СМЕРТЬ В ОТМЩЕНИЕ КРОВИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По данным муфтията Ингушетии, на начало нынешнего года в состоянии кровной вражды здесь находилось 180 семей. Проведший большую часть жизни вдали от Ингушетии глава республики Юнус-Бек Евкуров был шокирован этими цифрами и выступил инициатором примирения кровников. Он встретился с представителями враждующих семей и постарался донести до них «всю пагубность существующего положения». Теперь примирительная комиссия при муфтияте ведет работу в каждом населенном пункте, где проживают кровники. С начала года уже примирились более 20 семей, тогда как раньше удавалось примирять всего пять-шесть семей за год.
СМЕРТЬ В ОТМЩЕНИЕ КРОВИ

Проведший большую часть жизни вдали от Ингушетии глава республики был шокирован живучестью обычая вендетты и решил примирить кровников

В 1907 году газета «Терские ведомости» опубликовала материал под заголовком «Ингушские народные приговоры». Информационным поводом для статьи стала договоренность о прекращении кровной вражды между ингушами. Она была достигнута в Назрани «при полном сходе представителей ингушского народа». Автор отмечал, что «радость ингушей от появления надежды на светлое будущее не поддается описанию».

Организаторы схода исходили из того, что пока существует этот страшный обычай, противный учению Пророка, никакое просвещение и никакие культурные и экономические улучшения быта ингушского населения немыслимы.

Сход постановил «прекратить отныне и навсегда обычай кровомщения, как противный высоконравственному учению Корана», «всем без исключения кровникам из среды ингушей совершить между собою примирение, согласно существующему обычаю», «сроком окончательного примирения назначить 1 июля 1907 года». Для тех, кто не подчинится принятым решениям, было предусмотрено выселение из пределов округа, «как вредных для общественного спокойствия и благополучия всего населения».

Прошло 102 года и вендетта - вновь в повестке дня общественно-политической жизни Ингушетии. Очевидно решения, принятые в 1907 году, не были реализованы в полной мере. Обычай кровной мести продолжает оставаться заметным дестабилизирующим фактором. Он достался ингушам в наследство от тех времен, когда у них не было своей государственности. В этой ситуации семья жертвы вынуждена была сама наказывать семью преступника, чтобы восстановить семейную честь.

Кровная месть основана на принципе равного возмездия за преступление, который еще в Ветхом завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб». Вендетта - не чисто кавказское изобретение, она существует в странах Ближнего Востока, в Албании, Южной Италии, в некоторых регионах Испании.

По законодательству Российской Федерации мотив кровной мести при совершении убийства рассматривается как отягчающее вину обстоятельство. За такое убийство статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертную казнь.

Но не везде к вендетте такое отношение. На Ближнем Востоке она признана законом и смягчающим вину преступника обстоятельством. В Италии и Испании вендетта приравнивается к обычному убийству, но наказание преступнику выносится, как правило, более мягкое.

В условиях Ингушетии осуждение убийцы светским судом (за исключением тех случаев, когда он осужден на смертную казнь) не освобождает его от кровной мести. Опасность вендетты еще в том, что она может быть осуществлена и в отношении ближайших родственников убийцы, вся вина которых в том, что им выпало несчастье быть его отцом, братьями... Обычай кровной мести не распространяется на женщин, зато в наиболее одиозных своих формах смерть в отмщение крови может настигнуть и дальнего родственника убийцы. В таких случаях мститель руководствуются принципом: «Мы убьем лучшего (влиятельного) представителя их тейпа».

Кровная месть отравляет жизнь представителей обеих сторон. Убийца и его родственники годами, а то и десятилетиями находятся под угрозой смерти. Это не позволяет им в полной мере реализовать себя в учебе, карьере, бизнесе... Не в лучшем положении оказываются и мстители. Если отомстить не сумело сделать одно поколение, то обязанность эта переходит к их детям и внукам. К тому же находятся доброхоты, которые при случае не преминут напомнить, что кровь-то еще не отомщена. Последнее обстоятельство стало одной из главных причин живучести обычая кровной мести среди ингушей.

По данным муфтията Ингушетии, на начало нынешнего года в состоянии кровной вражды здесь находилось 180 семей. Проведший большую часть жизни вдали от Ингушетии глава республики Юнус-Бек Евкуров был шокирован этими цифрами и выступил инициатором примирения кровников. Он встретился с представителями враждующих семей и постарался донести до них «всю пагубность существующего положения». Теперь примирительная комиссия при муфтияте ведет работу в каждом населенном пункте, где проживают кровники. С начала года уже примирились более 20 семей, тогда как раньше удавалось примирять всего пять-шесть семей за год.

Абу Гадаборшев, Магас

Вестник Кавказа

Теги: Ингушетия

Поделиться: