров мировых и традиционных религий, есть вероятность, что указанный инцидент в скором времени будет разрешен.

Кульминационным моментом прошедшего форума стало выступление казахстанского президента. Как и следовало ожидать, оно было проникнуто антикризисной риторикой. Это вполне естественно, поскольку в условиях глобального финансово-экономического кризиса возрастает роль религии и служителей различных культов, являющихся своего рода «инженерами человеческих душ», особенно в плане оказания позитивного воздействия на отчаявшихся и склонных к совершению разного рода аморальных поступков людей.

При всей бесспорности основных тезисов выступления Нурсултана Назарбаева в них все же отчетливо проявились декларативность и имиджевая составляющая. В первом случае глава государства всерьез говорит об условиях, способствующих созданию нового и справедливого миропорядка, включая «справедливую экономическую модель» и «справедливую политическую модель взаимоотношений между государствами». При том что эти условия фактически отсутствуют в самом Казахстане и не являются основами взаимоотношений между государством и обществом. Аналогичным образом можно оценивать и рассуждение о высокой нравственности и духовности в атмосфере откровенной безнравственности и моральной нечистоплотности прежде всего значительной части госчиновников, что проявляется в коррумпированности, злоупотреблении своим служебным положением и всевозможными нарушениями прав и свобод граждан.

Элементы пиара же, в частности, наблюдаются в представлении Астаны как «города межконфессионального согласия», а также в ссылке президента на свою статью «Ключи от кризиса». Хотя в самой этой статье каких-либо явных акцентов на духовную сторону предложенных антикризисных мер и Плана радикального обновления не наблюдается. Впрочем, сам съезд лидеров мировых и традиционных религий в большей степени является имиджевым, нежели предполагающим какие-либо серьезные практические результаты, мероприятием.

Объективности ради нужно отметить, что фактор III Съезда лидеров мировых и традиционных религий имел некоторые положительные последствия в сфере религии и межконфессиональных отношений в Казахстане. Причем еще до проведения форума.

Во-первых, это признание в феврале этого года Конституционным советом не соответствующим Конституции РК принятого парламентом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений». Как известно, данный закон еще на стадии своего рассмотрения в парламенте неоднократно подвергался критике со стороны отечественных и зарубежных правозащитников как ущемляющий права граждан на свободу совести и вероисповедания.

Во-вторых, в марте Алматинским городским судом был отменен приговор суда первой инстанции в отношении российской миссионерки Церкви объединения Елизаветы Дреничевой. Последняя была осуждена в январе этого года по обвинению в разжигании религиозной вражды на два года лишения свободы.

Таким образом, казахстанские власти устранили те моменты, которые наиболее всего создавали неблагоприятный фон в сфере межконфессиональных отношений в преддверии проведения международного форума.

В то же время о том, что далеко не все ладно в данной сфере, свидетельствуют, к примеру, неразрешенные проблемы в отношениях Общества сознания Кришны и властей Карасайского района Алматинской области, привлечение к административной ответственности группы баптистских пасторов в различных регионах республики, закрытие Церкви саентологии в Караганде, запрет деятельности религиозных объединений «Алля-Ата» - и «Ата жол» и т.д.

Однако отмеченные выше случаи казахстанских властей в контексте проведения III Съезда лидеров мировых и традиционных религий, похоже, уже не беспокоили. Скорее всего, потому, что речь здесь идет главным образом о нетрадиционных религиозных течениях и сектах, чьи проблемы не сильно волнуют служителей культов традиционных верований. Иначе говоря, практически тут нет ничего такого, что вызывало широкий общественный резонанс и могло быть вынесено на межконфессиональный форум кем-либо из его участников.

В целом, III Съезд лидеров мировых и традиционных религий, равно как и предыдущие, прошел в максимально «парадном» формате и без каких-либо значимых для дальнейшего развития казахстанского общества и государства итогов. Разве что определенные политические дивиденды, причем международного уровня, получило руководство Казахстана. Кстати, следующий, IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий решено провести в 2012 году. Учитывая же, что на этот год выпадает проведение президентских и парламентских выборов, можно заранее просчитать уровень пиаровского значения данного форума.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение