Д. Сулеев: Мой совет - меньше пиар-проектов, больше реального дела

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мне кажется, что сама постановка вопроса, движение в Европу как путь к более высоким стандартам качества жизни, более высокому качеству демократических свобод в любом случае полезна для страны. Тем более что, как уже неоднократно отмечалось, с точки зрения развития демократических процессов, Казахстан лидирует в центральноазиатском регионе. Теперь важно найти себе новую точку сопоставления не со странами-соседями, где происходят достаточно неоднозначные процессы, а мерить себя по рамкам высоких стандартов, европейской демократии. И только тогда можно будет реально понять, какое именно место занимает Казахстан в глобальном рейтинге конкурентоспособности не экономик, нет, а именно стандартов качества жизни. Это и будет реальное, объективное место, которое занимает Казахстан в современном, быстроменяющемся мире.
Д. Сулеев: Мой совет - меньше пиар-проектов, больше реального дела

Интервью журнала "ЕвроАзия" с главным редактором сайта ИАЦ, Джанибеком Сулеевым.

********************************************************************************

В последнее время в российских СМИ вновь обострилась полемика по вопросу о выборе дальнейшего вектора развития Центральноазиатских государств. На ваш взгляд, в каком направлении будет двигаться Республика Казахстан?

Я не политик и не политолог, а журналист. Поэтому обойдусь без мудрых геополитических рассуждений, моя точка зрения скорее всего будет субъективной.

Все-таки я глубоко убежден, что политика многовекторности, характерная для республики Казахстан с момента обретения независимости, будет сохранена. Нет смысла резать курицу, которая несет золотые яйца. Распределение приоритетов во внешней политике между Москвой, Брюсселем, Вашингтоном и Пекином позволяет Казахстану прочно занимать устойчивую позицию на международной арене и являться инициатором глобальных проектов, связанных с формированием новой стратегии безопасности. Я полагаю, что приоритеты во внешней политике, обозначенные несколько лет назад нашим президентом, в целом будут сохранены.

Наша многовекторность разновесна. Но российский вектор, без сомнения, перевешивает и американский и китайский.

И все-таки программа Казахстанский путь, призванная упрочить позицию страны на международной арене, имиджевый проект или за ней стоят какие-то более глубокие системные задачи?

Казахстанский путь в Европу - государственная программа, которую приняли не только исходя из расчета улучшения имиджа страны, либо эффективного странового пиара, но, как неоднократно прежде отмечалось, это движение к новым стандартам, более высокому качеству жизни, дальнейшему развитию процессов демократизации внутри страны, с точки зрения прав человека, оптимизации системы неправительственных организаций, свободы СМИ. Обратите внимание, сейчас, когда достаточно остро стоит проблема свободы слова внутри интернет-пространства Казахстана, органы, которые непосредственно контролируют этот процесс, действуют с оглядкой на международную реакцию. Вынуждены так себя вести.

Председательство в ОБСЕ Казахстана в 2010 году, принятие государственной программы накладывают на чиновников определенные обязательства, т.е. уже невозможно строить свои отношения с медийным сообществом, с журналистами только лишь на основе прямых указаний. Так или иначе, но нужно налаживать диалог, искать точки соприкосновения, необходимо понимать позицию журналиста. Как мне кажется, постепенно шаг за шагом ощущение большей свободы будет пропитывать ткань отношений между властью и обществом. И нет сомнений, что эта программа, пусть это даже некий идеал, к которому нужно стремиться, будет накладывать ряд обязательств на наших чиновников. Необходимо вводить госслужащих в пространство взаимоотношений, в котором их действия, правила поведения будут четко нормированы.

Ни для кого не секрет, что Россия обеспокоенна возможным усилением американского влияния в Центральной Азии в связи с проведением операций в Афганистане. Вы, как журналист чувствуете, рост западного влияния в Казахстане в противовес российскому присутствию - культурному, образовательному, социально-гуманитарному?

Это довольно сложный вопрос, на мой взгляд. Потому что у России есть все возможности для того, чтобы взаимодействовать с Казахстаном более эффективно, в том числе в сферах, которые вы обозначили: гуманитарной, образовательной, социо-культурной. Российское телевидение, русскоязычная пресса, русский язык имеют достаточно устойчивые и прочные позиции. Не смотря на то, что у нас достаточно эффективно реализуется программа государственного языка, не могу сказать, что русскоязычная журналистика и сфера применения русского языка сокращаются настолько, что это могло бы представлять какую-то угрозу для российских интересов в Казахстане.

Но в тоже время необходимо понимать, что возрастает глобальная конкуренция не только из-за столкновения интересов супердержав, а как часть объективного общемирового процесса глобализации. Если раньше в первые постсоветские годы российское образование не имело конкурентов для абитуриентов, желающих учиться за переделами Казахстана, то сейчас предлагаются альтернативы.

У молодежи появляется возможность сравнивать уровень и качество образования в Китае, Европе, Соединенных Штатах и России. Российское образование по-прежнему выигрывает в каких-то моментах. Работодатели могут отдать предпочтение дипломам МГУ. Но в целом ряде направлений европейские, американские, китайские ВУЗы работают в Казахстане более активно. Поэтому готовность России к глобальной конкуренции не только в Казахстане, но на центральноазиатских образовательных рынках, очень серьезный вопрос. Мой совет - меньше пиар-проектов, больше реального дела: школы журналистики, филиалы вузов, центры переподготовки кадров.

Возвращаясь к казахстанской программе «Путь в Европу», как по-вашему, насколько вероятно, что системное изменение ценностных ориентиров казахстанцев произойдет в самые ближайшие годы? Или эта программа рассчитана на неопределенный срок, исчисляемый десятилетиями?

Думаю, что ответить на этот вопрос вряд ли кто-то сможет, конкретными сроками оперируют бюрократы. Даже казахстанский МИД, который, кстати, очень эффективно работает над реализацией этой программы, вряд ли может четко определить параметры временных ограничений. Например, возникла ситуация кризиса, и сразу многие ориентиры развития, казавшиеся ранее незыблемыми, подверглись сомнению. Уже невозможно предугадать, каким будет посткризисный мир. Поэтому говорить однозначно, что в короткой срок, или напротив, в долгосрочной перспективе произойдет сближение ценностных позиций, которые мы называем евразийскими, с европейском традицией, нельзя. Лично я ответить на этот вопрос не берусь. У нас есть Европейский Клуб, лучше этот вопрос к ним адресовать.

Мне кажется, что сама постановка вопроса - движение в Европу как путь к более высоким стандартам качества жизни, более высокому уровню демократических свобод полезна для страны. Тем более что, как уже неоднократно отмечалось, с точки зрения развития демократических процессов, Казахстан лидирует в центральноазиатском регионе. Но есть хорошая поговорка - молодец среди овец. Теперь важно найти себе новую точку сопоставления не со странами-соседями по региону, где происходят достаточно неоднозначные процессы, а мерить себя по рамкам высоких стандартов европейской демократии. Только тогда можно будет реально понять, какое именно место занимает Казахстан в глобальном рейтинге конкурентоспособности не экономик, нет, а именно стандартов качества жизни. Вот это и будет реальное, объективное положение, которое занимает Казахстан в современном, быстроменяющемся мире.

по материалам журнала "ЕвроАзия"

Теги: Казахстан

Поделиться: