Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Страна, обреченная на великие ожидания.

11.06.2009

Автор:

Теги:

Джанибек Сулеев, Алматы. Главный редактор ИАЦ.

     Завтра северный сосед Казахстана отмечает один из главных государственных праздников - День России. Поздравляя с этим красным днем календаря ее граждан, включая российских коллег-журналистов, накануне «Известия-Казахстан» решили поразмышлять над вопросами, которые, думается, небезразличны жителям обеих стран, между которыми одна из самых протяженных дружественных сухопутных границ на земле.
В недавно опубликованной концепции национальной безопасности России нет очевидных сенсаций или поводов для беспокойства в тех странах, которые традиционно считаются ближайшими партнерами РФ. Последовательность и преемственность в настоящий момент являются главными элементами нынешнего внешнеполитического курса Кремля. Но в то же время в условиях глобального кризиса доверия, который все глубже проникает в ткань системы мировой политики, образы России во внешнем мире, в том числе в постсоветских странах, очерчены недостаточно ясно.
     Между тем в самостоятельную жизнь входят молодые люди, не имеющие опыта советского «общежития». Для них Москва находится примерно в том же ценностном ряду, что и большинство других мегаполисов мира. Пятнадцать-двадцать лет назад для выпускника-медалиста школы из казахстанской провинции пределом мечтаний было попасть в один из престижных московских вузов. А сегодня он может выбирать уже не только МГУ, но и между Гарвардом, Итоном или же Пекинским университетом.
     В постсоветских странах формируются новые страхи в отношении новой России, часто говорят о возрождении имперских амбиций, тенденциях ксенофобии в молодежной среде. Нехватка объективной информации порождает новые мифы, которые мешают непредвзятому восприятию «большого соседа». Поэтому мы вправе задаться вопросом: что такое современная Россия? Страна огромных потенциальных возможностей? Важнейший геополитический игрок, жестко конкурирующий с другими центрами силы? Или же это государство, стремящееся к выгодному для всех сторон партнерству, в том числе в рамках интеграционных проектов?
      На наш взгляд, Россия - это прежде всего страна, которая обречена на завышенные ожидания со стороны своих соседей. Глобальные задачи и цели заставляют оценивать успешность их реализации по гамбургскому счету. В повестку дня для России включаются все новые темы, но, как и десятилетие назад, главным остается вопрос о соотношении интеграционных процессов с желанием политических элит новых независимых стран выстраивать эффективные национальные государства. Эта дилемма, как оказалось, стала одной из самых сложных психологических проблем для элит. Нынешняя российская власть свой выбор, похоже, сделала.
     Стремление РФ к укреплению двустороннего взаимодействия просматривается на примере динамично развивающихся российско-казахстанских отношений. Однако в чем состоит идейная основа интеграционных инициатив, которые так часто провозглашают лидеры двух государств? Дань ли это тенденции глобального взаимодействия в экономической и политической сферах или же действительно РК и РФ связывают незримые прочные нити, основанные на общих ценностях, сходстве ориентиров развития, общем гуманитарном и культурном пространстве?
     С начала XXI столетия Россия наращивает свой экономический, военный и политический потенциал. В прошлом остались попытки «встроиться» в западную модель современного мира. Глобальный экономический и финансовый кризис показал, однако, что идеальных моделей не существует. И поиск Россией собственного пути, создание региональных альянсов, способных объединить ресурсы двух или нескольких стран для борьбы с негативными трендами, связаны не с попыткам российского руководства выстроить новый «железный занавес» по периметру постсоветского пространства, а с важнейшим объективным обстоятельством - в эпоху глобализации происходит одновременное усиление всей системы региональных связей
     Российская экономика выдержала первую волну кризиса, и, несмотря на растущие социальные издержки, политические и бизнес-элиты не только рассчитывают восстановить прежний докризисный потенциал, но и смело заглядывают в будущее, стремясь сформировать контуры посткризисного мира, определить то место, которое в нем будет занимать Россия. «Сменятся лидеры экономического развития, модель поведения в экономической сфере, модели функционирования самих экономических рынков. Новым моделям, которые будут созданы в ближайшие годы, предстоит пройти испытание на прочность, доказать свою эффективность», - отметил президент России на торжественной церемонии открытия экономического форума в Петербурге.
     Выбор очевиден - идти по пути построения хозяйственной модели XXI столетия, основанной на инновационных механизмах и свободной от привязки к сырьевым отраслям. Другое дело, что России, как и Казахстану, только предстоит перейти к реальной диверсификации. В этой точке интересы Москвы и Астаны не просто соприкасаются. Можно с уверенностью сказать, что эффективное взаимодействие между двумя странами-партнерами как раз и создает возможность для реализации этой амбициозной задачи как для РК, так и для РФ.
     Как справедливо отметил первый заместитель министра иностранных дел Казахстана Нуртай Абыкаев, «наша политика наполнена не только прагматическими соображениями, но и искренним душевным стремлением друг к другу. Сегодня существуют все условия, чтобы российско-казахстанское сотрудничество развивалось и дальше такими же высокими темпами. И это всегда был диалог равных, стран, уважающих друг друга и искренне стремящихся к нахождению точек соприкосновения во всех без исключения важных вопросах».
     Эти слова находят подтверждение в практической деятельности двух стран. Россия и Казахстан выступают главными инициаторами целого ряда важнейших интеграционных проектов. Целью № 1 является развитие ЕврАзЭС и создание Таможенного союза. Например, с 1 января 2010 года планируется поэтапно запускать механизм, в рамках которого будут ликвидированы таможенные барьеры, согласованы единые тарифы на несколько тысяч наименований товаров. Вполне вероятно, что создание ТС ускорит вхождение России и Казахстана в ВТО, но не поодиночке, а в «общем формате», что позволит двум странам-партнерам эффективнее отстаивать общие интересы в сложных переговорах с этой влиятельной организацией.
     Столь же актуальным является взаимодействие России и Казахстана в рамках ОДКБ, тем более что в настоящий момент достаточно ясно определены главные вызовы и риски, которые должна отражать эта организация. Речь идет о терроризме, наркотрафике, различных формах радикального экстремизма.
     В то же время Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев, являясь последовательными сторонниками интеграции, неоднократно подчеркивали необходимость формулирования общих правил игры для всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве, поскольку главным изъяном системы взаимодействия на пространстве СНГ был эгоизм национальных элит и нежелание работать одной командой для достижения общей цели.
     Именно поэтому во время одной из встреч российского и казахстанского лидеров, прошедшей в прошлом году, Нурсултан Назарбаев предложил развивать интеграционные проекты с участием тех стран, которые к этому готовы. «Остальные могут присоединиться со временем», - подчеркнул казахстанский лидер. Опыт взаимодействия в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ лишний раз подчеркнул правоту этого утверждения. У казахстанских и российских реформ общая идеология - идеология практического евразийства. Выражая собственные интересы, российская политическая элита пришла к пониманию важности и необходимости создания позитивного образа страны. Отстаивая не на словах, а на деле принципы истинного партнерства, сохраняя общие ценностные ориентиры, единое видение образа будущего, совпадающие идеологии развития Россия и Казахстан готовы вступить в новый посткризисный этап развития.

Известия-Казахстан


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение