Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тугжанов Е.Л. «Евразийская идея в контексте межэтнического согласия и толерантности»

17.06.2009

Автор:

Теги:

В ближайшее время состоится  подписание договора между Научно-экспертным советом при Ассамблее народа Казахстана и Информационно-аналитическим центром по изучению постсоветского пространства Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В рамках соглашения предполагается взаимодействия в разработке рабочих программ специального курса для студенческой молодежи московских вузов - «Казахстанская модель межэтнической толерантности», с привлечением к чтению курса известных лекторов из Казахстана, совместного создания центров подготовки кадров для работы в сфере межкультурного и этнокультурного взаимодействия.

************************************************************************************

 

Редакция сайта публикует выдержки из выступления Е.Л. Тугжанова  «Евразийская идея в контексте межэтнического согласия и толерантности»:

 

Выступая в 1994 году в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев впервые озвучил идею создания отвечающего духу времени интеграционного объединения - Евразийского союза. В предложенном проекте «О формировании Евразийского союза государств» по существу инициирован новый этап развития евразийства как интеллектуальной концепции, как общечеловеческого мировоззрения и интеграционной практики. В нем предполагается не только философско-культурологическая, а, скорее прагматическая миссия. Этот прагматизм приобретает сегодня особое значение в мире, охваченном кризисом. Следовательно, идея евразийской интеграции не только не исчерпала себя, но и в долгосрочной перспективе фактически не имеет альтернативы. В своей статье «Евразийский экономический союз: теория и реальность» Президент особо подчеркивает, что «основанное на равенстве, добровольности и прагматическом интересе евразийское сообщество может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века».

Вместе с тем, значимость перспективной идеи заключается не в мгновенной поддержке, а в том, что такая перспективная идея, будучи однажды высказанной, может быть востребована в последствии, в частности, тогда, когда к этому будут более подготовлены общества и элиты государств. В конце первого десятилетия нового века мы как раз и подходим к тому рубежу, когда осознание важности толерантных евразийских идей все больше проникает в интеллектуальные и руководящие круги стран Евразии.

Формирование и развитие Евразийского союза предполагает цивилизованное решение таких принципиально значимых для современного миропорядка проблем, как межнациональных и межгосударственных. И здесь Президент Казахстана дает конкретный и реальный ответ: «Интеграция народов через сохранение политической независимости и этнической уникальности современного государства - единственно разумная и цивилизованная формула мирного развития евразийского пространства».

Пример - модель Казахстана, который сам по себе уже представляет уникальное евразийское сообщество. Здесь установилось верховенство мира, здесь установилось согласие между этносами и конфессиями. Опыт Казахстана востребован другими государствами.

Не менее актуальным становится вопрос решения проблем евразийской интеграции в сфере образования и науки. Без существенного расширения многостороннего гуманитарного сотрудничества вузов важный долгосрочный приоритет развития связей, укрепления взаимопроникновения в национальные системы и выход на мировую интеграцию в условиях глобализации утрачивает всякую силу и актуальность. Поэтому сама идея евразийства пронизана высоким гуманистическим смыслом, служит мостом между крупнейшими мировыми цивилизациями. И Казахстаном, имеющим свои особенности в геополитическом и ментальном отношении, взята ответственная роль продвижения диалога между азиатскими и европейскими государствами. Главным проводником этого диалога должно стать молодое поколение образованных и толерантных граждан.

К примеру, Казахстан одним из первых взял курс на трехязычие - одного из факторов интеграции как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья. Более 20 тысяч казахстанцев в настоящее время обучаются в России, Украине, Китае, Малайзии, Великобритании, Германии, Франции и других странах. Они привносят в развитие идеи евразийства самые лучшие качества, такие как толерантность к окружающим, уважение к другим цивилизациям, открытость миру, готовность к диалогу, особенность самобытности казахов и других этносов.

Современное евразийство существенно расширило свой контекст. Суверенный Казахстан стал активным субъектом, подлинным актором евразийства, равноправным и важнейшим участником международного евразийского диалога. И эта позитивная тенденция не ограничивается Казахстаном. Расширение евразийского диалога и партнерства привело к равноправному включению в контекст обсуждения евразийских проблем всего центрально-азиатского региона. Своим проектом, своей инициативой Президент Казахстана объективно открыл дорогу к евразийскому диалогу всем странам СНГ.

Новое казахстанское евразийство отличается от старого, оно заключается не в отдалении от Европы, а, наоборот, в активном взаимодействии с Европой на новом межгосударственном и межрегиональном уровне. Логическим продолжением этой идеи стала разработка и принятие Казахстаном государственной программы «Путь в Европу». Поэтому государство сегодня рассматривается в глобальном мире не только как азиатская страна, но и как европейская, Европа же становится неотъемлемой частью Азии. Именно в этом кроется императив синтеза азиатских и европейских начал. Решение, принятое на Мадридской встрече министров иностранных дел государств ОБСЕ в ноябре 2007 г. о председательстве Казахстана в этой авторитетной международной организации стало закономерным. Такое доверие является не только признанием исторических заслуг Казахстана, но и налагает на нашу страну высокую ответственность в деле дальнейшего укрепления мира и безопасности на евроазиатском континенте.

Сегодняшний Казахстан это неотъемлемая часть тюркского мира. А потому инициативы Президента Казахстана открывают путь к евразийству для тюркоязычных стран и для широкого мусульманского сообщества. И в перспективе «Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром».

Евразийский проект, по мнению аналитиков, возник не случайно, и тем более, не развивался спонтанно, а осуществлялся логическими этапами. «Три кита Евразийской идеи, практически реализованы по инициативе Казахстана - это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это - три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи». Одним из ярких форм реализации интеграционного потенциала стало образование ОДКБ, создание Таможенного союза.

Сегодня идея евразийства требует нового осмысления в контексте современных проблем, обеспечивающих адекватные вызовам современности решения. Поэтому духовная, в том числе научная и образовательная интеграция стран на евразийском пространстве нацелена на новые открытия, базирующиеся на межэтническом согласии и понимании, взаимопомощи и взаимоуважении, осознании и принятии факта многообразия окружающего нас мира. Ведь гуманитарное сотрудничество это взаимодействие человека с человеком, организации с организацией, это сотрудничество без границ, главная идеология которого кроется в сплетении национального, глобального и общечеловеческого. Это - идеология служения, идеология непрерывности культурной памяти, преемственности поколений, в ней присутствует все, что многовековым опытом истории доказало право быть включенным в сокровищницу человеческой мысли: просветительный пафос и рациональная мудрость Запада, и бесконечность гармонии духа Востока.

И в этом плане созданная по инициативе Президента страны Ассамблея народа Казахстана сегодня выполняет важную миссию в единении народа, укреплении толерантности и согласия между этносами, создании соответствующих условий их полнокровного развития. Это чрезвычайно важный инструмент развития и совершенствования государственной национальной политики, опыт которой широко изучается во всем мире.

Сегодня Ассамблея народа Казахстана представляет собой уникальную модель общенационального согласия, прочную основу для общественного восприятия интеграционных идей и новых подходов. В итоге каждая этническая группа реально участвует в формировании этнической и гражданской идентификации казахстанцев, сохраняя при этом свою яркую полиэтничность.

В структуре гражданского общества Ассамблея как общенациональный общественный институт также по праву занимает особый статус. В условиях глобализации, утраты некоторыми государствами национальной самоидентификации, Казахстан уверенно идет по пути формирования казахстанской идентичности, используя позитивный международный опыт и вырабатывая собственные модели и подходы. В продвижении идеи евразийства мы видим широкие возможности для Ассамблеи. Это - обобщение опыта интеграции государств в мировое пространство, расширение сотрудничества с государствами, в первую очередь, с теми, народы которых в течении многих лет проживают в Казахстане, взаимодействие с подобными Ассамблее структурами, вбирая тем самым, самое лучшее, что мы имели, и что есть у наших ближних и дальних соседей.

Особенности модели межэтнических отношений в Казахстане, которые составляют ее неповторимую уникальность, заключаются в следующем:

Во-первых, казахстанская модель во многом выстраивалась «снизу» на основе возрождения языков и культур казахстанских этносов. В этой связи институционализация этнополитики изначально протекала на основе творческого взаимодействия институтов гражданского общества (ЭКО) и государства, а не стала результатом какого-либо акта администрирования.

Во-вторых, все этнические группы в Казахстане имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Они выступают не в качестве официально позиционируемых национальных меньшинств, а рассматриваются как этносы - равноправные и неотъемлемые составляющие части народа Казахстана. Эта уникальная черта сложилась благодаря вековой традиции толерантности государствообразующего казахского народа. Свидетельством этому является конституционная реформа 1995 года, когда в преамбулу основного закона нашей страны были включены слова: «Мы - народ Казахстана», ставшие основой этнической модели страны.

В-третьих, представительство интересов казахстанских этносов в органах власти и управления осуществляется как на основе их прямого участия в этих органах, так и на основе представительства через Ассамблею народа Казахстана.

А тот факт, что Председателем Ассамблеи является сам Президент Республики Казахстан - гарант Конституции страны - свидетельствует, что этнические группы Казахстана обладают всеми необходимыми инструментами по реализации своих интересов, и в стране созданы все предпосылки для гармоничного развития этнической сферы.

В 2007 г. Ассамблея обрела конституционный статус, получила представительство в высшем законодательном органе.

С принятием Закона «Об Ассамблее народа Казахстана», Ассамблея превратилась в один из уникальных ключевых элементов политической системы, законодательно закреплена ее структура. Опыт, наработанный Казахстаном в рамках данной модели, нашел свое отражение в России и в других странах постсоветского пространства.

В этой связи следует напомнить, что на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства подчеркнул: «Уверен, чем больше стран будет использовать наш опыт общественного диалога и межэтнического согласия, тем безопаснее станет мир. Его можно применять во всех постконфликтных обществах на обширном евразийском пространстве». Конечно же, речь здесь не ведется о навязывании казахстанского опыта по вопросам межэтнического согласия.

Важнейшей составляющей процесса миростроительства на всем мировом пространстве остаются вопросы организации диалога этносов, культур, религий. Создание условий для диалога, взаимодействия институтов гражданского общества и государственных институтов в формировании межэтнического и межконфессионального общения, толерантное отношение друг другу составляют основу достижений Казахстана, включая духовные основы единения и консолидации народа, особенно в трудные периоды потрясений, такие, к примеру, как мировой финансовый кризис. При этом, отличительной особенностью казахстанской модели является стремление всех этносов строить политику объединения разнообразия в единое.

В текущем году Казахстан вступил в «тройку» сопредседателей ОБСЕ, тем самым положено начало подготовки к председательству нашей страны в ОБСЕ в 2010 году.

Казахстан является не только инициатором постоянного диалога между цивилизациями, культурами и религиями, но и выступает его активным проводником.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны - в Астане состоялся международный форум «Общий мир: прогресс через разнообразие» с участием министров иностранных дел мусульманских и западных стран. В настоящее время продолжается диалог в рамках Съездов лидеров мировых и традиционных религий, открываются новые перспективы межпарламентского сотрудничества. Ведется интенсивная подготовка к проведению в Казахстане третьего Съезда мировых и традиционных религий, международной конференции в рамках СВМДА. Являясь инициатором и организатором Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), тем самым Казахстан в определенном смысле выступил инициатором создания и развития азиатского ОБСЕ.

В 2011 году Казахстан председательствует в Организации Исламской Конференции, принципиально новые инициативы предлагаются для разработки Стратегии Цивилизаций и широкого участия Казахстана в Альянсе Цивилизаций. Все это позволит развивать межцивилизационный диалог и партнерство Востока и Запада. Ведь именно в диалоге, в «партнерстве цивилизаций» (а не в их «столкновении») и содержится смысл евразийского взгляда на мир.

Огромное значение для Казахстана имеет признание его заслуг в продвижении идеалов мира и согласия, выработке толерантного отношения к межэтническому и межконфессиональному разнообразию. Все это предстоит активно претворять молодому поколению, сохраняя тот опыт, который по крупицам собирался и обобщался.

Известно, что именно молодежь является одним из важнейших субъектов социальных перемен, нравственным барометром общества, огромной, если не основной, инновационной силой любой страны.

Казахстанская молодежь хорошо осознает необходимость развития новых научных связей, партнерских контактов со странами Содружества в области науки, образования и подготовки кадров. И такое стремление, а также инициативу молодежи нужно всячески поддерживать и развивать. Поэтому Ассамблея народа Казахстана активно поддержала предложенный научный интеграционный проект, идею совместного проведения молодежного научного форума и его принципиально актуальнейшую для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия тематику.

На конференцию мы пришли, как говориться, не с пустыми руками. Общественный фонд и Научно-экспертный совет при Ассамблее народа Казахстана учредили специальные дипломы и поощрения за лучшие научные доклады, в которых научные идеи направлены на укрепление сотрудничества в интересах взаимодействия молодежи на евразийском пространстве.

Полагаю, что на данной конференции состоится открытый обмен научными мнениями, смелыми идеями, что в не далеком будущем составит ландшафт новых прогрессивных и цивилизованных отношений между странами. Убежден, что здесь молодым ученым предоставляется уникальная возможность ведения конструктивного диалога по широкому кругу важнейших научных проблем и актуальных вопросов современности.

Желаю всем участникам конференции творческих успехов, поиска благоприятных форм для общения и обмена новыми идеями.

Құрметті конференция қатысушылары!

Аталған ғылыми шара аясында болашақтың ұлы ғалымы өсіп-жетіліп, қоғамды алға тартатын тұлға қалыптасатынына сенімдімін! Барлықтарыңызға шығармашылық табыс, жарқын ой мен мойымас жігер тілеймін!

Назарларыңызға рахмет!

Благодарю за внимание!

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение