Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Юлия Якушева. Казахстан выбирает: между Востоком и Западом.

18.06.2009

Автор:

Теги:


Завершившийся в Екатеринбурге саммит ШОС еще раз продемонстрировал, что, при внешнем прагматизме и интеграционной нацеленности, постсоветские страны никак не могут прийти к общему знаменателю, позволяющему оптимизировать баланс интересов, сформировать общее пространство доверия по целому комплексу вопросов - политических, экономических, финансовых.

На такого рода форумах каждый из национальных лидеров говорит в основном о самом близком - Каримов об афганском урегулировании, Нурсултан Назарбаев о наднациональной валюте, китайские лидеры о шанхайском духе. Реальные интеграционные практики возникают тогда, когда сферы интересов совпадают, и в настоящий момент такой зоной взаимодействия может быть только  комплекс антикризисных мероприятий, к примеру, создание  Антикризисного фонда, по которому каждая из стран-участниц проявляет заинтересованность в нахождении оптимальных механизмов его функционирования.

Другой пример - Таможенный  союз, по которому в течение почти 10 лет шел сложный процесс увязок и согласований позиций. Однако именно в тот момент, когда достижение окончательного согласия казалось столь близким, возникают российско-белорусские трения, которые могут привести в перспективе к тому, что вместо согласования единой тарифной политики мы станем свидетелями полномасштабной таможенной войны и введения ограничений на передвижение людей и товаров между двумя государствами, входящими в единую союзную  структуру.

Конечно, такое положение вещей не может рассматриваться как нормальное. Впрочем, не только постсоветское пространство, но также новая и старая Европа находятся в переломной точке своего развития. В то время, когда Казахстан начинает реализацию государственной программы «Путь в Европу», ЕвроСоюз сталкивается вызовами и рисками, которые в перспективе могут поставить под сомнение внутреннее единство сформированной модели ЕС.

Прошедшие не так давно выборы в Еропарламент показали системный рост популярности евроскептиков и откровенных националистов. В ряде европейских столиц, которые прежде были символами «успешной новой Европы», как например, Будапешт, видны следы запустения и упадка, что, кстати, ставит под сомнение еще один казавшийся непреложным тезис о высоких стандартах качества жизни в странах ЕС. «Мыльные пузыри» политики и экономики сдуваются, но расчищенное пространство от политических и экономических фантомов   еще не наполнено новым содержанием. Сможет ли Казахстан, который в последнее время все активнее включается в определение новой повестки дня для новой Европы стать модератором более эффективного диалога между ЕС и постсоветским пространством в предстоящем 2010 году, как страна-председатель ОБСЕ?

Нужно учитывать, что у Ак Орды есть большой опыт формирования крупных диалоговых площадок, как например, совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Гораздо сложнее что-либо менять в уже сложившейся схеме, когда интересы России и Запада по некоторым вопросам системно расходятся. Однако несомненный акцент на интеграцию, который традиционно свойственен политике Ак Орды может сослужить добрую службу в реализации казахстанских инициатив, а в том, что они в ближайшее время последуют нет никаких сомнений.

Главная задача казахстанской дипломатии будет заключаться в том, чтобы найти оптимальный баланс между интересами Востока и Запада. Не вставая однозначно на чью-либо сторону, поскольку это подорвало бы доверие к статусу модератора, но, формулируя повестку дня, в рамках которой появилась бы возможность свести в единое целое те «беседы о разном», которые так характерны для нынешнего этапа развития международных интеграционных структур, начиная от Шанхайской Организации Сотрудничества и, заканчивая ОБСЕ.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение