Академик Д.Кшибеков: Если одним решением представителей всех проживающих в Казахстане национальностей назвать "казахстанской нацией", то...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В этих сложнейших условиях с ценной теоретической инициативой выступил президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаева. В своей проблемной статье "Ключи от кризиса" он отметил, что современный глобальный кризис - это не только финансовый кризис, но и кризис всей мировой системы, и предложил идею создания новой модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности, поддержанную видными учеными России и Казахстана. Сейчас идет процесс осмысления и углубленного изучения инициатив Н.А. Назарбаева, поскольку он заострил внимание и предложил варианты выхода из сложившейся труднейшей ситуации.
Академик Д.Кшибеков: Если одним решением представителей всех проживающих в Казахстане национальностей назвать "казахстанской нацией", то...

Теория может быть научной или ненаучной, прогрессивной или консервативной, даже реакционной, - это другой вопрос. Но все равно на основе определенной теории общество выстраивается, определяется концепция развития, которая принимает более совершенную форму. И управлять таким обществом становится легче. Вся политика, идеология, производственная деятельность, культура, обучение и т. д. должны базироваться на определенной теории. Даже самая отъявленная реакционная идеология - фашизм - тоже опиралась на определенную теорию: человеконенавистническую. Без теории общество превратится в хаос, беспорядочное нагромождение фактов и событий. Современный мир столкнулся с глобальным финансовым, и не только финансовым, кризисом, потому что развивался стихийно, таким обществом управлять невозможно. О том, что современный мир движется стихийно, ученые писали задолго до кризиса, в том числе и автор этих строк. Как в природе, так и в обществе законы носят объективный характер. Надо действовать соответственно этим законам, а не вопреки им, иначе они мстят обществу. В этих сложнейших условиях с ценной теоретической инициативой выступил президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаева. В своей проблемной статье "Ключи от кризиса" он отметил, что современный глобальный кризис - это не только финансовый кризис, но и кризис всей мировой системы, и предложил идею создания новой модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности, поддержанную видными учеными России и Казахстана. Сейчас идет процесс осмысления и углубленного изучения инициатив Н.А. Назарбаева, поскольку он заострил внимание и предложил варианты выхода из сложившейся труднейшей ситуации. Самое главное, что из предложений Н.А. Назарбаева вытекает необходимость образования авторитетного всемирного органа по управлению глобальным процессом. Может быть, таким переходным органом станет ООН при передаче ей необходимых полномочий, пока саммит глав государств не выработает окончательного решения. Сказанное еще раз говорит о значении теории для общественного развития. После обретения Казахстаном независимости в стране сложилось ошибочное представление о незначимости теории для общественного развития. Будто бы интерес к теории - это возврат к тоталитарному прошлому. Отрицание теории нравилось тем, кто пренебрегал научным управлением обществом. В результате в различных публикациях, даже известных авторов, теория стала подменяться простым описательным подходом. Никто не стал обращать внимание на то, кто и что пишет и из каких теоретических установок исходит. Отсутствует научная дискуссия по ряду важнейших проблем развития и становления страны, отсутствует общая теоретическая установка. Теоретическая путаница стала обычным явлением в нашей жизни. В различных публикациях одни авторы пишут, например, что нужна не национальная идея, а национальная идеология; другие пишут, что идеология нам не нужна, так как она вредна, поскольку является порождением марксизма, а национализм является опорой независимости Казахстана. Пишут, что определение нации устарело, оно не соответствует нашей современной действительности, поскольку оно не связано с этносом и с ним можно обращаться как угодно. Авторы этой ошибочной теории стали утверждать, что мы создаем "казахстанскую нацию", обосновывая свою мысль тем, что нация - это не этническое образование, а политическое формирование. Управление обществом без теории равносильно управлению им вслепую. Далее, надо разобраться еще с самой теорией, поскольку не всякая теория нам нужна. Рассмотрим эти понятия, которые муссируются сегодня на радио, телевидении, в печати, на всех научных форумах ученых-обществоведов. Прежде всего, вопрос о национальной идее и идеологии вообще, о национальной идеологии в частности. Конечно, это близкие понятия, но не синонимы. Между ними есть и общие моменты, поскольку и там и здесь речь идет об идее, а идея - это мысль. В этом отношении национальная идея и идеология близки между собой, но смешивать их нельзя. Национальная идея - это определенное чувство этноса, которое возникает на основе влияния окружающей природной среды и социальных факторов и формируется под активным влиянием языка, традиций, обычаев, истории, устного народного творчества. На формирование национальной идеи влияют и духовные, и биологические факторы. Относительно духовных факторов мы сказали. Но есть еще физиологические, биологические факторы. Последние формируются у ребенка, когда он еще находится в утробе матери. Будущий ребенок, как живое существо, находясь в утробе матери, питается теми живительными соками, которыми питается его мать: пищей, которую она ест, водой, которую она пьет, воздухом, которым она дышит. Одним словом, теми минеральными составляющими, в результате воздействия которых формируется организм ребенка. После рождения ребенок получает то же питание, но уже с молоком матери. Родное и привычное ему представляется ценнее и лучше, чем то, что он принимает потом. Это чувство никогда не сотрется из памяти, потому что оно отвечает биологическим потребностям организма. Даже родственные чувства у человека постепенно ослабевают, уступают место новым чувствам. А вот физиологическое чувство не сотрется никогда, и, наоборот, оно усиливается, пока жив человек, обостряется, когда он находится вдали от родных мест, перерастая в ностальгическое чувство. Генетическое чувство углубляется и закрепляется устным народным творчеством, языком, обычаями и традициями народа. С этого момента оно переходит в этническое чувство, перерастая в данном случае в национальную идею. Национальная идея формируется стихийно, она не создается. Она имеется у каждой нации и народности. Если страна состоит из одной нации, то в стране будет иметься лишь одна национальная идея, а если страна полинациональна, то у каждой из них имеется своя национальная идея. В демократическом же обществе все эти национальные идеи имеют равные права. Ни одна из них не будет доминировать над другой. Одностороннее выпячивание одной из них в многонациональном государстве является нарушением демократии. Это во-первых. Во-вторых, ни одна национальная идея не способна управлять другими, вообще обществом в целом. Идеология управляет обществом. Она способствует поиску правильных ответов на вопросы: "Куда мы идем?", "Какова наша стратегия?", "Что надо делать для достижения своей цели?" В отличие от национальной идеи, идеология изменчива. Она создается, а не возникает стихийно. Национальная идея ограничивается самопознанием, любовью к своей малой родине, к своей истории и культуре. Другое дело - идеология. Она опирается на теорию, определяет пути развития общества, доводит до сознания людей смысл выбранного пути, мобилизует массы на достижение поставленных целей. По структуре идеология выше и шире национальной идеи. Конечно, идеология не отрицает национальную идею, а в нужный момент даже опирается на нее. Национальная идея - фундамент общества, а идеология - надстройка. Она не возникает стихийно. Она создается идеологом, обычно главой государства. В любом государстве идеология должна быть только одна, общая для всех, если страна многонациональна. Поэтому она должна быть государственной, а не национальной. В полинациональном государстве идеология не может быть национальной. Вдвойне будет ошибкой в такой стране национальную идею называть национальной идеологией, хотя, к сожалению, такой термин часто встречается в СМИ. Национальная идея может слиться с идеологией, не теряя все же свою специфику, и будет называться национальной идеологией в стране, если она состоит только из одной нации, являясь мононациональным государством. Идеология не только управляет обществом, но и призвана вырабатывать единый политический курс по реализации государственных теоретических установок с учетом плюрализма общественного мнения. Есть авторы, которые вообще негативно относятся к идеологии. Это ошибочная постановка вопроса. Без идеологии не обходится ни одно государство. Главное - на какую идеологию оно опирается. Дилетантство доводит некоторых авторов до того, что они защищают национализм, не считая его идеологией. Это серьезная теоретическая ошибка. Известно, что национализм тоже идеология. Конечно, и националист - патриот: он любит свою страну, гордится своей историей и культурой, что никогда не возбранялось. Но патриот сразу может скатиться к национализму, как только он любовь к своей нации возведет в абсолют, противопоставит другим. Истинный патриот тоже любит свою нацию, но не унижая другие. Он готов заимствовать все лучшее у других, а не слепо все отрицать. Национализм опасен для любого государства, даже самого сильного, поскольку он основан на самовосхвалении, унижении и оскорблении других народов. Национализм не только изолирует любую страну, оставляя ее в одиночестве, но и вызывает всеобщую ненависть и презрение к себе. Идеи национализма губительны для всех стран; в нашей стране они несовместимы с проводимой главой государства политикой интернационализма и дружбы народов. Необходимо вовремя поправлять авторов, допускающих подобные суждения. Идеи национализма могут оказать губительное воздействие на становление нашей молодой государственности. Идеи национализма лишь один раз могут быть востребованы, это когда, к примеру, ранее угнетенная, подавленная нация поднимается на борьбу за свою независимость. В данном случае идеи национализма объединяют все слои данного общества. Но как только национально-освободительная борьба завершается победой, прежние лозунги национализма теряют свой смысл и немедленно должны быть сняты с повестки дня, пока не трансформировались в разрушающую силу. На территории Казахстана были разные государственные образования кочевников, но Казахская государственность была образована в 1456 году, более 500 лет назад, Жанибеком и Кереем. Начиная с 1864 года она была утеряна в связи с колонизацией края. Вновь национальная государственность была обретена уже при советской власти в виде федерации, а подлинная независимость - только в 1991 году. Казахстанской государственности идеология национализма глубоко чужда. Казахстан - демократическое, суверенное, унитарное государство. Здесь государствообразующей нацией являются казахи. Не случайно, республика названа "Казах-станом", то есть страной казахов. В Казахстане сегодня проживает свыше 130 наций и народностей. Все, кроме коренного населения, - диаспоры. Их представители являются гражданами Республики Казахстан, имеют равные права и возможности, ни в чем не ущемлены и по праву считают Казахстан своей Родиной. В этом проявляется, с одной стороны, толерантность и щедрость души казахов, а с другой - мудрость и справедливость проводимой президентом и государством политики. И наконец, одним из часто употребляемых в СМИ терминов является "образование общеказахстанской нации". Это результат ошибочного представления. Будто бы нация - это не этническое образование, а политическое формирование. Понятием "нация" нельзя манипулировать. Нельзя национальную принадлежность поменять волевым способом. Невозможно никаким высоким решением превратить разные народы в единую нацию. Потому что нация, как проявление определенного этапа развития этноса, носит объективный характер, формируется на основе культурно-исторических, социально-экономических законов. Род, племя, народность, нация - все это разные этапы развития общества. Этнос - общее их название. Нельзя одну нацию декретом переименовать в другую. Если одним решением представителей всех проживающих в Казахстане национальностей назвать "казахстанской нацией", то на каком языке эта нация будет тогда говорить? Если на казахском, то как быть с языками, историей, обычаями других национальностей? Разумеется, смешно так думать. Другое дело, назвать всех нас, то есть казахский этнос (нацию) и все диаспоры других этносов, проживающих в Республике Казахстан, "казахстанским народом" при условии сохранения и развития национальных культур, языков и т. д., а также непременного соблюдения Конституции Республики Казахстан и исключительно уважительного отношения к законодательству, государственному языку, территориальной целостности и др. Даже попытки отмены национальной принадлежности в новом казахстанском паспорте вызвали бурю всеобщего негодования, справедливого возмущения людей. В результате допущенная ошибка была незамедлительно исправлена. Это сигнал к тому, что нельзя пренебрегать и играть на национальных чувствах народа. Досмухамед КШИБЕКОВ, академик HAH PK

Литер
Теги: Казахстан

Поделиться: