Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Российско-азербайджанские гуманитарные связи.

18.06.2009

Автор:

Теги:

 

Уважаемы коллеги, дамы и господа! Уважаемый господин посол!

Приглашение к участию в конференции, посвященной столь важной для внешней политики Республики Азербайджан дате, уже является признанием той важной роли, которую российское направление играет в многовекторной политике Республики Азербайджан.

Нет сомнений, что сегодня будет сказано много слов о текущем состоянии и перспективах развития двустороннего взаимодействия в политической и экономической сфере, в области безопасности. Но я полагаю, что все эти, безусловно важные элементы системы российско-азербайджанских отношений базируются на прочном и широком фундаменте социо-культурных, гуманитарных, образовательных связей между нашими странами. Пространство взаимного доверия между Россией и Азербайджаном существует благодаря системной каждодневной упорной работе, направленной на решение важнейшей задачи, которую, возможно, политические элиты наших стран не формулируют достаточно четко и публично, но она является отражением общественного запроса, желанием и стремлением двух народов говорить на общем языке.

Ни для кого не секрет, что в Азербайджане на бытовом уровне широко распространено русскоязычье, который превосходит по уровню распространению удельный вес русского населения Республики. За время, прошедшее с момента обретения Азербайджаном независимости, в стране не было закрыто ни одной русской школы. Работает Театр русской драмы, издаются русскоязычные газеты и журналы.

Контактная сфера в области культурного, гуманитарного обмена формировалась на протяжении столетий, и я полагаю, что это огромное достижение не только политических элит двух стран, но и в более широком контексте достижение российского и азербайджанского обществ, которое заключается в том, что после обретения независимости эта сфера культурного общения не «сжалась», не пресеклась, а, напротив, наполнилась новыми смыслами.

Еще одним важнейшим направлением социо-культурного и гуманитарного взаимодействия является сфера образования. Значительным событием для двусторонних отношений стало открытие в Азербайджане филиала МГУ, а также деятельность Бакинского славянского университета. В вузах России по государственной линии обучается около четырехсот азербайджанских граждан. В вузах Азербайджана на русском языке получают образование порядка 15 тысяч студентов. На протяжении последних лет на историческом факультете Московского университета и Российском государственном гуманитарном университете ведется преподавание ряда предметов на азербайджанском языке, и сравнительно недавно были защищены первые дипломные работы, посвященные истории современности Азербайджана и механизмам двусторонних отношений с Россией.

В каком направлении уже в ближайшей перспективе может развиваться система социо-культурных связей и образовательных связей? Прежде всего, должны быть созданы условия для развития гражданской инициативы. Если рассмотреть основные положения Программы сотрудничества России и Азербайджана в гуманитарной сферы, то можно заметить, что большинство из них не требуют жесткого регулирующего начала со стороны государственных органов и побуждают к координации деятельности инициативных групп образовательной и интеллектуальной интеллигенции двух стран. Перспективы образовательного взаимодействия можно рассматривать в нескольких направлениях.

1. Формирование "общего рынка" образовательных услуг. Речь идет не только о имиджевых проектах, как например, открытии Филиала МГУ, а о более глубоком интеграционном взаимодействии. Выстраивании динамичной конфигурации взаимопроникновения субъектов высшей школы, как с точки зрения организационной, так и с точки зрения содержательной. Не секрет, что во многих странах ближнего зарубежья с опаской относятся к проникновению российских образовательных структур на национальные образовательные рынки.Однако, в данном случае, речь должна идти о создании нового, общего образовательного пространства, на основе взаимного доверия и сотрудничества.

2. Необходимо совершенствовать соответствующую договорно-правовую базу сотрудничества в образовательной сфере через взаимном признание эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений России и Азербайджана.

3. Одним из принципиальных шагов к реальному взаимодействию образовательных систем должны стать проекты в сфере послевузовского образования, в том числе через создания специализированных Центров по подготовке и переподготовке кадров.

В развитии азербайджано-российской дружбы важную роль играют те добрые отношения, которые русский народ проявляет к азербайджанцам, проживающим в России, а азербайджанцы - к русским, живущим в Азербайджане. Поэтому неслучайно, что значительную роль в процессе развития социо-культурных взаимоотношений между двумя странами играет азербайджанская диаспора в России, которая принимает участие в организации молодежных обменов, организации фестивалей независимого искусства. Велико значение в этом процессе молодежных организаций азербайджанцев, координируемых московским представительством Фонда Гейдара Алиева. Мехрибан Алиева в статусе первой леди Азербайджана патронирует образовательные программы государственного уровня, в частности Международный фестиваль библиотек под общим названием «Библиообраз».

Уважаемые коллеги, организаторы сегодняшней встречи, я полагаю, что все здесь присутствующие согласны с оценкой Президента Азербайджана Ильхама Алиева в отношение современного состояния российско-азербайджанских отношений - в них нет ни одного вопроса, который не мог быть разрешен на основе взаимного доверия и взаимной выгоды. Эти позитивные тенденции необходимо поддерживать и развивать, с учетом объективного обстоятельства - в активную жизнь вступает новое поколенеие, которое лишено опыта советского "общежития". Это поколение тяготеет к новым, глобальным ценностям и приоритетам. Такова объективная реальность сегодняшнего мира, однако, необходимо учитывать, что расширяя спектр взаимодействия, налаживая новые контакты и связи мы не должны отказываться от прежних, традиционных партнеров и друзей. Совместные учебники истории, летние школы, студенческий обмен - каждая из этих составляющих эффективного сотрудничества должны быть максимально задействованы как со стороны российских структур, так и Азербайджана.

Спасибо за внимание.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение