Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕРМЕЗА

19.06.2009

Автор:

Теги:

Д. Мирзаев

Руководитель Термезского центра исследований

кандидат исторических наук

 

Термез принадлежал к числу тех городов Центральной Азии, чей генезис и эволюция протекали не в одном месте, где культурные слои, отражающие все периоды их существования, накапливались один за другим, являя взору исследователей беспрерывную смену времени.

Термез это огромная агломерация составные разновременные части, которой перемещались в пространстве и во времени на обширной территории внутри треугольника, заключенного между Амударьей и Сурхандарьей. Город расположен в самом центре легендарной области Бактрия на берегу могучего Окса - Амударьи. По обеим сторонам этой реки несколько тысячелетий назад, в эпоху бронзы сложилась блестящая цивилизация Бактрии, впоследствии ставшая средоточием великих культур Востока, симбиозом цивилизаций Востока и Запада. Одни бактрийские города, просуществовав отпущенный им историей срок, завершили его еще в глубокой древности, другие, пережив все перипетии истории, дожили до наших дней, превратились в современные города.

Термез, несмотря на все сложности своего жизненного пути, восстал из руин и пожарищ, перемещался с место на место, а в условиях независимости становится цветущим современном городом- южными воротами Республики Узбекистан.

Первые его строители были мудрыми людьми, прозорливо угадав место основания города в наиболее удобной дороге, соединявшей Индию и Центральную Азию, переправе через Амударью. Местность, где впоследствии возник Термез, была богата фауной: река изобиловала рыбой, в зарослях водились различные звери и птицы, здесь же по соседству находились плодотворные участки, пригодные для земледелия. Эти факторы по всей вероятности, способствовали заселению данной территории еще в эпоху неолита, на что указывают находки каменных орудий этой эпохи на многих участках Термеза.

В середине I тыс. до Р.Х. в северной Бактрии происходит миграция части населения предгорных районов в долины больших рек, что было вызвано увеличением населения в местах былого проживания, вследствие чего природные ресурсы в них были истощены. Поэтому в долине Амударьи появляются несколько населенных пунктов, возможно основанных переселенцами. Один из них возник на территории будущего города, где были вскрыты слои V-IV веков до Р.Х. Археологическое изучение Термеза показало, что первоначальный населенный пункт здесь был основан на естественной возвышенности из песчаника, протянувшейся вдоль берега реки, где были обнаружены наиболее ранее комплексы керамики. Жители его, судя по находкам, занимались земледелием, рыболовством и охотой.

Вскоре после основания поселения стала функционировать переправа, в результате чего между жителями обоих берегов Амударьи налаживаются экономические и культурные контакты. Постепенно роль поселения как важного пункта у переправы через реку возрастает, и этот фактор приобретает определяющие значение в его истории. А с формированием Великого Шелкового пути город органически входит важным звеном в структуру этой трансконтинентальной магистрали.

Таким образом, уже на ранних этапах существования определились главные функции Термеза, способствовавшие его значимости и процветанию, - охране важнейшей переправы через Амударью и обслуживание многочисленных караванов. На протяжении истории явственно проступает и военно-оборонительная функция Термеза как крепости, защищающей границы того или иного государства. С Ахеменидами начинается длинная вереница известных истории завоевателей, приходивших с Запада, Востока и Севера и Юга. Ахеменидов сменяют греки Александра Македонского, основавшие здесь самый восточный очаг эллинской культуры. За ними следуют тохары и другие племена, пришедшие из Великой Степи и создавшие Кушанскую империю, одну из четырех в тогдашней ойкумене. Эта империя пала под ударами гуптов (север Индии) с юга, персов Сасанидов с запада, кочевников эфталитов с севера. Между эфталитами и арабами город принадлежал тюркам.

В VII в. с Запада приходят новые завоеватели - арабы. Регион входит в круг исламской культуры. Калейдоскопически сменяются династии: халифские эмиры, Тахириды, Саффариды, Саманиды, Газневиды, за ними следуют Караханиды и Сельджуки с Востока, хорезмшахи с Запада, орды Чингизхана вновь с Востока. Их в свою очередь сменяют династии Тимуридов, Шейбанидов, Аштарханидов и, наконец, Мангытов. Весь этот период, начиная с конца VII в. и до 1920 г., вне зависимости от государственной принадлежности, Термез находится в лоне исламской цивилизации. Завоевания иранского правителя Надиршаха в середине XVIII века и междоусобица до него, оказывают пагубную влияние на городскую жизнь. Термез перестает существовать как город.

Лишь события нового времени вносят изменения в жизни региона. К концу XIX столетия регион становится ареной соперничества между Российской и Британской империями, покровительствовавшим соответственно Бухаре и Афганистану. Развития колониального города был прерван Октябрьской революцией. С 1924 г. Термез, до этого входивший в состав Бухарской народной Республики, стала советской. Свои военные функции Термез сохранил и в новой истории. Именно Термез стал форпостом Российского государства на рубеже веков, когда военные выбрали город центром для походов в Индию. В течении советского периода город несколько раз становился местом вторжения в Афганистан. Полномасштабная война, которая началась в 1979 году из Термеза, стало началом конца советской империи. С этого времени регион, вызывавший пристальное внимание в середине XIX века, почти забытый XX веке, вновь оказался одним из объектов внимания мирового сообщества. Сейчас главный форпост Республики Узбекистан на ее южных границах является также опорным пунктом антитеррористической операции в севере Афганистана.

При великом кушанском царе Канишке (первая половина II века) Термез приобретает еще одну функцию - идеологическую, став на несколько столетий основным центром буддизма в Центральной Азии. Отсюда на северо-восток и на северо-запад шли миссионеры, несшие учение Будды в Китай и Тибет. Очевидно, уже тогда, в первых веках в Термезе была создана творческая и интеллектуальная атмосфера, подготовившая почву для взлета через несколько столетий великих личностей, как имам ат-Термези и ал-Хаким ат-Термези, высоко чтимых в мусульманском мире. Их сочинения оказали большое влияние на становлении мусульманской цивилизации.

Свою важную идеологическую функцию Термез сохранял на протяжении всего средневековья, которую поддерживали представители рода термезских саййидов, авторитет которых признавался во всем мусульманском ареале.

В годы независимости Термез, несмотря на все потрясения и превратности предшестствующих исторических периодов, сохранив традиционную значимость и присущие ему функции, приобрел новые, перейдя на более качественную ступень своего развития. Термез становится центром развивающейся промышленности и сельскохозяйственного производства, образования и культуры. Несомненно, что на этом сочетании традиций истории и новых явлений современности зиждется не только его значимость, но и славное будущее.

История изучения прошлого Термеза и историография научной литературы о нем обширная научная проблема, заключающая в себе множества аспектов, каждый из которых может быть отдельной темой исследования. Это, прежде всего история археологического изучения городища Старого Термеза, то есть когда, кем, в каких объемах проводились здесь археологические исследования и какие результаты принесли они для познания прошлого этого города, Это история научного осмысления прошлого Термеза в историческом плане, то есть анализ и критика представлений о нем в трудах ученых в хронологическом ряду от сугубо исторических данных, почерпнутых из сведений письменных источников, впервые осуществленные для Термеза В.В.Бартольдом до комплексных научных исследований, включающих археологические и нумизматические данные, впервые собранные М.Е.Массоном в трудах ТАКЭ и продолженных современными исследователями. Это также история изучения архитектурных памятников Термеза, начатого с беглых описаний XIX века и завершившегося аналитическими исследованиями архитектурного стиля, планировки и композиции, хронологии и их исторической принадлежности, обобщенных в коллективном труде «Средневековые памятники Сурхандарьи». Это и история исследования научной и религиозной литературы о выдающихся личностях средневекового Термеза, которые представлены многочисленными частными изысканиями. Имеется и немало других направлений в истории изучения прошлого Термеза, каждый из которых по праву претендует на отдельное исследования.

Все это в совокупности составляет понятие историографии научной проблемы, каковой в частности, является многовековое прошлое Термеза, составляющую органическую часть истории Центральной Азии.

Объем статьи не позволяет дать подробную характеристику историографии Термеза, из которой здесь изложены наиболее важные ее составляющие.

Подтверждением широкой известности Термеза как крупного города Центральной Азии служит факт наличия упоминаний о нем в сочинениях средневековых авторов. Город фигурирует в них как один из важнейших географических пунктов Востока на путях следования по Центральной Азии, с которым был связан ряд исторических событий. В целом совокупность таких данных образует примечательный, прямой или косвенный источник знаний о Термезе.

Среди исторических произведений дошедших до нас, "История" арабского историка Х века Абу Джафара ат-Табари занимает особые место. Согласно ат-Табари, Термез входил в число 12 городов, построенных Александром Македонским. В персидской версии ат-Табари, выполненной Балами, Термез был основан сасанидским царем Кавадом, правившим в 489-531 годах. Однако ни ат-Табари, ни впоследствии Балами, ни где не указывают, на основании каких данных это утверждается. Для истории Термеза "История" ат-Табари ценна описанием первых походов арабских войск в Северный Тохаристан. Позже, знаменитый историк религии Абу-л Фатх аш-Шахристани сообщает об ожесточенных религиозных спорах в мечетях Термеза в первой половине VIII века.

ХI-X века были эпохой расцвета арабской культуры и возникновения классической школы арабской географии. Под понятием "арабские географы" подразумеваются не только арабы, но и представители других народов, писавших свои труды по-арабски. Они дали описание многих стран с обстоятельным перечислением и характеристикой населенных пунктов, описанием быта, культуры, языка и религиозных верований населения этих стран, центров их ремесленного производства. В трудах большинства арабских географов и путешественников Ибн Хордадбеха, Кудамы, ал-Истахри, ал Мукаддаси, ал-Маъсуди, Джейхани, Ибн Хаукаля содержатся сведения об административной системе городов, об их политическом и хозяйственном положении, с подробными, подчас уникальными характеристиками. Позднейшие авторы, в большинстве случаев только повторяли сведения географов Х века.

Особое место в исторической литературе о Термезе занимает труд Абу-л Фазла Мухаммеда Байхаки "История Маъсуда". Задумав написать история династии Газневидов, Байхаки расширил рамки исторического повествования, вложив в него новое содержание и новую форму. Описывая пребывания Маъсуда благословенном городе газневидов, Байхаки пишет: " что я видел в Термезе, я мало где видывал". Административная система города, культура и искусство, люди и обычаи обо всем этом по установившемуся в историографии того времени канону писать было не принято. Это придало труду Байхаки особое значение.

В знаменитых трудах историков Ибн ал-Асира, Утби, Гардизи, Джувайни, Рашидиддина, Казвини, Раванди, ар-Рази, Джузжани, Садриддин Али ал Хусайни имеется множество сведений по истории Термеза. Объектом описания этих работ, как правило, становились политическая история государств и династий. Естественно, что такого рода сведения носили тенденциозный характер, во многим обусловленный политической принадлежностью автора. В некоторых из них выспренние эпитеты и цветистые обороты нередко доминируют над фактической стороной. В отличии от историков поэты Адиб Собир и Анвари в середине XII века в своих касыдах воспевает Термез и его жителей, приравняв город к раю. Благодаря им до нас дошли первые известия о деятельности представителей дома термезских саййидов.

Ценные материалы по истории нашествия монголов в Мавераннахр и о взятии Термеза содержит широко использованный историками труд Аладдина Атамалика Джувайни "Таърихи джахан-гушай" ("История завоевателя мира"), работа Мин Ходжа Сираджа Джузджани "Табокати Носири" (Насировы разряды"). Еще один ценнейшей источник - "Джами ат-таварих ("Сборник летописей") Рашид ад-Дина Фазлуллаха.

Для исследователей эпохи Амира Темура и Темуридов проблемы возникают не от недостатка, а от обилия материала, разбросанного по большому числу источников. Важное значение для истории Темура играет труд Гийас ад Дина Али "Дневник похода Темура в Индию". Другие известные историки Темура Низам ад-Дин Шами и Шараф ад-Дин Али Йаздий находились в большой зависимости от Гийас ад-Дина Али. На основу его книги был положен дневник судыи Насир ад-Дина Омара, сопровождавшего Темура в индийском походе. Большого внимания заслуживает эпизод, связанный с посольством саййида Ала ад-Дина, когда впервые в отношении Темура используется эпитет «Сахибкиран». При возвращении Темура из похода встреча его состоялся в Термезе, где была празднована победа.

Официальная история Темура "Зафарнаме" Низам ад-Дина Шами, составленная при жизни Тимура и "Зафарнаме" Шараф ад-Дина Али Йаздий, написанная 1419-1425 годах, дополняют друг друга, дают возможность провести глубокий анализ событий истории Центральной Азии целом, Термеза в частности. В "Зафарнаме" Шараф ад-Дина Йазди наряду Термезом упоминается также "старый Термез". Только в труде Ибн Арабшаха (1392-1450) "Чудеса предопределения в судьбах Темура", говорится об восстановительных работах в Старом Термез. В период противостояния Халил Султана и Шахруха после смерти Темура, граница по Амударье вновь приобрела значение. И Халил Султан приказал в 1407 году восстановить Старый Термез.

В работах арабского историка Ибн Халдуна встречаются многочисленные факты по истории Термеза, которые к сожалению, не привлекли достойного внимания ученых.

Нельзя представить историю Термеза первой половины XIV века без знаменитого арабского путешественника Ибн Батутты. Вслед за разгромом, учиненным монголами, некоторое время спустя Термез переменил свое местоположение. Сообщая об этом, а также рисуя картину города, Ибн Баттута излагает факты из жизни горожан. Неисчерпаемый кладезь информации, в отличии многих источников, характеризуется беспристрастностью и конкретностью передач реальной картины и духа эпохи. Ценность сведений Ибн Баттуты заключается в том, что они не встречаются в других источниках. В первой половине XIV века Термез становится центром борьбы за независимость, а термезские саййиды были во главе этого процесса, когда создавались предпосылки нового этапа государственности, связанного с Темуром и Темуридами.

Знакомство европейцев с Термезом произошло, по-видимому, в связи с дневником испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо. Впервые он опубликован 1582 году в Севилье под названием "История Великого Тамерлана". Это было время культурных контактов. Победы Темура вызвало интерес у европейских государств. Отправляя своих послов на далекие края, они преследовали цель: узнать о положении дел, состоянии торговли, земледелия и ремесла, искали выгоды для своей страны. Текст Клавихо отличается объективностью освещения полученных им во время поездки сведений, подробной передачей личных впечатлений и живой формой изложения. Осенью 1404 года Клавихо проехал город Термез в направлении Самарканда. Город называется большим и очень населенным. Характерной чертой Термеза, было отсутствие оборонительных сооружений. Сведения о Термезе содержатся и в сочинении историка XV века Хафиз-и Абру.

Существует большое количество сочинений, в той или иной мере освещающих историю Термеза XVI-XVIII веков. Поэма Мухаммеда Салиха "Шейбанинаме", "Шарафнамайе шахи" Хафиз Таныша ибн Мир Мухаммеда Бухари, "Бахр ал-асрор фи манакиб ал-ихрор" Махмуда ибн Вали, "Тарихи Мукимхани" Мухаммеда Юсуфа Ибн Хаджа Бака, "Убайдулланаме" Мир Мухаммеда Амин-и Бухари и многих других произведениях содержатся сведения, анализ которых помогает воссоздать картину эпохи. Большой интерес представляет сведения Махмуда ибн Вали о Термезе, о Салавате - одной из частей города, со священными местами и почитаемыми гробницами. Историю Бухарского ханства первой половины XVIII века излагает Мир Мухаммед Амин-и Бухари в "Убайдулланаме", когда вследствие политического и экономического кризиса, общей анархии Термез, подобно многим городам Центральной Азии пришел в запустении. Мухаммед Вефа Керменеги в своем "Тухфат ал-хони" сообщает, что в 1758 году Мухаммед Рахимхан попытался восстановить Термез.

В это время, в середине XVIII века, в Европе появился первый обширный труд по истории Центральной Азии французского востоковеда Ж. Дегиня, хотя еще в конце XVII века Пети де ля Круа написал по мусульманским источникам "Историю Чингизхана", но это работа была только свободным переводом первоисточников. 1824 году вышло первое издание "Истории монголов" С. де Оссона, в котором вносится приемы исторической критики. Термез как город, которому было суждено сыграть важную роль в истории Востока, упоминался в этих работах. В энциклопедиях изданных во второй половине XVIII века Термез считался городом существующим и был включен в географическую номенклатуру.

В 1819 году англичанин Муркрофт в сопровождении Требека побивал в Бухаре. В путевых заметках Муркрофта, изданных Вильсоном упоминается древний город Гулгуля. Секретарь русского посольство Е.Т. Майендорф 1825 году в Париже опубликовал на французском языке описание путешествия, где упоминается развалины Термеза. 1832 году в близи Термеза через Амударью переправился А. Борнс, который сделал краткую заметку о переправе Термез, составляющую западный предел Гиссарского владения. Для раннего этапа изучения прошлого Термеза характерна то обстоятельство, что все ученые и путешественники, хотя и знали о его существовании и роли в истории, но не знали его местонахождения, поэтому их поиск в это время сводился к определению места, где находился Термез, развалины которого были известны под названием Шахри Гуль Гуля. Точное местоположение Термеза было описано в путеводителе, изданной в 1855 году. 1878 году городище Старого Термеза было осмотрено и описано штабс-капитаном А.А.Быковым. В том же году доктор И.Л.Яворский посетил развалины древнего города. Более подробно описали развалины Старого Термеза участники Самарской ученой экспедиции в 1879 году. 1881 году развалины Термеза посетили Г. Бонвало и М. Капю. Они подробно осмотрели и описали памятники Термезского района. Впоследствии Г. Бонвало в своих работах впервые описал "руины шахри Сомона", "мавзолей Амира Хусайна". Шесть лет спустя, 1887 году Г. Бонвало вновь посетил Термезский район и осуществил археологические раскопки.

Большинство публикаций о Термезе XIX-начало XX веков составляли путевые заметки путешественников. Их наблюдение, обычно поверхностные и случайные, давали весьма искаженную картину и обильную пищу для домыслов и измышлений. Несомненно, они способствовали появлению интереса к истории и культуре Термеза. Появления работ такого типа работ не случайно: оно было продиктовано практическими нуждами военных, которые призваны были воплощать в жизнь колониальные замысли своих держав. Прагматический интерес на некоторое время оттеснил на задний план научные задачи. Пытливые, наблюдательные дилетанты оказавшиеся волею судеб на мусульманском Востоке и занявшиеся его изучением по профессиональной необходимости или по личным соображениям. Уклон в эмпиризм приводил к тому, что собранный фактический материал нередко повисал в воздухе ввиду исторической ретроспективы, отдельные факты не складывались в общую картину.

В середине XIX века под влиянием успехов исторической науки в Европе образовались новые школы ориенталистов-историков. Появились многочисленные переводы первоисточников. Учение новой школы постепенно создавали историю восточных народов, вносили в изложение истории Востока достижения европейской науки. История Востока получает характер самостоятельной отрасли исторической науки. Один из представителей академической науки австро-венгерский востоковед В.Томашек в опубликованной Вене в 1877 году работе, предположил, что название Термеза происходит от дренеавестийского слова «taramaetha», что означает «поселение в ту сторону реки». Ранее, 1857-1858 годах Париже были опубликованы материалы буддийского паломника Сюань Цзана. Он в 630 году посетил царство "Та-ми"- то есть Термез, принадлежавший тюркам. Здесь была около 10 буддийских монастырей и до тысячи монахов. Термез имел окружности более 20 ли, то есть 7-10 километров. 1884 году немецкий ученый Ф.Л.Тейфель ввел в научный оборот сведения из позднесредневековых источников, которыми до сих пор пользуются исследователи истории Термеза.

Многочисленные рукописные источники по истории Центральной Азии не всегда и не во всем отличаются необходимой полнотой сообщаемых сведений. В подобных ситуациях главным историческим источником вступает нумизматические данные. Обращение к монетам помогает решать задачи, касающихся вопросов экономики, а также осветить некоторые аспекты политической истории. Уже 1826 году российский востоковед Х.М. Френ издал каталог монет Азиатского музея. Его дело продолжили многие ученые, среди которых наиболее значимыми для истории Термеза были труды В.Г. Тизенгаузена, Е.Е.Оливера, О.Кодрингтона и А.К. Маркова. Они содержат значительный фактический материал, в публикационной части они сохранили свое значение и по сей день.

В 1890 году по поручению Археологической комиссии состоялось научная поездка ориенталиста Е.Ф.Каля вдоль Амударьи. Он подробно осмотрел развалины Термеза, сделал несколько раскопок, обмерил надмогильную сооружение ал-Хакима ат-Термези, впервые прочитал дату смерти святого, приобрел около полусотни медных монет греко-бактрийско, индо-скифского и арабского чекана. В 1896 году чиновник колониальной администрации И.Т.Пославский выступил докладом о своих наблюдений городища Старого Термеза на заседании Туркестанского кружка любителей археологии, а затем опубликовал специальную статью «О развалинах Термеза». Значительный вклад в исследование Старого Термеза внес другой чиновник Б.Н.Кастальский, который, помимо подробного его описания, произвел съемку термезского района, фортификацию памятников, в том числе ирригационных сооружений.

В 1913 году А.А.Семенов приобрел рукопись, содержавшую в себе составленную в 1637 году генеалогию термезских саййидов, на основе которой им была издана специальная статья. Позднее

на основе анализа рукописи и и других исторических источников А.А.Семенов пришел к выводу, что родиной династии Саманидов было селение Саман в близи Термеза.

Однако наиболее весомый вклад в изучении средневековый истории Термеза внес В.В.Бартольд. В своих многочисленных публикациях он приводит и анализирует множество сведений по истории Термеза. Ему принадлежат специальный очерк, в котором на основании извлечений из восточных первоисточников исследовано история этого города.

Второй период в изучении Термеза начинается со второй половины 20-х годов XX века. Он связан, в первую очередь, с организацией работы крупных археологических экспедиций на городище Старого Термеза, комплексным изучением архитектурных памятников Термеза, углубленным изучением нумизматического и эпиграфического материала. Эти исследования в корне изменили прежние представления об историческом прошлом Термеза.

Начало данных исследований было положено экспедициями Московского музея восточных культур, руководимой Б.П.Денике. Ими были пересмотрены и уточнены датировки архитектурных памятников Термеза, в том числе даты древнейшего минарета региона и памятника Кырк-Кыз, дан искусствоведческий анализ их декора, определена буддийская принадлежность Каратепа и Зурмала, проведены археологические исследования на городище, начаты раскопки дворца термезских правителей с его знаменитой штуковой декорацией. Результаты работы экспедиций опубликованы во многих статьях и книгах, в которых дан научный анализ и осмысление найденных предметов и исследованных объектов.

В 1936-1938 годах работала Термезская археологическая комплексная экспедиция, созданная специально для изучения города, к работе которой М.Е.Массон привлек специалистов разного профиля. Итоги экспедиции изданы в двух томах и многочисленных статьях. В результате этих исследований была впервые дана историческая периодизация города Термеза со времени его возникновения и до начала XIII века, с выделением и обоснованием домусулманского периода его существования. Детально изучена историческая топография Старого Термеза со снятием В.А.Шишкиным подробного плана этой части города. Были подняты и разрешены на данной стадии изучения многие вопросы, связанные с началом заселения территории городища (А.П.Окладников), а также водоснабжения (Д.Д.Букинич), архитектуры (Г.А.Пугаченкова и Н.М.Бачинский), материальной культуры (В.Д.Жуков и И.Д.Сухарев), культурной фауны (С.Н.Кудряшов) и многие другие. В широком масштабе проводились раскопки дворца термезских правителей (В.Д.Жуков) и Чингизтепа (Б. Б. Пиотровский). В статье М.Е. Масона впервые в специальном разделе исследованы находки на городище Старого Термеза, связанные с буддизмом. После работ ТАКЭ наступил большой перерыв до 1961 года в деле археологического исследования Старого Термеза.

В 1940 году английский исследователь В.Тарн опубликовал статью о древней истории Термеза.

Вышли в свет небольшие сводные очерки Б.В.Лунина и В.А.Козловского, посвященные истории города. Средневековая нумизматика Термеза исследовалась Е.А.Давидович и М.Е. Масоном. Особенно следует отметить опубликованную в 1960 году статью М.Е.Массона, посвященную истории архитектурного комплекса ал-Хакима ат-Термези, как образец научного подхода к изучению архитектурных памятников.

Новый подъем в археологическом изучении Термеза приходится на начало 60-х годов XX века, когда начинается деятельность экспедиции по изучению буддийского памятника Каратепа под руководством Б.Я.Ставиского. Работа этой экспедиции продолжались до 1994 года. Итоги ее исследования отражены в шести специальных сборниках и многочисленных статьях. В них была доказана буддийская принадлежность Каратепа и показана выдающаяся роль этого бедственного пещерного монастыря за Амударьей в становлении и развитии буддизма как в самом Термезе, так и целом в регионе, определено время его возникновения и функционирования, своеобразие и характерные черты буддийского искусство на примере анализа найденной скульптуры и живописи, особенности архитектуры.

В конце 60-х годов Л.И.Альбаумом были начаты раскопки наземного монастыря Фаязтепа. Эти исследования дали замечательные находки буддийской скульптуры и живописи, но большинство из них до сих пор неопубликованы.

С конца 70-х годов на городище Старого Термеза начались работы термезского археологического отряда под руководством Ш.Р.Пидаева, внесшего большой вклад в изучение Термеза. В частности, учеными ТАО осуществлены два стратиграфических шурфа на цитадели Старого Термеза, в которых было получена последовательная стратиграфия смены культурных слоев, проведены раскопки отдельных зданий в медине и рабаде, а также исследованы фортификационные системы старого города, что позволила определить динамику развития древней части города (Ш.Р.Пидаев, Т.А.Аннаев, Ш.Р.Рахманов). По результатам этих работ были изданы статьи, написаны кандидатские диссертации (Ш.Р.Рахманов, С.И.Мустафакулов). Особое значение среди них имеют статьи Ш.Р.Пидаева, который впервые в исторической науке показал возникновение самого раннего поселения на месте цитадели, дал характеристику структуры и развития поселения Греко-бактрийского времени и попытался обосновать местоположение Александрии Оксианской на месте Термеза.

Большую работу по сбору и учету материала с городища Старого Термеза проводит Сурхандарьинский областной краеведческий музей, проводивший эпизодически небольшие археологические исследования, среди которых следует отметить шурф в цитадели старого города (В.А.Козловский, Е.Г.Некрасова), раскопки кургана, принесшего уникальные образцы одежды эфталитского времени(В.А.Козловский, К,А,Шейко), раскопки дворца термезских правителей(Н.Скугарова, К.А.Шейко), принесшие впервые фрагменты средневековой живописи.

В 80-е годы на городище Старого Термеза работала экспедиция Музея истории под руководством Л.И.Альбаума. Экспедицией было изучено здание в рабаде Старого Термеза, принятое за христианский храм, а также погребальные наусы к югу от Каратепа.

В 60-70 годы прошлого века на архитектурных памятниках Термеза проводились значительные исследования, которые сводились к уточнению их датировки, характеру и особенностям архитектуры. Впервые специалистами проводились археологические исследования памятников. Так, Е.Г.Некрасова предложила датировку Кырк-Кыза XIV-XV веками. Архитектура средневекового Термеза исследована в статьях Г.А.Пугаченковой, А.М.Прибытковой, В.Л.Ворониной, З.А.Аршавской, З.А.Хакимова, Э.В.Ртвеладзе, Ю.З.Шваб.

Появляются работы посвященные истории города в XX веке, так, некоторые сведения по истории города встречаются в книге С.М.Захарова, истории города после Второй мировой войны посвящена кандидатская диссертация М.Аликулова, был издан коллективная работа «Краеведение Сурхандарьи».

С приобретением независимости процесс становления национального и историко-культурного самосознания привели к взрывообразному росту числа публикаций по истории и культуре Термеза. Начался этап качественно нового уровня международного сотрудничества. С 1994 года на городище Старого Термеза работает совместная узбекско-французская экспедиция под руководством П.Лериша и Ш.Пидаева, с 1999 года совместной узбекско-японской экспедицией под руководством К.Като и Ш.Пидаева возобновлены исследования Каратепа.

На совершенно новый уровень поднялся нумизматические исследования о Термезе. В работах Е.А.Давидович, Б.И.Вайнберг, Э.В.Ртвеладзе, Б.Д.Кочнева, А.Х.Атаходжаева, М.Н.Федорова, Ф.Щварца, Ш.Р.Пидаева, П.Н.Петрова, Дж. З.Мирзаева (Жалолиддин Мирзо) дана характеристика денежных отношений в Термезе, выявлены новые денежные чеканы, получены на основе монет новые данные по истории города. Б.Бабаджановым и Дж. Мирзаевым продолжены исследования история дома термезских саййидов, начатые А.А.Семеновым. Истории колониального города посвящена кандидатская диссертация З..Ш.Даминовой.

Представители нового поколения историков, работы которых выполнены на уровне последних достижений науки рассматривая историю города в контексте современных историко-культурных и политико-идеологических проблем, пытаются выработать новую концепцию его понимания. Глубокое понимание мусульманской духовной культуры непременное условие для адекватного понимания исламского города во всем его многообразии, а именно таковым является средневековый Термез. Только такой подход позволяет, изучить истоки и сущность тех или иных сторон городской жизни, вообще истории города. В последние годы заметно возрос число публикаций, посвященным различным сторонам мусульманской духовной культуры.

К 2500 летному юбилею Термеза была опубликована коллективные сборники «Термез. Древний и новый город на перекрестке великих дорог» под общим руководством Э.В.Ртвеладзе, «Термиз: Тарихий тадкикотлар, илмий хулосалар» института археологии АН РУ, «Роль города Термеза в истории мировой цивилизации», отдельная монография Джалолиддина Мирзо «Термиз тарихи» (История Термеза). Однако проблема научного издания истории Термеза все еще требует продолжения коллективных, чрезвычайно трудоемких исследований, а десятки работ, посвященных различным аспектам истории Термеза, не привели к появлению обобщающего общепризнанного труда.

Даже самый неполный и схематический экскурс в историю изучения Термеза показывает, насколько велик объем материала, накопленного особенно последней четверти ХХ века. За время изучения в ней сложились определенные научные традиции и преемственность, которые определили ведущие положение ряда ученых. Они, в свою очередь, своими работами пробудили нынешний интерес к истории Термеза. Нельзя, однако, считать, что история Термеза исследована в полной мере. О некоторых этапах мы знаем довольно мало ввиду скудости источников, то попыткам составить общее представление по отдельным проблемам, например по архитектуре, препятствует как раз их обилие. Как показывает опыт последних лет, далеки от окончательного решения проблемы, связанные с источниками арабского и персидского происхождения. Вообще не изучена история возникновения и развития постмонгольского города получившегося эпитет «Мадинат ар-рижол» - «город мужей». Только первые шаги сделаны в введении в научной оборот китайских и индийских источников. Многие сложившиеся мнения насчет источников подвергаются ныне серьезному пересмотру. Участие нового поколения ученых, свободных от стереотипов, в разработке истории Термеза обещает дать свежие подходы и неординарные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение