Казахстан-2009. Наш ответ МВФ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Последний визит главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана в Казахстан поставил окончательную точку в дискуссии о том, потребуется ли стране помощь Фонда для поддержания на плаву собственной финансовой системы. Вывод напрашивается один: МВФ, конечно, нам друг, но деньги лучше держать врозь. Сигналом к началу дискуссии послужило сообщение сразу трех казахстанских финансовых институтов о приостановке выплат процентов и основного долга по внешним обязательствам. В апреле с такими заявлениями выступили два локомотива отечественного банковского сектора - Альянс и БТА-Банк, а в середине мая к ним присоединилось АО «Астана-Финанс».По данным руководителя подразделения стратегии emerging markets ING Financial Bank NV в Нью-Йорке Дэвида Шпигеля, на бывший СССР приходится половина долговых обязательств компаний, имеющих финансовые затруднения, среди всех государств с развивающейся экономикой. При этом Казахстан является вторым по величине заемщиком на рынке корпоративных облигаций после России.
Казахстан-2009. Наш ответ МВФ

Последний визит главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана в Казахстан поставил окончательную точку в дискуссии о том, потребуется ли стране помощь Фонда для поддержания на плаву собственной финансовой системы. Вывод напрашивается один: МВФ, конечно, нам друг, но деньги лучше держать врозь.

Сигналом к началу дискуссии послужило сообщение сразу трех казахстанских финансовых институтов о приостановке выплат процентов и основного долга по внешним обязательствам. В апреле с такими заявлениями выступили два локомотива отечественного банковского сектора - Альянс и БТА-Банк, а в середине мая к ним присоединилось АО «Астана-Финанс».

По данным руководителя подразделения стратегии emerging markets ING Financial Bank NV в Нью-Йорке Дэвида Шпигеля, на бывший СССР приходится половина долговых обязательств компаний, имеющих финансовые затруднения, среди всех государств с развивающейся экономикой. При этом Казахстан является вторым по величине заемщиком на рынке корпоративных облигаций после России.

«Иностранные инвесторы проявляют значительный интерес к Казахстану, - сказал эксперт в интервью агентству Bloomberg. - Поэтому существует возможность, что МВФ попытается предотвратить кризис долговых обязательств на развивающихся рынках и вмешается в ситуацию». Д. Шпигель считает весенне-летнее «обострение» следствием тех трудностей, которые накапливались в казахстанском банковском секторе с самого начала кризиса.

16 мая на лондонской конференции, организованной Европейским банком реконструкции и развития, Глава Нацбанка Григорий Марченко заявил, что республика не намерена обращаться за кредитом к МВФ. С аналогичным заявлением выступил перед журналистами по окончании переговоров с миссией Фонда и Премьер Казахстана Карим Масимов. «Несмотря на мировой финансовый кризис, макроэкономическая ситуация позволяет Казахстану не привлекать финансовые ресурсы со стороны МВФ, но в то же самое время мы считаем очень важным проводить фондом консультации и получать от него техническую помощь по подготовке и реализации антикризисной программы»», - сказал Масимов.

Генеральный директор агентства «Эксперт РА-Казахстан» Игорь Нуждин считает решение казахстанского Кабмина «вполне логичным». «Как показывает практика, кредит, выдаваемый МФВ, с финансовой точки зрения может быть и выгоден, но накладывает на государства, его берущие, определенные обязательства, - поясняет Игорь Нуждин, - В частности, контроль бюджетных расходов, в том числе и в социальной сфере. Поэтому, как правило, правительство берет кредит, когда экономическое положение в стране очень сложное и государство ради спасения экономики готово выдержать социальные волнения, которые могут возникнуть из-за секвестра бюджета». По его словам, в Казахстане ситуация не столь критичная, чтобы идти на подобные жертвы. Национальный фонд и золотовалютные резервы позволяют поддерживать стабильность экономики.

«На сегодняшний день нет необходимости обращаться к МВФ за кредитом, ввиду достаточности собственных средств и стабильности макроэкономической ситуации, - соглашается с российским коллегой старший эксперт казахстанского Института экономических исследований Жусуп Ералин. - Согласно динамике последних изменений, валовые международные резервы и средства Национального Фонда увеличились в объемах и в сумме составляют 43 млрд. долл. на конец мая текущего года».

Директор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов, напротив, рассматривает фондирование за счет МВФ как приемлемый вариант для Казахстана: «Очевидно, что у казахстанского Правительства принципиально другой взгляд на эту проблему, вот только хотелось бы уточнить, какой именно, поскольку, несмотря на все заявления о постепенном «выравнивании» ситуации с БВУ, судя по имеющейся в нашем распоряжении информации, большая часть проблем по-прежнему остается нерешенной», - отмечает Алексей Власов.

По его словам, решение Казахстана не прибегать к кредитам Международного Валютного Фонда, на первый взгляд, может свидетельствовать о высокой степени оптимизма правительства в отношении оценки успешности реализации антикризисных мер, хотя в нынешней ситуации все это напоминает философскую притчу о стакане, который, то ли на половину пуст, то ли наполовину полон.

«В целом, возникает впечатление, что многие решения, которые принимаются национальными правительствами постсоветских стран с МВФ продиктованы факторами субъективного характера», - считает глава ИАЦ.

Щепетильность казахстанских властей в вопросе привлечения сторонних финансовых ресурсов вряд ли можно назвать эпизодической. История взаимоотношений Казахстана с МВФ напоминает вальс, в котором первый партнер предпочитает выдерживать четко заданный пионерский размер, опасаясь получить в придачу к долларовым кредитам чересчур плотную опеку со стороны международных кредитных организаций.

Этим объясняется та поспешность, с которой страна в мае 2000 года досрочно погасила все долги МВФ, взятые еще на заре становления национальной экономики. Надо сказать, что такие опасения далеко не беспочвенны. Достаточно вспомнить достаточно прохладное отношение Фонда к принятому в Казахстане закону о поддержке прямых инвестиций. Тогда Правительство РК фактически проигнорировало рекомендации МВФ, который советовал открыть внутренний рынок для иностранных товаров и хранить золотовалютные доходы от продажи нефти за границей.

Недавнее заявление премьера, судя по всему, следует интерпретировать в том же духе: мол, партнерство партнерством, а быть ведомой стороной в этом тандеме Казахстан не желает.

«Те требования, которые предъявляет МВФ к постсоветским экономикам, в том числе к экономике Казахстана, не всегда вполне выполнимы, если учитывать не только экономический, но и политический контекст. А МВФ, его эксперты, мыслят формальными моделями и рекомендациями. Именно в несоответствии методологии подходов и заключена «логическая несостыковка» между принимаемыми решениями и реальной оценкой ситуации», - поясняет Алексей Власов.

Развитие глобального кризиса, на самом деле, породило массу разговоров о том, что необходимо серьезное реформирование мировых финансовых институтов, в том числе МВФ, рецепты которого далеко не всегда подтверждали свою эффективность, особенно по отношению к странам с сырьевой направленностью экономик, - напоминает эксперт.

Реакция МВФ на обещания Кабмина навести порядок в банковском секторе своими силами пока остается сдержанной. С одной стороны, Доминик Стросс-Канн, по крайней мере, на словах присоединился к точке зрения правительства, согласно которой для перевода банковской системы на более прочную и устойчивую основу потребуется в большей степени опора на внутренние депозиты, а не на внешнее финансирование.

В то же время он недвусмысленно дал понять, что его организация не будет довольствоваться ролью стороннего наблюдателя в решении проблемы неплатежеспособности банков-«штрафников». В меморандуме, выпущенном по следам визита делегации МВФ, Казахстану настоятельно рекомендуется провести полную диагностическую оценку крупных финансовых институтов, включая забалансовые операции и позиции по зарубежным активам и обязательствам.

«Результаты оценки в отношении банка БТА и Альянс-банка, - говорится в этом документе, - ... следует использовать для определения масштабов бизнес-планов при их разработке и соответствующих мер по реструктуризации и рекапитализации, которые обеспечили бы этим банкам устойчивость к изменчивым условиям экономических циклов в будущем».

В свою очередь Фонд будет помогать расчистке финансовых «авгиевых конюшен» советами. Такой формат отношений вполне устраивает и официальную Астану. ««Мы хотим оставаться частью мирового финансового мира, а без поддержки МВФ это сделать достаточно сложно, поэтому с октября-ноября прошлого года, когда начала реализовываться у нас антикризисная программа, мы старались информировать Фонд обо всех своих шагах, в том числе, по реструктуризации банковского долга», - заключил Масимов.

Экспертное сообщество не склонно расценивать слова премьера как простую протокольную любезность: хороший советчик в лице влиятельной международной организации на нынешнем этапе Казахстану не повредит. «Предполагаю, что одним из первых вопросов, на которые правительство захочет получить ответ, нужно ли проводить широкомасштабную реструктуризацию долгов банковского сектора. Какова в этом процессе роль государства?

Сейчас популярно мнение, что банки должны воспользоваться возможностью и провести реструктуризацию. Между тем, это сложный процесс, исход которого не всегда можно просчитать. Думаю, МВФ поможет правительству более детально оценить плюсы и минусы реструктуризации», - говорит управляющий директор Казкоммерцбанка Андрей Тимченко.

Жусуп Ералин считает, что помощь Фонда придется ко двору в таких областях, как макроэкономическая политика, налоговая политика и управление бюджетными доходами, управление расходами, денежно-кредитная политика и стабильность финансового сектора.

Между тем, ни заверения казахстанских властей, ни консультации МВФ не снимают с повестки дня главный вопрос: где взять деньги для расширения базы фондирования финансовой системы. «Проблема ликвидности и фондирования для банковской системы Казахстана существует и ее решение вопрос очень сложный, - объясняет Игорь Нуждин, - но вряд ли для его решения подойдут кредиты МВФ. Для этого необходимо либо использовать внутренний потенциал (как вариант, сбережения населения и компаний), либо ждать открытия западного рынка кредитования».

Впрочем, как показывает беспрецедентное по кризисным временам оживление инвестиционной активности, которое наблюдалось в Казахстане в первом полугодии 2009, на МВФ свет клином не сошелся. О желании вложиться деньгами сегодня заявляют китайские и корейские заимодавцы. В этом ключе можно вспомнить и подписанное недавно соглашение об открытии в республике представительства эмиратского банка Аль Халяль. Исламские финансы рассматриваются сегодня как весьма перспективный источник пополнения закромов казахстанских банков.

Определенный оптимизм вселяют и углеводородный тренд. После рекордного падения в декабре прошлого года цены на черное золото вновь пошли в гору. Сегодня они уже прибавило более 100 процентов от минимального значения. По прогнозам банка Goldman Sachs и ОПЕК, к концу 2009 цена нефти на мировом рынке приблизится к 75 долларов за баррель, а в 2010 доберется до отметки в 100 долларов за баррель.

Если эти предсказания сбудутся, то вполне вероятно, что Казахстан, чья способность расплачиваться по внешним обязательствам в конечном итоге зависит от сырьевого сектора, сможет ликвидировать дефицит ликвидности в экономике и без помощи сторонних кредиторов. «Тенденция к росту цен на энергоносители в этом контексте играет на руку Казахстану, потому что параметры «тревожного сценария» были описаны уже достаточно давно: это порог в 25 долларов за баррель», - полагает Алексей Власов.

Святослав Поляков, специально для BNews.kz

Поделиться: