Гаипов Зулфухар:Глобализация демократии и ее парадоксы в национальных государствах
Автор: ИАЦ МГУ
В современной политической науке отмечается феноменглобализации демократизации как существенной характеристики политическихпроцессов современности. В обоснование этого можно привести следующее:
- во-первых,глобальное распространение идеи демократии как основы легитимности политическойвласти, обеспечиваемое прогрессом информационных технологий, ведет к ослаблениюдиктатур. На фоне глобализации демократии происходят гуманизация илиберализация стандартов правления. Не желая терять свою репутацию в глазахмирового сообщества, многие авторитарные режимы ослабляют давление на население,допускают определенные гражданские и политические свободы. Способность (ивозможности) авторитарных режимов угнетать собственное население существенноуменьшаются. Они не в состоянии проводить массовые репрессии и дажепреследовать отдельных инакомыслящих без того, чтобы это не стало известно зарубежом. Подавление оппозиции чревато международной изоляцией. Например, Китайпострадал от эмбарго на поставки оружия, введенное после подавлениястуденческих демонстраций в июне 1989г.
- во-вторых, формирование международных правовых режимов: Европейский суд по правам человека,Международный уголовный суд, институт международных трибуналов, (Нюрнбергский,Токийский, Международный трибунал по бывшей Югославии, подготовка к проведениюаналогичных судов по Кампучии и Руанде)
На наш взгляд, очень важно дать анализ глобализациидемократии в контексте реальной политической практики, в свете теориимодернизации. Отмечая широкое распространение демократии в мире, С.Хантингтонконстатирует следующее: «Получившая начальные импульсы в Южной Европе - вИспании, Португалии и Греции, - волна демократизации прокатилась по ЛатинскойАмерике, затронув там все страны, за исключением Кубы. Затем она переместиласьв Азию, где на Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Пакистане и Бангладеш на сменуавторитарным режимам пришли демократически избранные правительства. В 1989году эта демократическая волна накрыла Восточную Европу, а еще через два года -Советский союз. Демократизация заявила о себе усилением роли электоральногопроцесса и в странах Ближнего Востока, таких, как Йемен и Иордания... чтоособенно важно, на путь демократии прочно встала Южная Африка. Демократическиевеяния дали о себе знать даже в странах, от которых этого меньше всего ожидали.Кто бы мог еще несколько лет назад помыслить, что в начале 90-х годовдемократически избранные правительства придут к власти в Албании, Монголии,Непале и Бенине?» [1].
Рассматривая процесс демократизации как «императив времени»,исследователи проблемы тем не менее отмечают, что становлению эффективнойдемократии предшествуют экономические, социальные, политические, культурные идр. предпосылки. К социально-экономическимпредпосылкам демократии традиционно относят: высокий уровеньиндустриализации и урбанизации; определенный уровень благосостояния и «качестважизни»; достаточное развитие средств массовой информации; значительную степень грамотности граждан; подъемсреднего класса. Многие западные исследователи проблемы (в частности, Д.Лернер, С. Липсет, Д.Нойбауэр и др.) называют их в качестве первичных условийформирования стабильной демократии и всесторонней модернизации общества.
Однако в последние годы такой исследовательский взгляд напроблему пересматривается с учетом опыта перехода к демократии многих развивающихсястран. Так, Д. Растоу занимает диаметрально противоположную исследовательскуюпозицию: «для демократии не требуетсякакого-либо минимального уровня экономического развития и социальнойдифференциации [2, c. 660]. По его мнению, различные «экономические исоциальные индикаторы», которые в исследовательской литературе определяютсякак «предварительные условия демократии», выглядят, по меньшей мересомнительно. В частности, Д. Растоу совершенно справедливо указывает на рядстран с высоким уровнем экономического развития, которые, тем не менее, никакнельзя отнести к демократическим - Кувейт, нацистская Германия, Конго-Киншаса.И в то же время напоминает, что США в 1820 году, Франция в 1870 году, Швеция в1890 году не относились к развитым странам по показателям урбанизации,грамотности населения, дохода на душу населения и пр.
К политическим предпосылкамдемократии большинствоисследователей относят следующее:
- согласие элиты и основной массы граждан в отношении главныхпринципов политического устройства;
- признание ими необходимости конструктивной политическойоппозиции;
- активное участие граждан в политической жизни общества.Таким образом, основными политическими условиями эффективной демократизациипризнаны следующие: 1) консенсус среди большинства политически активных гражданотносительно общественной ценности демократии; 2) добровольное и сознательноепринятие ими демократических норм и процедур в социально-политической жизни.
Д. Растоу сформулировал это предварительное условиестановления демократии предельно лаконично и адекватно - «наличие национальногоединства», которое «означает лишь то,что значительное большинство граждан потенциальной демократии не должно и метьсомнений или делать мысленных оговорок относительно того, к какомуполитическому сообществу они принадлежат». И далее очень важная мысль: «Но предварительноеусловие перехода к демократии, о котором идет речь, полнее всего реализуетсятогда, когда национальное единство признается на бессознательном уровне, когда оно молчаливо признается какнечто само собой разумеющееся»[3, c.659].
Придавая большое значение «национальному единству» какединственному предварительному условию перехода к демократии, Д.Растоу счелнеобходимым пояснить свое понимание «консенсуса», который многие политологисчитают обязательным. Он подчеркивает: «Основа демократии - не максимальныйконсенсус... Это тоталитарные правители должны навязывать единодушие повопросам принципов и процедур... Суть демократии - в привычке к постояннымспорам и примирениям по постоянно меняющемуся кругу вопросов и при постоянноменяющейся расстановке сил»[ 4, c.660.].
Исследователи неоднократно подчеркивали, что становлениедемократии - длительный процесс . Встранах, где не существовало укорененных демократических традиций, переход кдемократии занимает столетия. В этой связи Д. Растоу ссылается на примерАнглии, где, по его мнению, этот процесс начался еще до 1640 года и не былзавершен вплоть до 1918 года»[ 5, c.658]. Однако в трудах английских классиков часто утверждается,что первым краеугольным камнем, заложенным в фундамент английской демократии,является «Великая Хартия Вольностей», принятие которой датируется 1215 годом.
Процесс демократизации, как замечено, имеет волнообразныйхарактер: фаза подъема сменяется фазой спада, движение вперед, достижениясменяются колебаниями, отступлениями, срывами, откатами назад. Анализируяданный процесс в глобальном масштабе, С.Хантингтон выделяет три волны процессадемократизации. Он констатирует: «Нынешняя ее волна, восходящая к 1974 году, -третья волна в мировой истории. Первая зародилась в США в начале XIX века идостигла своей кульминации после Первой мировой войны, когда в миреобразовалось около 32 демократических государств. Марш Муссолини на Рим в 1922году знаменовал собой начало возвратной волны, и к 1942 году в мире осталосьвсего 12 демократических стран. Вторая волна демократизации пришлась на периодпосле второй мировой войны и продолжалась до 60-х годов. Ее сменило попятноедвижение, в результате которого к 1973 году в мире стало меньшедемократических правительств (30), чем десять лет назад (36). Следуя этойлогике, в ближайшие годы можно ожидать третью возвратную волну» [6, c.697].
Многие ученые признают волновой характердемократизации и согласныс предлагаемой С. Хантингтоном периодизацией. Однако при этом они отмечают, чтотретья волна характеризовалась рядом особенностей, которые явились подтверждением сложности имногозначностирассматриваемого процесса. Среди них выделяются следующие:
-специфика итогов: «демократические транзиты» третьей волны в большинствеслучаев не заканчиваются созданием консолидированныхдемократий;
-значительное отличие исходных характеристик трансформирующихся политическихрежимов: от классического авторитаризма и военных хунт в Латинской Америке допосттоталитарного режима в странахВосточной Европы;
- более благоприятный международный контекст.
Средиполитологов нет единства в определении термина «демократизация». Чаще всего всамом общем смысле демократизацию рассматриваюткак переход от демократических форм правления к демократическим. Важноотметить, что расширительное использование этого понятия в целях характеристикиразличных видов общественных трансформаций, связанных с демократическойволной, далеко не всегда оправдано: процесс демократизации не всегда приводит кутверждению современной демократии. Некоторые исследователи предлагают использовать другое понятие - «демократический транзит», котороене предполагает обязательный переход к демократии, а указывает на тот факт, чтодемократизация представляет собой процессс неопределенными результатами. Поэтому эти исследователивыделяют собственно демократизацию как процесс появлениядемократических институтов ипрактик и консолидацию демократии каквозможный итог демократизации, предполагающий переход к современной демократии на основе укоренения демократическихинститутов, практик и ценностей.
В современнойполитической науке существуют различные подходы к изучению и объяснению содержания и факторов демократизаци..А.Ю. Мельвильпредлагает рассматривать теорию демократизации в рамках двух подходов: первого - структурного , опирающегося наанализ структурных факторов, и второго - процедурного,ориентированного на факторы процедурные (прежде всего выбор и последовательностьконкретных решений и действий тех политических акторов, от которых зависитпроцесс демократизации)[7].
Представители структурного подхода С. Липсет, Г. Алмонд и С. Верба, Р. Инглхарт, Л. Пай и др., пытаются выявить зависимость между некоторымисоциально-экономическими и культурнымифакторами и вероятностью установления и сохранения демократических режимов в различных странах. Этазависимость понимается именно как структурная предпосылка демократизации, тоесть обусловленная влиянием тех илииных объективных общественных структур, а не субъективными намерениями идействиями участников политического процесса.
В качестве основныхвыделяются три типа структурных предпосылок демократии: обретениенационального единства и соответствующей идентичности; достижение достаточно высокого уровняэкономического развития;массовоераспространение таких культурных норм и ценностей, которые предполагаютпризнание демократических принципов,доверие к основным политическим институтам, межличностное доверие, чувство гражданственности и т.д.
Из перечисленныхвыше условий демократии у современных исследователей не вызывает сомненийтолько одно - национальное единство и идентичность, предшествующеедемократизации. В отношениидругих высказываются критические замечания. Например, опровергается строгая зависимость между уровнемсоциально-экономического развития общества и демократией. В настоящее время существуютгосударства свысоким уровнем экономического развития и имеющие при этом недемократическийрежим (например, Сингапур). Можно выделить также государства с вполне сформировавшимсядемократическим типомотношений между политическими институтами и акторами, где при этом отмечается высокийуровень бедности и существование традиционных социальных структур и практик (например,Индия).
Характеризуя наличиенеобходимых культурных ценностей, как условие для возникновения демократии,важно подчеркнуть, что они скорее создают благоприятный климат для формирования стабильной, устойчивой демократии. Но, каксправедливо отмечает А.Ю. Мельвиль, предварительные условия и наличие корреляций - не одно ито же. Предварительныеструктурные условия - это такие, без наличия которых демократический переходневозможен. Корреляции же представляют собой необязательные предпосылки, а факторы,ускоряющие или замедляющие демократизацию[8,с. 13].
Эти несогласия поотношению к универсальности и обоснованности модели с конкретнымисоциокультурными предпосылками демократии повлияли на возникновение процедурного подхода ( Г. О'Доннелл и Ф. Шмиттер, Дж. Ди Палма, X. Линц, Т.Карл), который рассмотриваетэндогенные факторыдемократии и демократизации. По мнению его сторонников, действия тех акторов, которыеинициируют демократию, выбор ими определенной стратегии и тактики важнее для исхода этогопроцесса, нежели существующие ко времени его начала предпосылки демократии. Этот подход объясняетпроцесс демократизации через взаимодействие конкурирующих элит, которые выбирают в процессеполитического торгаорганизационные формы и институты нового политического устройства.
Таким образом, еслиструктурный подходориентируется на наличие «объективных» социальных, экономических, культурных идругих факторов, влияющих на благополучный или неблагополучный исходдемократических преобразований, то процедурныйв качестве необходимого основания демократизации и демократиивыделяет действия политических акторов, осуществляющих этот процесс преобразований.
Примером применениятакого подхода может служить выделение факторов, наличие которых необходимо для консолидациидемократии, предпринятое X. Линцем и А. Степаном. Они выделяют следующий ряд факторов, являющихсярезультатом определенных преобразований:
-формирование гражданского общества путем обеспечения взаимодействия государства снезависимыми общественными группами иобъединениями;
-развитие демократических процедур и институтов;
-развитие правового государства;
-становление эффективного государственного аппарата, бюрократии, которая можетиспользовать новая демократическая властьв своих целях;
-развитие экономического общества путем создания системы социальных институтов и норм,выступающих посредниками междугосударством и рынком [9-58].
По мнению третьейгруппы исследователей, куда можно отнести А.Ю. Мельвиля, между структурным ипроцедурным подходами непреодолимого противоречия не существует. Наоборот, они скорее взаимнодополняют друг друга, поскольку анализируют различные аспекты одного и того же явления,поэтому возможносинтезирование этих двух методологий. Однако концептуальное объединение двух методологическихподходов многими политологами воспринимается неоднозначно и в целом является нерешенной для науки проблемой.
П. Пшеворский указывает на трудности перехода к демократии:«Заметим, что процесс распада авторитарного режима можно повернуть вспять, какэто случилось в 1968 году в Чехословакии, в 1974 году в Бразилии, в 1981 годув Польше. Он может привести и к новой диктатуре, как это произошло в Иране иРумынии. И даже если не будет установлена старая или какая-нибудь новаядиктатура, переход может остановиться на полдороге или вылиться такую формуправления, которая ограничивает конкуренцию или оказывается под угрозой военноговмешательства. Но и в том случае, когда все же удается прийти к демократии, онане обязательно оказывается прочной. При определенных условиях деятельностьдемократических институтов может привести к тому, что в конце концов отдельныевлиятельные политические силы сделают выбор в пользу авторитаризма.Следовательно, прочная демократия в это всего лишь один из возможных исходовпроцесса распада авторитарных режимов[10].
Западные политологи, систематизировавшие и обобщившиеогромный эмпирический материал, связанный с разнообразием форм процессадемократизации в различных странах, выделяют четыре этапа этого процесса.
1)Либерализация. Это процесс институционализации основных гражданских свобод безрадикальной смены старого властного аппарат. На данном этапе ставится подсомнение легитимность политического режима. Это объясняется его дискредитациейодновременно популяризацией реформаторами преимуществ демократического режима.
На этом этапе происходит значительное расширение политическогоучастия граждан, формируются альтернативные политические организации идвижения. Всплеск политической активности и приводит к возникновению конфликтаинтересов, который поддерживает стабильность прежнего режима, являясь такимобразом необходимой предпосылкой демократии.
2)Демонтаж старой политической системы. На этом этапе должен решиться тем илииным образом конфликт между сторонниками старой системы и оппозицией,ориентированной на формирование новой модели. Будет ли это мирное соглашениеили силовое противостояние, как неоднократно происходило в истории, решаетсясугубо индивидуально в каждой стране.
I)Конституирование демократического способа правления. На этом этапе происходитпринятие соответствующих нормативных актов, консолидация общества, устранениеопасности военного переворота и возврата к прежнему политическому режиму.
4) Ресоциализацияграждан, то есть усвоение ими новых норм И ценностей, их постепенное врастаниев новую систему отношении в ходе демократического политического процесса.
Несомненно,демократизация - процесс длительный, сложный и мучительный. И, бесспорно, должны наличествовать вполне определенные, четковыраженные и апробированные в коде политического развития причины, по которымчеловечество воспринимает демократию как цель политического развития.
Списокиспользованной литературы
1.ХантингтонС. Будущее демократического процесса. от экспансии к консолидации Политология христоматия Под ред.проф. М.А.Василика.-М., 1999.-С.692.
2.РостауД.АПереходы к демократии ю попытка динамической модели Политология.Хрестоматии Под.ред. проф. М.А.Василика.- М., 1999.-С.699
3 Там же...-С.660
4. Тамже.. .-С.558
5. ХантингтонС. Будущее демократического процесса. от экспансии к консолидации Политология христоматия Под ред.проф. М.А.Василика.-М., 1999.-С.697.
6.Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (теоретические -методологические иприкладные аспекты).-М., 1999.
7.Мельвиль А.Ю. Опыт теоретического -методологического синтеза структурного ипроцедурного подходов к демократическим транзитам Политическиеисследования.-М.,1998.-N2.
8.Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (теоретические -методологические иприкладные аспекты).-М., 1999.
9. Linz J.-baltimore, London, 1996, Stepan A.,Problems of Democratic Transition and Concolidation . .-Baltimore,London, 1996.
10.Пшеворский А. Переходы к демократии Политология . хрестоматия Под ред. М.А.Василика. М., 1999.-С.673.
Поделиться: