Юлия Якушева. Интеграция как инструмент борьбы с кризисом.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Последние данные о состоянии казахстанской экономики свидетельствуют о том, что антикризисные меры, предпринимаемые казахстанским руководством, начинают давать позитивные результаты. Свидетельством этого стали прогнозы по иностранным инвестициям в РК, озвученные главой Нацбанка Казахстана Григорием Марченко.Казахстанский финансист отметил, что только китайские инвестиции могут составить цифру порядка 10 млрд. долларов, а приоритетным направлением для иностранных инвесторов станут крупные проекты типа «Кашаган» и «Тенгиз».
Юлия Якушева. Интеграция как инструмент борьбы с кризисом.

Последние данные о состоянии казахстанской экономики свидетельствуют отом, что антикризисные меры, предпринимаемые казахстанским руководством,начинают давать позитивные результаты. Свидетельством этого стали прогнозы поиностранным инвестициям в РК, озвученные главой Нацбанка Казахстана ГригориемМарченко.

Казахстанский финансист отметил, что только китайские инвестиции могутсоставить цифру порядка 10 млрд. долларов, а приоритетным направлением дляиностранных инвесторов станут крупные проекты типа «Кашаган» и «Тенгиз».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также выразил удовлетворениеходом реализации антикризисной программы, о чем можно судить из выступленияПремьер-министра РК Карима Масимова на заседании Межгосударственного советаЕврАзЭС. Собственно говоря, первый и второй факт между собой, очевидно,коррелируют. Иностранные инвесторы постепенно успокаиваются и снова начинаютдоверять прогнозам казахстанского правительства. Приток капиталов даетвозможность профинансировать наиболее важные для развития национальнойэкономики сферы, причем не только сырьевые, но так же и те, которые напрямуюсвязаны с более высоким уровнем развития казахстанской экономики иориентированы на стратегию индустриального прорыва.

Какие факторы позволяют Ак Орде смотреть в будущее с оптимизмом? Преждевсего, это реальное осознание партнерами Казахстана по СНГ необходимостисистемной координации усилий по борьбе с кризисными явлениями. Именно к этомуформату взаимодействия в течение долгого времени призывал своихколлег-президентов Нурсултан Назарбаев, однако оказалось необходимо гораздобольше временных затрат на то, чтобы количество перешло в качество. То естьключевые экономические интеграционные проекты на постсоветском пространственачали работать с более высокой степенью эффективности.

Итоги заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и решения поТаможенному Союзу являются лучшим свидетельством этого обстоятельства.Достижение договоренностей по консолидированному вхождению стран-участниц Таможенного Союза в ВТОлучше, чем все пространные рассуждения о пользе интеграции доказывает еегромадный экономический потенциал.

Таким образом, кризис выступил «неформальным ускорителем» интеграционныхпроцессов между странами СНГ.

Остается нерешенным вопрос о том, насколько такие меры, как формированиеАнтикризисного Фонда или Таможенного Союза позволят не только минимизироватьвлияние глобальных факторов экономических пертурбаций для экономик Казахстана иРоссии, но в плане более глубоком позволит через развитие интеграционныхпроцессов перейти к построению посткризисных экономик.

В этом отношении позиции экспертов расходятся. И заметно, что есликазахстанские специалисты чуть более оптимистичны в своих оценках, то российскиеаналитики приходят к гораздо более осторожным, если не сказать пессимистическимвыводам.

Какие же аргументы на стороне оптимистов? Прежде всего, субъективныйфактор: осознание национальными элитами России и Казахстана невозможностидальнейшего развития в рамках экстенсивного пути. Интенсивный формат развитиябудет определен инновационной экономикой, основанной на знаниях. Именно в этомконтексте можно рассматривать еще одно важное решение в рамках ЕврАзЭС, связанное с созданием Центраинноваций.

Объединение научного и кадрового потенциала России и Казахстана, создание совместных Центров поподготовке и переподготовке кадров - это мера, которая дает мультипликативныйэффект, выполняя роль антикризисной инициативы и создавая возможности дляпоступательного движения вперед, на новый уровень.

Кризис со всей очевидностью показал, что главные проблемы дляпостсоветских стран лежат в области несоответствия кадрового потенциаламасштабным политическим задачам, которые формирует политическая элитыстран-евразийских партнеров. Поэтому можно предположить, что вслед затитанической работой по согласованию таможенных тарифов, реальная интеграциякоснется и других сфер, прежде всего, научной и образовательной.

Именно объединенный человеческий капитал двух наших стран станетфундаментом мощного модернизационного рывка, обеспечивающего необходимыйуровень конкурентоспособности России и Казахстана.

Теги: Казахстан

Поделиться: