Казахстан и ОБСЕ: Нужно быть реалистами....

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С одной стороны, на первый план вышли абсолютно иные проблемы, прежде всего, мировой финансовый кризис. Во-вторых, большинство постсоветских стран миновали электоральный цикл и такие документы как памятный "Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами" по линии БДИПЧ - ну к чему сейчас обсуждать эту тему, меняется повестка дня.В тоже время, в Кремле понимают всю важность председательства для Казахстана и прилагают усилия для выработки скоординированной позиции.
Казахстан и ОБСЕ: Нужно быть реалистами....

Интервью Генерального директора ИАЦ журналу "ЕвроАзия".

***********************************************************************************

Мария Сидельникова: Алексей Викторович, через несколько месяцев Казахстан примет на себя преседательство в ОБСЕ. Если посмотреть на интенсивность публикаций в отечественных СМИ, то заметна тенденция - интерес к этой теме заметно падает. С чем это связано? России ОБСЕ больше не интересна?

Алексей Власов : И да, и нет. С одной стороны, на первый план вышли абсолютно иные проблемы, прежде всего, мировой финансовый кризис. Во-вторых, большинство постсоветских стран миновали электоральный цикл и такие документы как памятный "Базовыепринципыорганизациинаблюдениязаобщенациональнымивыборами" по линии БДИПЧ - ну к чему сейчас обсуждать эту тему, меняется повестка дня.

В тоже время, в Кремле понимают всю важность председательства для Казахстана и прилагают усилия для выработки скоординированной позиции.

М.С.: Какие направления в деятельности ОБСЕ могут быть одинаково актуальны для России и Казахстана?

А.В.: Прежде всего, вопрос методологии ее деятельности - более равномерное распределение "зоны интересов" Организации в рамках всех трех корзин. Преодоление системного перекоса в сторону обсуждения вопросов о правах человека, где, кстати, и проявлялись в наибольшей степени двойные стандарты ОБСЕ. В Кремле уже неоднократно подчеркивали, что Казахстан на месте председателя может попытаться преодолеть политику «двойных стандартов». Если бы этот вопрос не обсуждался с Ак Ордой, то вряд ли бы такие суждения звучали на самом высоком уровне.

Но, в принципе, я бы так обозначил наиболее приоритетные сюжеты, по которым РФ и РК могли бы эффективно взаимодействовать в рамках ОБСЕ: контроль над распространением вооружений;предотвращение конфликтов; формирование новой архитектуры безопасности; экологическая безопасность. Ну, и конечно тема защиты прав национальных меньшинств. Это, полагаю, будет конек казахстанской повестки дня.

М.С.: Одно время пошли разговоры о том, что пост Председателя утратил для Казахстана прежнюю привлекательность на фоне динамичного развития таких структур как, например, СВМДА.

А.В.: Не очень улавливаю связь между этими факторами. Если подходить к Председательству в греческом стиле, то, конечно, "кому он нужен этот Васька", т.е ОБСЕ. В правилах Ак Орды отрабатывать имиджевые проекты по полной программе, тем более, что Марат Тажин большой специалист по политическим технологиям, а в кадровом отношении местный МИД, наверно, самое компетентное ведомство страны. Так что, полагаю, степень активности казахстанских инициатив даже превзойдет наши ожидания.

М.С. А не будет ли все это бегом на месте? Западные политологи пишут о кризисе международных организаций, ОБСЕ в этом печальном списке на одном из первых мест.

А.В. Кризис налицо. Прежде всего, это системный кризис доверия как на глобальном, так и региональном уровне. Может ли реформа ОБСЕ как-то способствовать его преодолению? В краткосрочной переспективе нет. С точки зрения формирования новых трендов - да. Если казахстану за год удастся определить общую повестку дня для стран СНГ и Запада это будет уже большой успех. На большее, как мне кажется, можно расчитывать только в решении отдельных вопросов. Один из них я уже указал - распространение казахстанского опыта межэтнического и межконфессионального согласия. Нужно быть реалистами.

М.С. В заключение хотелось бы услышать Ваше мнение по вопросу, что могут дать стандарты ОБСЕ для самого Казахстана, с точки зрения развития политических, общественных институтов.

А.В. На этот вопрос уже ответил Андрей Чеботарев: "Даже если руководство республики и обратится к соответствующим рекомендациям ОБСЕ, то, безусловно, оно либо возьмет оттуда то, что ему вполне подходит, либо внесет нужные коррективы". Так оно и происходит.

Поделиться: