Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А. Захарова: «Проблема Крыма и Севастополя в российско-украинских отношениях»

27.06.2009

Автор:

Теги:

 

 

История Крыма, начиная с XVIII века, - это неотъемлемая часть истории как России, так и Украины. 8 апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым (а также Тамань и Кубань) становились русскими областями. Таким образом, Крым, ранее будучи вассалом Османской империи, был аннексирован Российской империей.

18 октября 1921 года на части территории Таврической губернии Крыма образована Крымская Автономная ССР, которая существовала в составе РСФСР в 1921-1945 годах. 30 июня 1945 года после депортации Сталиным крымских татар республика была упразднена и преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, где пробыла до 1954 года. 1954-й год знаменовал собой 300-летие со дня Переяславской рады и воссоединения России и Украины. В связи с этим, руководящей верхушкой КПСС 5 февраля 1954 г. было принято решение о вручении своеобразного подарка Украине, юридически оформленное Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР, «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». Этот поступок должен был свидетельствовать «о дальнейшем укреплении единства и нерушимости дружбы русского и украинского народов в великой братской семье народов нашего социалистического Отечества» -замечал Н.М. Пегов, секретарь Президиума Верховного Совета СССР.

Однако по утверждениям многих историков, политиков и ученых, анализирующих данную проблему, передача Крыма УССР была юридически неправомочным актом. По их заверениям, никакие органы государственной власти РСФСР не наделялись правом изменять или давать согласие на изменение территории РСФСР, и тут можно говорить о конституционном пробеле и о политической безответственности советской власти за совершенные действия. Но, так или иначе, этот «крымский подарок» уже был сделан, и пути назад не было.

Говоря о проблеме Крыма во взаимоотношения России и Украины, нельзя не упомянуть о городе-герое Севастополе, так как он является, пожалуй, самой проблемной зоной полуострова по причине, как многие считают, неопределенности своего статуса.

Город Севастополь, основанный императрицей Екатериной II в 1783 году, был построен как главная военно-морская база Российского Черноморского флота и являлся особым административным округом, управление которым осуществлял военно-морская администрация, назначаемая непосредственно Санкт-Петербургом. С 1921 г. Севастополь находится в составе Крымской АССР (положение ВЦИК «О Крымской Советской Социалистической Республике» от 8 октября 1921 г.), а с 1945 г., после ликвидации Крымской АССР, - в составе 'Крымской области РСФСР в качестве города областного подчинения. В 1948 г. указом Президиума ВС РСФСР город выделен в отдельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения. При этом Севастополь не стал отдельным субъектом РСФСР, и юридически продолжал оставаться в составе Крымской области.

В 1954 г. указом Президиума ВС СССР, Крымская область по инициативе Никиты Хрущёва была передана из РСФСР в УССР. Дальше мнения историков и специалистов по этой проблеме расходятся. Одни говорят, что Севастополь, как составная часть Крымской области на тот момент, был также передан из состава РСФСР в УССР, оставаясь городом республиканского подчинения. Их аргумент заключается в том, что в Конституции УССР 1978 года был подтверждён статус Севастополя как города республиканского подчинения, а в Конституции РСФСР, принятой в том же году, упоминание о Севастополе отсутствовало. Другие же утверждают, что ни один из позднейших указов 1954 г. о передаче Крыма из состава России в состав Украины, как бы ни оценивать их юридическую состоятельность, не упоминает Севастополь и не касается его судьбы. По их мнению, поскольку никто и никогда не отменял Указ Президиума ВС РСФСР от 29 октября 1948 г., то можно утверждать: правовой статус Севастополя как города республиканского подчинения Российской Федерации никогда не менялся. Эта сторона спора доказывает, что все действия Украины по изменению административного управления городом носили односторонний внеправовой характер.5 Это разногласие в трактовке документов и является сейчас главной проблемой в отношении Севастополя.

В настоящее время Севастополь (как и столица Украины Киев) - это город центрального подчинения. После принятия закона о столице Севастополь остался единственным городом на Украине, мэр которого (глава Севастопольской городской государственной администрации) не избирается, а назначается Президентом Украины.

С распадом в 1991 году Советского Союза проблема Крыма приобрела новое звучание. Точкой отсчета, превративший Крым в регион наиболее вероятного конфликта на территории Украины, можно считать 20 января 1991 года. В этот день в Крыму состоялся референдум, в ходе которого большинство жителей полуострова высказались за восстановление Крымской АССР как субъекта СССР и участника Союзного договора. После горячих дебатов Верховный совет Украины «легализовал» результаты референдума, приняв закон о воссоздании Крымской АССР в составе Украины. Таким образом, было положено начало крымскому сепаратизму. Основными причинами межэтнических разногласий стало массовое возвращение в конце 80-х - начале 90-х годов крымских татар - коренного народа Крыма, депортированного сталинским режимом в 1944-1945 годах, и негативная реакция на этот процесс населения, преимущественно русского и русскоязычного. В последние годы нарастанию межэтнических трений на полуострове немало способствовали местные средства массовой информации, преуспевшие в создании главного «образа врага» в лице западного украинца. Хотя большинство жителей Крыма с таковым «врагом» никогда не сталкивались, этот новый стереотип в значительной мере потеснил в массовом сознании создававшийся десятилетиями образ другого врага -крымского татарина - предателя, «пособника немецких фашистов». Этот ложный стереотип сохраняется и по сей день. Таким образом, на полуострове к тому времени уже сложился треугольник противоречий трёх национальностей: русских, украинцев и крымских татар (активность последних связана в первую очередь с деятельностью организации Меджлис). Далее конфликт развивался по нарастающей.

Уже 17 марта 1995 года Верховная Рада Украины аннулировала Конституцию Республики Крым, как не соответствующую Основному закону государства. Были запрещены гимн республики, референдум о статусе Крыма, все местные партии, большая часть которых объединяла жителей полуострова по этническому признаку. Упразднен пост президента Крыма. Верховный Совет Крыма был лишен практически всех реальных полномочий. А 31 марта того же года Указом Президента Украины Правительство Крыма было подчинено непосредственно Кабинету Министров Украины. Тут важно отметить, что в отличие от Украины, российская сторона фактически бездействовала. Это, скорее всего, объясняется простым нежеланием российских властей что-либо менять.

Что касается отдельно Севастополя, то в 90-е годы тут тоже было отнюдь не всё гладко. По результатам проведенного 26 июня 1994 года опроса жителей Севастополя 89% из них положительно ответили на вопрос о российском статусе своего города. Севастопольский городской совет народных депутатов 23 августа 1994 г. в очередной, уже не первый, раз обратился к президентам Б.Н.Ельцину и Л.Д.Кучме с предложением принять «государственно выверенное решение о российском федеральном статусе Севастополя и окончательно решить проблемы Черноморского флота». Просьба вновь осталась без ответной реакции. Руководство России или не было способно, или не хотело защищать своих сограждан и свои государственные интересы. Однако Конституция Республики Украина 1996 года стала свидетельством закрепления в одностороннем порядке статуса Севастополя как украинского города республиканского подчинения.

28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны межправительственные соглашения, по которым Севастополь как главная база Черноморского флота перестал существовать. Это был Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, по которому российская сторона признала Украину в границах 1954 года в расчете на гарантии развития дружеских отношений с Россией и уважение её интересов в Крыму. Этот договор предусматривал раздел Черноморского флота между двумя странами. Россия получила 80% Черноморского флота бывшего СССР и право аренды у Украины порта Севастополь на 20 лет. Аренда обходилась России в сумму примерно 100 млн. долларов США, которая списывалась в счет долга Украины за нефть и газ. Цена аренды не была конкретно зафиксирована, поэтому с ухудшением отношений Киев заговорил о том, что она, эта цена, может повыситься в разы.

Обращаясь к современности, нужно отметить сначала, что согласно последним статистическим данным, из 2,03 млн. жителей Крыма более 60% составляют русские, подавляющее большинство которых переселенцы, заселяющие земли, опустевшие и заброшенные после депортации коренного населения, в ходе нескольких послевоенных миграций. Около четверти населения относится к этническим украинцам, в основном существенно русифицированным. Касаясь политической обстановки дел вокруг Крыма, необходимо сказать, что пропаганда некоторых российских властей в отношении «Российского Крыма» усилилась и не сдает обороты. Такая пропаганда в еще большей степени усиливает антиукраинские и пророссийские настроения на полуострове и особенно в Севастополе. Текущий статус Севастополя как части Украины оспаривается рядом политических движений Крыма и Севастополя («Русское движение Крыма», «Русская община Крыма»), которые в качестве политической платформы выдвигают лозунги возвращения Севастополя и Крыма в состав России. Аналогичной позиции придерживаются и ряд политических сил и деятелей Российской Федерации (Дмитрий Рогозин, Сергей Бабурин, Юрий Лужков, Константин Затулин), с середины 1990-х оказывающих политическую, организационную8 и финансовую поддержку русским национальным организациям Севастополя и самому городу.

Очень показательный пример такого рода поддержки можно рассмотреть на организации «Севастополь-Крым-Россия», которая по сей день яростно оспаривает передачу в 1954 году Крыма Украине. По данным Службы Безопасности Украины (СБУ) это организация насчитывает всего лишь 12 человек, однако она известна по всей Украине и имеет достаточно нескромный бюджет. По словам исполняющего обязанности главы СБУ Валентина Наливайченко из интервью «Украинской правде», финансирование и пиар данной организации осуществляется «за грязные деньги» российских властей на негосударственном уровне. В первую очередь он имел ввиду мэра Москвы Ю.М. Лужкова и депутата Госдумы РФ К.Ф. Затулина.Однако необходимо описать мнение высшей государственной российской власти в отношении проблемы Крыма и Севастополя.

Тут важно упомянуть о заявлении, которое сделал премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин в интервью Первому каналу телевидения Германии "АРД". Путин заявил, что Россия не претендует на Крым и давно признала границы Украины. "Россия давно признала границы сегодняшней Украины. Мы, по сути, закончили в общем и целом наши переговоры по границе. [...] Вопрос о каких-то подобных целях для России, считаю, отдает провокационным смыслом", - отметил Путин в интервью. Отвечая на вопрос журналиста о вероятности конфликта в Крыму и Севастополе, премьер отметил, что "Крым не является никакой спорной территорией". "Там не было никакого этнического конфликта, в отличие от конфликта между Южной Осетией и Грузией", -сказал он. "Там, внутри общества, в Крыму, происходят сложные процессы. Там проблемы крымских татар, украинского населения, русского населения, вообще славянского населения. Но это внутриполитическая проблема самой Украины", -добавил Путин. "У нас есть договор с Украиной по поводу пребьшания нашего флота до 2017 года, и мы будем руководствоваться этим соглашением", - подчеркнул премьер-министр. Эти заявления В.В. Путина являются ключевыми по данной проблеме и, на мой взгляд, в отличие от заявлений менее важных российских политических деятелей, должны определять политику России по отношению к Крыму.

Что же касается проблемы вывода Черноморского флота РФ из Севастополя, то вопрос остается открытым. В 2017 году истекает срок соглашения об аренде РФ порта Севастополь. И тогда России придется решать, где размещать свои военные корабли. Из заявлений Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко ясно, что Киев не намерен продлевать соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года. А Россия за девять лет вряд ли успеет обзавестись новой военно-морской базой. Это и является основным мотивом для России, по причине которого В.В. Путин и другие политические лидеры РФ склонны рассчитывать на дальнейшую пролонгацию договора 1997 года. «Вызывает серьезную обеспокоенность ситуация вокруг Черноморского флота РФ. Убежден, что все вопросы, касающиеся базирования Черноморского флота в Крыму, должны решаться на основе взаимопонимания и доверия», - заявил Путин в конце 2008 года.

Но, на мой взгляд, эта проблема не носит чрезвычайного характера при условии развития хороших, дружественных отношений между Россией и Украиной и при дальнейшем развитии конструктивного диалога по этой проблеме.

Подводя итоги всему вышеописанному, важно отметить, что у крымской проблемы в российско-украинских отношениях существует две стороны. Первая -назовём её территориальной - включает в себя комплекс проблем по трактовке подписанных СССР (позже Россией) и Украиной, договоров по определению статуса города Севастополя и принадлежности Крымского полуострова, а также по определению точных границ между Российской Федерацией и Украиной в этом регионе. Что касается последнего, то тут важно знать, что официально граница между Россией и Украиной в зоне Крымского полуострова точно установлена, и Крым юридически принадлежит Украине. Здесь существует только одна единственная проблемная зона, принадлежность которой так до сих пор и не решена - это Керченский пролив.

Вторая, и более сложная, сторона проблемы - национальная. Говоря о проблеме Крыма в этом контексте, трудно не вспомнить огромное количество различных митингов и демонстраций, проводимых людьми, которые хотели бы называть себя «россиянами» по закону и жить на территории РФ. Особенно сильны подобные настроения в Севастополе.14

С этой точки зрения проблема действительно очень серьезная и кажется сложной для разрешения. Ведь еще с начала XX века право наций на самоопределение - один из главных принципов международного права. Это право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Исходя из этого принципа этих людей, которые выходят на митинги в пользу присоединении Крыма к России, тоже можно и нужно понять.

Но юридически эти граждане принадлежат к украинскому населению и живут на территории именно Украины. И пока Крым будет принадлежать Украине - они останутся в таком статусе. Но, как показывает опыт Косово, Абхазии и Южной Осетии, пересмотр границ государств перестал быть табу в современном мире. В конце концов, СССР, столкнувшийся с экономическими трудностями и мощным сепаратистским движением, в своё время распался. Россия после дефолта 1998 года также была на грани. В том случае, если состояние украинской экономики будет ухудшаться нынешними темпами, а сепаратистские настроения набирать силу (не только в Крыму, но и в Закарпатье и на Донбассе), подобная судьба, к сожалению, может ожидать и Украину. Поэтому украинские власти должны делать всё возможное, чтобы не допустить разжигания конфликта, подобного конфликтам в Абхазии или Южной Осетии, на своей территории.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение