Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Секрет силы

30.06.2009

Автор:

Теги:


Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4937 (113) от 24 июня 2009 г.

 

 
Фото: Васенин Виктор
 

Современныймир развивается динамично и противоречиво, многие его процессы носятнеопределенный или незаконченный характер. Некоторые характеристикиэтого мира до сих пор остаются нам неясными или трудно осознаваемыми.Нынешний мир гораздо более конкурентный и требовательный к странам,стремящимся играть активную роль на мировой арене. Они вынужденысегодня жестко конкурировать между собой практически во всех важныхобластях своей жизнедеятельности, зачастую далеко отстоящих оттрадиционного понимания экономической или военной конкуренции. Характерсовременного мира, уровень его технологического развития, почти полнаятранспарентность, глобальный охват всей планеты информационнымитехнологиями и современными коммуникациями ставят нынешние государствав гораздо более уязвимую позицию, нежели раньше, и заставляют ихобращать внимание на свою конкурентоспособность в мире как серьезнуюсистемную задачу, как одно из важнейших направлений своей деятельности.

Нет, уже никогда не будет только одного или двух факторов, которыеделали страну мировым лидером или по крайней мере гарантировали ееглобальное влияние, как это было еще пару десятилетий назад. Мы живем вмире, когда размер военной силы или количество ядерных боеголовок неопределяют больше в решающей степени масштаба влияния того или иногогосударства на мировой арене. Например, США, обладающие колоссальнымвоенным бюджетом и самой современной армией мира, не в состоянии толкомпобедить ни в одном военном конфликте с несравнимо более слабыми ввоенном или экономическом отношении государствами. Даже только размерэкономики не делает страну авторитетной на международном рынке, ибосегодня большая экономика, как правило, ассоциируется с большимкризисом, недостаточной гибкостью, огромными социальнымиобязательствами, трудностью для глубоких системных реформ, наличиеммногочисленных препятствий для модернизации.

Как видно на примере России, обладание огромными природнымибогатствами не только не делает страну влиятельной на глобальной арене,но, напротив, подчеркивает ее зависимость от мировой конъюнктуры,делает ее уязвимой от решений, принимаемых за ее пределами. Сегодня мызнаем, что даже технологическая оснащенность экономики не являетсяпанацеей, хотя еще в 1990-е годы мы, наблюдая за США, все были увереныв обратном и полагали, что Америке удастся то, что в 1970-х годах неудалось Японии, а именно: стать мировым лидером через технологическуюреволюцию. Очевидно, что размер территории или геополитическоерасположение, численность населения, его характеристики, климат иливозможности привлечения туристов также не в состоянии сами по себесделать страну влиятельной и авторитетной. Более того, как показываютсобытия последних двух десятилетий, даже формально большая роль вовнешнеполитических институтах типа СБ ООН или "большой восьмерки" необеспечивают надежную репутацию страны, не делают ее безусловноавторитетной для всех.

Иначе говоря, проблема повышения своего влияния в мире стоит сегодняперед всеми и решить ее упором на развитие какой-то одной или даженескольких составляющих государственной модели невозможно. Нуженсистемный подход, вырабатываемый и реализуемый на всех уровнях - отгосударственной политики и национальных программ до усилий гражданскогообщества, национального бизнеса, искусства, религии и т. д. Сегодняшниймир является настолько конкурентным за влияние, идеалы,привлекательность, рынки, умы, что провал в какой-то отдельной сфереможет практически полностью обесценить многолетние успехи и достиженияв других.

Например, США, которые в результате деятельности Джорджа Бушапонесли такой колоссальный имиджевый ущерб, что впору говорить о почтиполной потере ими международного авторитета, восстановить который имбудет непросто и дорого. Или Россия, которая построив у себя вертикальвласти, неспособную побороть даже коррупцию среди собственныхчиновников, создав экономику, полностью обслуживающую в качествеэнергетического придатка экономики других стран, не сталапривлекательной. То есть значительно снизила свои внешнеполитическиевозможности, как прямые, через авторитет своей политики, так икосвенные, через эффективность своей модели развития.

Другими словами, срочно необходимы серьезные меры по формированиюРоссией своего объективного имиджа и репутации в международныхотношениях, иначе ее возможности и авторитет будут продолжатьсокращаться. А это будет негативно влиять на стабильность и динамикуразвития не только самой России, но всей международной системы. Мир безавторитетной и влиятельной, привлекательной и успешной России являетсянестабильным, непредсказуемым и опасным. Москва как серьезныймеждународный игрок должна понимать свою наднациональнуюответственность.

Конечно, можно полностью согласиться с тем, что говорил четыреждызанимавший пост премьер-министра Англии Уильям Гладстон, а именно:единственный критерий успешной внешней политики страны - это ееуспешная внутренняя политика. Провалы внутренней политики нельзя никакзамолчать, скрыть в современном мире. Однако есть у России огромные иеще практически не использованные резервы повышения влияния иавторитета через создание мощного механизма, так называемой "мягкойсилы". Именно этим, а не армией или товарами сильна в первую очередьАмерика. США - это самый раскрученный бренд в мире, который включаетмногие факторы: от английского языка, престижность знания которогонамного превышает любой другой язык, до индустрии Голливуда, чьи фильмысмотрят ежедневно во всем мире, от джинсов, которые есть практически влюбой семье, до компьютера, работающего на основе английского алфавита,от стиля ежедневной жизни до молодежного сленга. В результате весь миробсуждает не столько политику США, сколько очередной разводамериканской кинознаменитости или муху, которую убил Барак Обама вовремя интервью. Любая новость из США становится международным новостнымповодом и косвенно лишь усиливает американизацию мира. Бренд СШАпостоянно работает на страну независимо от ее текущей политики.

Необходимо создавать бренд и имидж России. Без него ей невозможнобыть влиятельной, уважаемой и авторитетной страной. Нужно формироватьмоду и запрос на Россию в глобальном масштабе, развивая в первуюочередь не "Искандеры" и "Булавы", а российскую "мягкую силу", ибопопулярность страны защищает ее надежней современных вооружений. В этотимидж должно входить многое - от умения российских политиковубедительно и увлекательно говорить с миром (сегодня таких можнопересчитать по пальцам одной руки) до сильно недооцененного российскогоискусства, от создания привлекательной для туристов инфраструктурыценностей до современной медицинской и образовательной систем, отналичия российских площадок во всех мировых центрах влияния, в первуюочередь в Вашингтоне, до открытости и прозрачности правовой системы,исключающей неравенство по любому признаку, в том числе национальностии гражданству и т. д. Нужна политика в этой области. Без решения этойзадачи Россия останется провинциальной страной, про которую простыеграждане развитых стран мира будут вспоминать только во время ееочередных энергетических или военных конфликтов с еще болеепровинциальными соседями.

По крайней мере так это видится мне из Вашингтона.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение