Юлия Кудряшова: ПОЛИТИКА ЕС В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Россия и Евросоюз должны быть больше заинтересованы не в геополитическом соперничестве, а в координации своей политики в масштабах черноморского и кавказского региона. В наших общих интересах стремится к тому, чтобы инициативы ЕС и России на пространстве СНГ слились в единый процесс. При этом Москва и Брюссель имеют общие интересы в Закавказье, и не исключено, что они смогут успешно сотрудничать в этом регионе. Россия заинтересована в политической и экономической стабильности стран этого региона. В частности, Брюссель и Москва имеют такие общие цели на Южном Кавказе, как борьба с преступностью и терроризмом, демилитаризация. Было бы полезно усилить диалог Евросоюза и России в сфере политики и безопасности, в частности, в вопросах постконфликтного строительства в Грузии.
Юлия Кудряшова: ПОЛИТИКА ЕС В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ

ПОЛИТИКА ЕС В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯРОССИИ

(доклад на конференции в Бухаресте)

Россия и стран СНГ разведены по разным направлениям внешнейполитики Евросоюза. Кроме того, в настоящее время на повестке дня не стоитвопрос о принятии России в ЕС. Что касается других стран СНГ, то подобнаявозможность не отрицается в далекой перспективе. В целом, политика ЕС напостсоветском пространстве создает серьезный конфликтный потенциал в отношенияхс Россией сразу по нескольким направлениям. Россия полагает, что восточноепартнерство ЕС несет в себе угрозу серьезных геополитических и экономическихпотерь для Москвы, это вмешательство в традиционную зону влияния России. Припопытках демократизации в странах, которые Москва относит к своей сферевлияния, столкновение европейской и российской политики неизбежно. Кроме того,выведение региона из энергетической и транспортной зависимости от Москвы видитсяодной из ключевых задач ЕС. Поэтому восточное партнерство намечает созданиеюжного энергетического коридора в обход России под предлогом энергетическойбезопасности.

Вместе с тем, вывод России за пределы программы восточноепартнерство означает попытку перевести урегулирование кавказских проблем,прежде всего, на европейский уровень. Похоже, что в своей «новой восточнойполитике» ЕС готов рассматривать весь Кавказ как целостный регион, не разделяяпроблемы «независимого» Южного Кавказа и российского Северного Кавказа. Этобудет особенно негативно воспринято в России.

Представляется, что Восточное партнерствонаправлено на то, чтобы обозначить новую линию, границу между темигосударствами, которые войдут в эту программу, и между Россией. Мы слышимзаверения из Брюсселя о том, что программа восточное партнерство не являетсяпопыткой создать новую сферу влияния, этот процесс не направлен против России. В2004 г.в рамках документа о создании четырех общих пространств между Москвой и Брюсселемзафиксировано наше общее согласие, что интеграционные процессы, которыеразвивает Евросоюз, не должны противоречить интеграционным процессам напостсоветском пространстве, и что мы не будем делать ничего, что приводило бы кпротиворечию между этими двумя процессами. ЕС следует более ответственно относитьсяк партнерству с Россией. При реализации «Восточного партнерства» необходимо учитыватьзаконные интересы Москвы в зоне ее привилегированной ответственности и учитыватьобязательства России по развитию интеграционных процессов на пространстве СНГ.Важно не допустить формирования новых разделительных линий на европейскомконтиненте. Поэтому справедливо предоставить России право голоса при решениимеждународных вопросов, касающихся интересов Москвы.

Для государств СНГ восточное партнерство – это возможностьдиверсификации их внешней политики, противовес в отношении России, а такженовая форма поддержки. Необходимо учитывать, что столкновение стратегическихинтересов ведущих мировых и региональных игроков - России и Евросоюза, с однойстороны, может создать условия для ускоренного политического и экономическогоразвития Южного Кавказа; с другой стороны, данное соперничество может взначительной степени увеличить и без того обширный конфликтный потенциалрегиона. Государства СНГ значительно отстают от европейских стандартов и поуровню развития демократии и гражданского общества, и по уровню экономическогоразвития. Представляется сомнительным партнерство со странами, либо враждующимимежду собой, либо не отличающимися стабильностью. Кроме того, географическаяблизость черноморского региона и Южного Кавказа к Ближнему и Среднему Востокуповышает вероятность превращения региона в зону активности радикальныхисламских и международных террористических организаций. Что касаетсяпотенциальной интеграции государств черноморского региона с Евросоюзом, тоздесь просматривается сохранение следующих проблем, несущих угрозубезопасности: слабая коррумпированная власть, наркотрафик, открытые длямеждународных террористов границы, нестабильность в связи с неурегулированнымиконфликтами.

Если рассматривать государства региона в отдельности, то Тбилиси,в первую очередь, добивается от Брюсселя посредничества в отношениях с Москвой.Между тем, Евросоюз в этом плане не оправдал надежд Грузии, предпочтя повозможности дистанцироваться от кризиса в отношениях между Тбилиси и Москвой.ЕС воздержался от прямого вмешательства в российско-грузинские отношения, играяроль нейтрального арбитра, и именно это в перспективе может укрепить позиции ЕСкак честного посредника.

Диверсификация поставок энергоносителей является одной изосновных задач ЕС, и Грузия, благодаря своему географическому расположению,способна оказать помощь в достижении этой цели. Вместе с тем, в случае усиленияуровня конфронтационности как в самой Грузии, так и в ее отношениях с Россией,у европейских стран может быть подорвано доверие к способности Тбилисигарантировать безопасность стратегических для Евросоюза трубопроводов. Крометого, высокий уровень коррупции и неэффективно функционирующие законыограничивают воздействие помощи ЕС на ситуацию в Грузии. Но основнымпрепятствием партнерству ЕС с Грузией являются территориальные конфликты инеурегулированные отношения с Россией.

В России существует представление, что Евросоюз заинтересованв быстрой смене правящего режима в Армении, используя различные рычаги влияния,и преследует цель иметь контролируемое армянское руководство. В данном вопросеосновным препятствием для ЕС является стратегическое партнерство Армении сРоссией. Ведь Москва играет ведущую роль по урегулированию территориальныхпроблем, существующих между Арменией и Азербайджаном.

Россия в своей конкуренции с ЕС за влияние на Азербайджан пользуетсятаким важным преимуществом как сохранившаяся инфраструктура для экономическогосотрудничества и традиции политического взаимодействия. Азербайджан в настоящеевремя находится перед выбором: либо самостоятельно, но при поддержке ЕС,выходить на западный рынок энергоресурсов, либо действовать в тесномсотрудничестве с Москвой. В первом случае это дает больше свободы действий, аво втором - готовую инфраструктуру, опыт и инвестиционную поддержку совместныхпроектов.

Развивая партнерство с Украиной, ЕС должен быть осторожен,учитывая январское приостановление поставок газа в Европу, продолжавшеесянесколько недель во время спора между Москвой и Киевом. Возможны осложнения всвязи с тем, что Киев ограничен в средствах для оплаты поставок энергоресурсов,следовательно, Украина может вновь продемонстрировать себя в качествененадежного партнера.

Несмотря на то, что вопрос о приеме Турции в ЕС фактическиотложен до лучших времен, Брюссель охотно пользуется значительным влияниемТурции на Кавказе, в черноморском и каспийском регионах в собственных целях.Речь идет о различных инициативах в сфере свободной торговли, развития, безопасностии прав человека, а также – что, пожалуй, самое главное –создания маршрутовпоставок энергоносителей из Центральной Азии, не контролируемых Россией.Между тем, правовые нормы ЕС запрещают доминирование одной страны вэнергетической сфере Общего рынка. Как следствие, усиленно пропагандируютсятурецкие варианты прокладки трубопроводов, которые предназначались бы дляперекачки азербайджанской и центрально-азиатской нефти на Запад. Они привлекательныдля государств СНГ тем, что ликвидируют одностороннюю привязку поставокуглеводородного сырья к коммуникациям, проложенным по территории России. Однакоздесь встает вопрос о наполнении трубопроводов, идущих в обход России.Альтернативные источники энергоресурсов не определены: Иран и Ирак отличаютсянестабильностью, что не позволяет рассматривать их в качестве ключевыхпартнеров, а каспийские государства львиную долю своих ресурсов продают Россиидля дальнейших поставок в Европу.

Наэтом фоне реализация проекта Южный поток обещает стать не только очередным факторомсоперничества между Россией и Турцией за влияние в Европе, но и понизитзначимость Анкары как крупного энергетического узла в обеспечении поставокэнергоносителей в Европу. Проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис,включающий в себя сооружение крупных нефтехранилищ на черноморском побережьеБолгарии, совместно с Южным потоком фактически создает в этой стране крупныйэнергетический узел, конкурирующий с турецким, но уже на территориигосударств-членов ЕС. Большую значимость для достижения этой цели приобретаеттакже проект сооружения газохранилищ в Румынии. В свою очередь, Турция, выдвигавшаяусловия поставщикам о предоставлении ей эксклюзивных прав на перепродажу природногогаза на европейские рынки, лишается возможности влияния на них.

Вполитическом плане сам факт начала переговоров Брюсселя с Анкарой оказывает серьезноевоздействие на весь Черноморский регион, закрепляя его все большую оторванностьот России и от поддерживаемых ею интеграционных проектов. Можно ожидать, чтопринятие Турции в ЕС приблизит аналогичное решение в отношении стран СНГ,которые, воодушевившись успехами Анкары, несомненно, активизируют интеграционныеусилия на европейском направлении. При финансовой поддержке ЕС влияние Анкарыздесь будет максимизировано. Вместе с тем, Турция становится важнымпротивовесом доминированию России в кавказском регионе. РФ сохраняет в Армениивоенное присутствие, которое в сложившихся в регионе условиях рассматриваетсякак фактор, препятствующий реализации возможных агрессивных намерений состороны Азербайджана и его поддержке со стороны союзнической Турции. Однакоучастие Анкары и Еревана в институциональных структурах Евросоюза минимизируетвероятность конфликтов между ними и даже вынудит к налаживанию сотрудничества.Во многом под давлением ЕС Анкара уже предпринимает шаги по налаживаниюотношений с Ереваном. Между тем, это вызывает недовольство со стороны братскогоТурции Азербайджана. Анкаре необходимо учитывать, что нормализация отношений сЕреваном будет расценена Баку как предательство. Как следствие будет подорванодоверие к Турции со стороны остальных тюркских государств СНГ, которым Анкарастремится покровительствовать. Вместе с тем, Турция представляет интерес для ЕСво многом благодаря своему влиянию в каспийском регионе.

Однаконеобходимо отметить позитивные моменты возможной интеграции Турции в Евросоюз.Россия и как поставщик сырья, промышленной продукции и военных технологий, икак потребитель турецких товаров и услуг является одним из важнейших партнеровАнкары. В данном контексте принадлежность Турции к единому рынку ЕС расширяетвозможности для многосторонних проектов с участием России. РФ заинтересована втом, чтобы Турция соответствовала западноевропейским экономическим стандартам.

Более того,перспектива вступления Турции в ЕС препятствует широкомасштабной исламизациитурецкой общественной жизни. И в этом контексте сближение Анкары с Европойвыгодно Москве, которая не заинтересована в радикализации турецкого ислама иусилении его влияния вблизи наших границ. Кроме того, Москве выгоднее развиватьотношения с государством, согласующим свою внешнюю политику с Брюсселем. В этомслучае исключается возможность конфронтации с турецкими националистами.

Вместе с тем, в последнее время сотрудничествоТурции с Россией развивается весьма плодотворно, возрастает взаимное довериемежду двумя государствами. Анкара продемонстрировала себя в качестве партнераМосквы во время грузинского конфликта. Позиция Турции по данному конфликтутакже была близка принципам Общей внешней политики и политики безопасности ЕС.Анкара поддержала посредничество ЕС в урегулировании грузинского конфликта идоговоренности Медведева-Саркози. Показательно, что Турция препятствовалапроходу через черноморские проливы военных кораблей США. Это было продиктованонежеланием Анкары, чтобы Черное море стало «внутренним озером» НАТО. Крометого, Турция не заинтересована в усилении Грузии за счет баз НАТО. В этомслучае Тбилиси превратился бы в геополитического конкурента Анкары в черноморскомрегионе в качестве привилегированного партнера США. В отличие от Грузии Турцияпозволяет себе самостоятельные действия во внешней политике, которые не всегдасовпадают с интересами США.

Таким образом, интеграция государствчерноморского региона в европейские структуры может полностью вытеснить отсюдаРоссию, а развитие транспортных и энергетических коридоров по европейскимпроектам отсечь Россию от Индии, Ирана и других стран Южной Азии. При этом ЕСстремится к обеспечению прямых выходов в перспективный нефтеносный регионКаспия. Без достижения этой цели Евросоюз оказывается в двойной зависимости –от поставок энергоносителей из России и из каспийского региона, но прироссийском посредничестве. А это напрямую нанесет ущерб интересам Европы,которая стремится к диверсификации источников импорта нефти и газа.

Россия, не будучи в состоянии конкурировать сЕС в финансовой сфере, все же сохраняет свое военно-политическое присутствие вчерноморском регионе, опираясь на гуманитарные и социально-экономические традициивзаимодействия с государствами постсоветского пространства. Россия предлагаетэтим странам гарантии безопасности и экономическую помощь. В частности, вРоссии существует более открытый рынок труда для выходцев из этих стран, чем вЕС. В свою очередь, ЕС предлагает через восточное партнерство лишь некийгипотетический вариант достойного будущего при ограниченном финансировании.

Россия и Евросоюз должны быть большезаинтересованы не в геополитическом соперничестве, а в координации своейполитики в масштабах черноморского и кавказского региона. В наших общихинтересах стремится к тому, чтобы инициативы ЕС и России на пространстве СНГ слилисьв единый процесс. При этом Москва и Брюссель имеют общие интересы в Закавказье,и не исключено, что они смогут успешно сотрудничать в этом регионе. Россия заинтересованав политической и экономической стабильности стран этого региона. В частности,Брюссель и Москва имеют такие общие цели на Южном Кавказе, как борьба спреступностью и терроризмом, демилитаризация. Было бы полезно усилить диалогЕвросоюза и России в сфере политики и безопасности, в частности, в вопросахпостконфликтного строительства в Грузии. В целом, ЕСследует совместно с Россией разработать инициативы, цель которых - начало наЮжном Кавказе мирного и стабилизационного процесса. Эти инициативы должныбазироваться на мирном совместном проживании и уважении суверенитета иинтересов соседних государств.

КУДРЯШОВА Ю.С., к.и.н., научный сотрудникЦентра Евро-атлантической безопасности МГИМО (У) МИД России

Поделиться: